Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ




(1829-1908)

 

До грехопадения первых людей Господь Бог «всегда был с ними; имел обитель в их сердцах; любил их и подавал им неизреченный мир и радость» (Моя жизнь во Христе). Поддерживать союз с Богом они должны были через повиновение Творцу. Единственная заповедь, данная человеку, подчеркивает Иоанн Кронштадтский, «должна была укрепить его волю в согласовании ея с волею Божией так, чтобы воля Божия была одно с волею человеческою, как воля одного Лица в Троице была совершенно тождественною с волею второго и третьяго Лица» (Мысли о Церкви). Но Адам и Ева не исполнили заповеди Божией, «не исполнили послушания, данного им Творцем, и, возмечтав быть больше, чем сколько они были, оказались гордыми, самолюбивыми и неверными» (Катехизические беседы). Согрешив, они удалились от Бога, и Он удалился от них. Поскольку «оброки греха - смерть», то люди подверглись смерти телесной и душевной, греховному рабству (Мысли о Церкви); через это их природа стала доступна диаволу - всякому злу (Там же). Без Бога в их душе водворились беспорядок, смятение, скорбь, они почувствовали тесноту душевную, поскольку, как отмечает св.Иоанн, «по закону Божией правды, «скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое» [Рим 2. 9 слав.]» (Катехизические беседы). Говоря о «правде Божией», Иоанн Кронштадтский в то же время указывает, что «Господь любя нас наказывает» (Там же), употребляя тяжкие наказания в качестве лекарства. У праведного Иоанна свойства правосудия и милосердия Бога уравновешены: он созерцает Бога как справедливого, строгого судью и в то же время как любящего Отца. Так, например, размышляя о проведенной 1-й седмице Великого поста, он пишет о народном покаянии как о приготовлении «примириться с разгневанным Богом» (Мысли о Церкви); однако вслед за этим восклицает: «Боже мой, какая необъятная любовь, какое благоволение! Какое полное дарование! Всего Себя отдал мне в пищу и питие со всеми вечными и безконечными благами!» (Там же).

Вследсвие греха в человеке дезориентировались силы души, что стало источником постоянного душевного беспокойства, появились болезни, страдания и смерть. Человек стал ощущать вредные действия стихий на себе, животные вышли из подчинения ему. «Но что всего ужаснее, диавол, который утешается страданиями человека, возъимел над ними власть» (Катехизические беседы). Состояние первых людей после греха естественным образом распространилось на их потомство, ибо «каково дерево, таковы и плоды» (Там же); таким образом, все человечество несет на себе печать греха. «Греховное состояние нашей природы, с которым и в котором мы рождаемся, называется первородным грехом, а все худыя последствия его для людей - следствиями первородного греха» (Там же). Достойным слез, по выражению св.Иоанна, следствием греха стало то, что «плоть человеческая возобладала над душой» (Там же), т. е. исказилась иерархия естества человеческого. «…Душа - Божественное дыхание - вместо того чтобы господствовать над плотью, сама стала жить сообразно с греховными влечениями плоти» (Там же). При этом в душе остались, хоть и слабо выраженные, первоначальное ведение о Боге и желание соединиться с Ним. Таким образом, в падшем человеке присутствуют как бы два активных начала - доброе и злое, и всякий человек «в продолжение всей жизни… должен терпеть неизбежную борьбу между плотию и духом» (Там же). Иоанн Кронштадский описывает это противостояние как непрекращающийся процесс, ежеминутно ставящий человека перед нравственным выбором, от которого зависит конечная участь человека: «…плоть хочет гордиться, величаться, а дух, напротив, хочет смиряться; плоть хочет гневаться, злобиться, ссориться, мстить делом или словом, а дух этого не хочет; напротив - все хочет с кротостию прощать… плоть бежит от молитвы или собеседования с Богом, а дух только и хочет жить молитвою; плоть силится истребить веру во все небесное и жить только земным, а дух все свое наслаждение полагает в созерцании небеснаго, невидимаго» (Там же). Внутреннее зло, присутствие которого каждый человек ощущает в себе, невозможно объяснить только поврежденностью природы, это также действие духов злобы поднебесной, существованием которых многое объясняется «в судьбах и жизни человечества» (Там же). По словам Иоанна Кронштадтского, «на бытии злых духов основывается самое таинство искупления нашего Сыном Божиим, потому что Он пришел «разрушить дела диавола» [1 Ин 3. 8]» (Катехизические беседы). Время пришествия в мир Сына Человеческого было обусловлено тем, что крайнего предела достигло мучительство диавола (Там же). Тема противоборства диавола с Христом в сердце человека является одной из сквозных в богословском наследии праведного Иоанна, мировосприятие которого антиномично: во всем он видит борьбу света и тьмы, добра и зла, в конечном счете - Бога и диавола. «Мы замечаем в себе борьбу веры с неверием, доброй силы со злою, а в свете - духа церковности с духом мира…- пишет он.- Знаете, отчего это? - от борьбы двух противоположных сил: силы Божией и силы диавольской» (Моя жизнь во Христе). Царство диавола может быть «внутрь нас», подобно царству Христа (Мысли о Церкви). Есть люди, которые облекаются в диавола так же, как другие - во Христа. Вкушением запрещенного плода в человека вселяется диавол, так же как вкушением Тела и Крови Христа - Христос (Там же). Иоанн Кронштадтский считал, что нужно дополнить определение Катехизиса святителя Филарета об избавлении нас Сыном Божиим «от греха, проклятия и смерти» словами «от диавола» (Мысли о Церкви).

Вскрывая противоречия человеческой природы, «эту застарелую болезнь человеческого рода», и указывая, что человек сам не в состоянии справиться с «мысленным Голиафом» (Христианская философия), св.Иоанн говорит о необходимости божественной помощи человечеству. «Чтобы одолеть жало смерти, уязвившее род человеческий, и истребить проклятие за грех, надо было Самому Сыну Божию воплотиться и быть человеком и исполнить всю правду Божию…» (Мысли о Церкви). Иоанн Кронштадтский находился в стороне от богословских дискуссий о догмате искупления, набиравших силу при его жизни, и оставался верным и терминологически и доктринально т. н. юридической теории искупления. Он исповедовал необходимость искупительных заслуг Сына Божия, воспринявшего в Голгофской Жертве всю полноту гнева Божия на согрешившее человечество. «Чтобы спасти человека, нужно было удовлетворить правде Божией за грех человека, но ни один человек не только за других, но и за себя не может дать «измены» (т. е. выкупа) и «цену избавления души своея» [Пс 48. 8 слав.], а удовлетворение безконечной правде Божией, безконечно оскорбленной грехом непослушания человеческого, долженствовало быть тоже безконечное» (Катехизические беседы). По этой причине в жертву за грех принес Себя Сын Божий. Отец Небесный делом доказал свою любовь и бесконечную премудрость, послав в мир на страдания и смерть Своего Единородного Сына ради спасения людей (Моя жизнь во Христе). «Через воплощение, страдания и смерть вочеловечившагося Сына Божия принесено удовлетворение правде Божией за грехи человеков; а через Его спасительное учение или заповеди, через Его жизнь, через Его животворящее тело и кровь и другие таинства обновлена, возсоздана, и возсозидается человеческая природа» (Катехизические беседы). Учению о спасении, унаследованному праведным Иоанном от богословской школы середины XIX в., он находил подтверждение в опыте евхаристического служения. Литургия, по его словам, «есть, так сказать, непрестанное заколение Божия Агнца… непрестанно продолжающаяся и до конца мира продолжаться имеющая жертва Богочеловека Христа Богу Отцу Своему за нас грешных» (Мысли о Церкви). «Когда я,- писал он,- произношу слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» - я представляю торжественность и величие данной минуты, когда архиерей или священник, стоя лицем к лицу с вечною, совершенною, неизменною правдою Отца Небеснаго, карающего грех, приносит от лица всех и за всех единую, безмерную, всеправедную, умилостивительную Жертву Христа, Сына Божия, единую могущую преклонить на милость Бога Отца, искупить весь мир от праведнаго проклятия и исходатайствовать всем верующим прощение грехов и благословение, а усопшим в вере и надежде воскресения и жизни вечныя - оставление согрешений и покой со святыми» (Там же).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты