КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ(ок.329 – 379)
По мнению А. Грилльмайера, «христология Василия Великого более сосредоточена на различении Божественных и человеческих свойств во Христе, нежели на выявлении единства Лица» (Grillmeier. Р. 279). Василий Великий был твердо убежден в двух природах Христа (Hom. 29; Hom. in Ps. 48). Его терминология, описывающая соединение двух природ, включает выражения, характерные как для александрийской школы (ἡ ἐν σαρκὶ ἐπιδημία, «пребывание во плоти» - Ep. 261. 2; ἔνσαρκος παρουσία, «пришествие во плоти» - De Spirit. Sanct. 19. 49; ἐφανερώθη ἐν σαρκί, «явился во плоти» - Ep. 261. 1; ἡ θεοφόρος σὰρξ, «богоносная плоть» - Ibid. 2; Hom. in Ps. 45; ἡ χριστοφόρος σὰρξ, «христоносная плоть» - Ep. 261. 2), так и для антиохийской (ἡ πρὸς τὸν Θεὸν συνάφεια, «сочетание с Богом» - Hom. in Ps. 45; ἡ ἐνανθρώπησις, «вочеловечение» - Ep. 8. 3; 261. 3; 262. 1). Святитель Василий свидетельствует о распространении докетических представлений о призрачном теле Спасителя (Ep. 260. 8; 261. 2), воспроизводящих идеи гностика Валентина (Ep. 261. 2). Если бы они имели основание, говорит святитель, то «царство смерти» не было бы пресечено (Ibidem). «Богоносная плоть (θεοφόρος σάρξ) составилась из человеческого смешения (ἀνθρώπειον φύραμα)» (De Spirit. Sanct. 5. 12). Он отмечает, что о человеческой природе Спасителя свидетельствуют многие места Священного Писания (Ep. 236. 1; Hom. in Ps. 44; ср., напр.: Лк 2. 52; Ин 4. 7). Так, по мнению Василия Великого, когда ап. Петр говорит, что Бог «соделал Господом и Христом Сего Иисуса» (Деян 2. 36), он имеет в виду Его человечество (Adv. Eunom. II 3). При этом образование и развитие тела Спасителя происходило не так, как у людей: носимый во чреве Девы Марии плод мгновенно достиг совершенного состояния плоти (Hom. 27). Богородица, по учению св.Василия, одновременно и Дева и Мать (Ibid. Col. 1468). Евангельские слова «и не знал Ее до тех пор (ἕως), пока не родила Сына Первенца», согласно святителю, означают, что состояние девства распространяется на все время (μέχρι παντός) жизни Богородицы (Ibidem). Человеческая плоть Господа, будучи причастна Божеству, не сообщила Ему собственной слабости (ἀσθένεια) (Ibid. Col. 1461). Господь претерпевал естественные страдания (φυσικὰ καὶ ἀναγκαῖα πάθη) не Божеством, но телом (Hom. 4). Опровергая еретическое учение о том, что Бог превратился в плоть (τοῦ Θεοῦ εἰς σάρκα τραπέντος), Своим Божеством преложился в вещественную природу (Ep. 262. 1), Василий Великий замечает: если превратился, то изменился (Ibid. 2), однако Сын Божий не вышел за пределы Самого Себя, небо не оказалось лишенным Его, поскольку Божество не переходит из одного места в другое, а бессмертное не подвержено изменениям (Hom. 27). По словам святителя Василия, чисто и незапятнанно Божество, хотя заключено в вещественной природе (Ibid. Col. 1473). Святитель прибегает к образу соединения природ во Христе, как огня с железом (Hom. 27). Человек нуждался в искуплении для обретения свободы от диавола, однако выкуп (λύτρον) должен был быть неравноценным (μὴ ὁμογενές) с порабощенными (Hom. in Ps. 48). Для выкупа драгоценной души, заключающей в себе подобие Божие, необходим был Богочеловек (ἄνθρωπος Θεός) Иисус Христос. Господь Себя предал во искупление человека (Hom. in Ps. 115). «Ныне, - говорит св.Василий, - начальство диавола уже низложено, почему ничто нам не мешает наслаждаться древом жизни» (Hom. 9). «Посмотри, - обращается он к своим слушателям, - «что дано взамен тебя и познай свою цену» (Hom. in Ps. 48), каковая есть Кровь Христа (Hom. in Ps. 61). Боговоплощение было совершено ради каждого человека (Hom. 3). Через сродство по плоти он взял на себя все человечество, чтобы вновь умертвить смерть (Hom. 27). Спаситель был Богом, стал человеком по домостроительству, которое произошло добровольно (De Spirit. Sanct. 8. 18). Божественное достоинство Спасителя нисколько не унижается Его снисхождением (συγκατάβασις) (Hom. 15). Напротив, в Боговоплощении и крестном страдании проявляется превосходство Его крепости (ἰσχύς) более, чем в творении мира (De Spirit. Sanct. 8. 18). Он претерпел позорную смерть, дав людям достоинство (ἀξίωμα) Божества (Asc. fus. 2).
|