Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Десять заповедей, или Что говорил Бог Моисею на горе Синай




Десять заповедей мы широко используем в своей психо­логической и психотерапевтической работе. Поэтому при­веду их все практически без купюр, но с комментариями.

«Я, Господь, Бог твой, ...Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»(Исх. 20, 2). Блестящая заповедь! С точ­ки зрения человека науки это значит: опирайся только на факты и выводы, которые выте­кают из этих фактов, конеч­но, если мышление работает правильно.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли»(Исх. 20, 4). Очень прогрессивная и современная заповедь, которая учит нас не преклоняться перед авторитетами, а по­лагаться на себя, опираясь на знания законов природы, и не тратить средств на показуху.

Клинический анализ показывает, что большинство не­счастий у больных неврозами, да и всех тех, кто себя счи­тает несчастными, проистекает потому, что они преклоня­ются перед авторитетами, а не полагаются на законы, по которым мы устроены. А они вместо этого курят, пьют, нарушают режим дня, не занимаются физической и психо­ло­гической подготовкой, живут по принципам, которые раз­рушают их внутреннее устройство, идентифицируя себя с авторитетами и лож­ными ценностями. В современной пси­хотерапии этот грех определяет различными терминами. Родитель — в трансактном анализе, интроект — в гештальт-терапии, малоадаптивная мысль — в системе когнитивной терапии, патологическая привычка — в бихевиоризме.

«Не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третье­го и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милос­ти до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5—6). Мысль весьма глубокая. В XIX веке она нашла научное подтверждение в теории вырождения Морреля, который описал вырождение в 3—4-м поколении. В этих стихах фактически идет пропаганда здорового образа жизни. В других книгах Бытия уже идет конкретная расшифровка и указания, что значит выполнять заповеди. Не­даром Франкл подметил, что верующие реже болеют невро­зами.

Но я не думаю, что всеведущий Бог мог в такой форме дать эту заповедь: «Не делай себе кумира...». Думаю, что Бог знал принцип сперматозоида. Ведь он же знал (сам нас де­лал по своему образу и подобию), что стоит нам только что-нибудь запретить, так нам сразу же и захочется это сделать. Думаю, что Бог растолковал эту заповедь в том смысле, что­бы человек полагался только на самого себя как в плане действий, так и в формировании образа мыслей, а не на ав­торитеты.

И остальные заповеди тоже относятся к здоровому об­разу жизни.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»(Исх. 20, 7). И эту заповедь хочется нарушить, так как в ней — запрет. По‑видимому, Бог рекомендовал заниматься делом, а не тратить время на пустые разговоры. Ведь ему и так все известно.

И действительно, здесь уже прослеживаются идеи о взя­тии ответ­ственности за свою жизнь на себя, идеи психоло­гической зрелости.

«Помни день субботний»(Исх. 20, 8) — тоже хорошая за­поведь. Отдыхать необходимо.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»(Исх. 20, 12).

Эти две последние заповеди составлены в психологичес­ки правиль­ной форме. Здесь понятно, что нужно делать — отдыхать и уважи­тельно относиться к родителям. По пово­ду последней заповеди мы подчеркиваем, что Бог требует почитания, а не послушания. Ведь если дети во всем будут слушаться родителей, то прогресс остановится. Это роди­телям следует избавиться от первородного греха. Тогда они пере­ста­нут думать, что они обязательно умнее своих потом­ков. Это я сейчас больше себе говорю. Ведь я не только отец, но и дед. И отношения с детьми и внуками у меня хорошие, потому что я не заставляю их слушаться меня.

Но они меня почитают, хотя я им и не вбивал в головы эту заповедь.

«Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси лож­ного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх., 20, 9, 12-17).

Итак, все эти положения хороши, но только три состав­лены так, что их можно выполнить (Есть только Бог..., По­мни день субботний и почитай отца твоего...). Все осталь­ные начинаются с запретов. Но суть человека такова, что именно запретное будет наиболее желанным, и именно это он будет хотеть сделать.

Может быть, если бы Бог не запретил есть с древа по­знания Добра и Зла, Адам и Ева и не подошли бы ни разу к этому дереву. Бог, если считать его всеведущим, не мог не знать, что заповеди, составленные в форме запретов, обя­зательно будут нарушаться. Поэтому он, по‑види­мому, не только запретил, но и указал, что делать, однако Моисей то ли не полагался на разум своих соплеменников, то ли в спешке, в основ­ном передал только запретительную часть заповедей. Затем психотерапевтам пришлось воссоздавать и их указующую часть. Поэтому в процессе психотерапев­тической работы мы стараемся придать этим заповедям ут­вердительную, а не отрицательную форму. Я думаю, что именно так, как мы сейчас опишем, и диктовал Моисею Бог свои заповеди.

Тогда «Не делай себе кумира» превращается в «Живи своим умом», естественно, соблюдая законы природы; «Не убивай» — в «Налаживай отношения с близкими» (вот тут-то как раз психология общения и нужна); «Не прелюбодей­ствуй» — в «Наладь сексуальные отношения со своим (-ей) супругом (-ой)» (и в голову не придет прелюбо­действовать). (См. «Легенды и мифы современного секса»); «Не кради» — в «Учись зарабатывать» (некогда и незачем будет красть); автоматически выполнится и заповедь «Не произноси лож­ного свиде­тельства на ближнего твоего» и «Не желай дома ближнего твоего...».

Вот эту позитивную часть заповедей Моисей не передал своим подопечным. А запреты он придумал сам. Не мог же Бог ошибиться!

Далее идут подзаконные акты, носящие в основном за­претительный характер. Вот один из них, весьма мудрый для любителей брать взятки: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих». Многие поняли эту заповедь сле­дующим образом: «Давай подарки — и не увидят твоих гре­хов». Так появилась коррупция.

Многие заповеди, касающиеся диетологии, гигиены поло­вой жизни весьма разумны и укрепляют семью. В частности, длительное воздер­жа­ние после месячных при соблюдении заповеди «Не прелюбо­дей­ствуй» — лучшая профилактика пресыщения собственной женой.

Естественно, выполнить заповеди эти, изложенные в запрети­тельной форме, исполнить невозможно. Наоборот, они провоцируют людей делать именно то, что запрещено. Вот мы их и переделали в положительные. Но ведь и поло­жительные могут выполнять наоборот.

Тогда появилась мысль составить правила так, чтобы в них были одновременно и указания, и запреты. Кроме того, появились и пра­вила-приметы, которые помогают выбрать направление движения. Например, совет собирающимся выйти замуж (жениться): «Не бери полуфабрикат — бери готовую продукцию». Но в этом разделе нет примет, по ко­торым можно узнать, где готовая продукция, а где полуфаб­рикат Тогда я советую прочитать научные приметы. Если молодой человек, объясняясь в любви, говорит: «Такой кра­сивой, как ты, я никогда не видел», — значит, это бабник. Вас бабник устраивает — тогда вперед! Помните, что пере­воспитать человека невозможно! Или: «Я без тебя не могу обойтись», — это объяснение сопляка. Настоящий мужчи­на, хоть ему и будет трудно, без вас обойдется. «Ты мне нуж­на» — это объяснение потребителя. Выясните, в каких ва­ших качествах он нуждается, чтобы не обмануть его ожиданий. И если вы согласны иметь дело с бабником, со­пляком и потребителем — тогда вперед!

В правилах и афоризмах я стараюсь перечислить все ва­рианты. Дело в том, что мудрость организма такова, что если есть все вари­анты, то организм выберет наилучший, как собака в семье всегда правильно выбирает себе хозяи­на. Если есть только плохие варианты, то организм выбе­рет лучший из худших. Хочу проиллюстрировать это при­мером. Я приведу рассказ одного из своих подопечных, человека зрелого и разумного.

«Я с женой и младшим сыном пришел в гости к своему старшему сыну, у которого кроме нас были еще родители и младший брат его жены. Все гости, как могли, терзали (т. е. задаривали, тискали, подбра­сывали, сюсюкали и т. п.) двух моих внуков шести и двух лет. Я же занимался своими де­лами. Через час-полтора внуки крутились возле меня, от­гоняя других родственников. Я их удерживал, используя правило, вытекающее из принципа сперматозоида; «Удер­живай, отпуская». Как это получилось? Я занимался свои­ми делами, каждый раз меняя их, до тех пор, пока не занял­ся делом, которое их заинтере­совало. Так они оказались возле меня. Когда они от меня отдалялись, я менял род за­нятий, и они опять проявляли интерес к ним, а заодно и ко мне».

Когда вы прочтете эту книгу, то убедитесь сами, что все они вытекают из одного принципа — принципа спермато­зоида. И можно вывести из него еще массу правил. Очень умные могут ограничиться прочтением этого предисловия, проанализировать свои ошибки и победы и вывести для себя правила. Они будут совпадать с тем, что я здесь напи­сал. Просто умные могут ограничиться чтением только афо­ризмов. Поэтому я советую им не приобретать этой книги, а ознако­миться с ней в библиотеке и просто выписать пра­вила.

Тугодумам вроде меня я бы порекомендовал приобрес­ти эту книгу, ибо после почти каждого правила я объясняю, откуда я его взял, привожу конкретные примеры его при­менения, почему на него, после хорошего продумывания, можно положиться, не проверяя каждый раз, соответству­ет ли оно истине.

Имею я еще и свои тайные помыслы. Очень хочется прославиться и пристроится к такому ряду, где стоят Сократ, Аристотель, Сенека, Моисей, Данте, Шекспир, Ларошфу­ко, Блез Паскаль, Пушкин, Шопен­гауэр, Ницше, Фрейд, Хорни, Фромм, Франкл и Козьма Прутков. Отсюда кажу­щиеся иногда необоснованные повторы. Так, знаменитое «Нельзя объять необъятное» Козьма Прутков повторял не­сколько раз. «Обнимая полную женщину, помни, что нельзя объять необъятное», и еще несколько раз подобным обра­зом. Повторялись и Фромм, и Ницше, и Шопенгауэр, и Франкл.

Кажется, Низами говорил, что все идеи стары как мир, — лишь в терминах звучит волнующая новизна. В на­уке мне удалось, не придумывая ничего принципиально но­вого (не потому, что я не хочу этого сделать, а потому, что это НЕВОЗМОЖНО) создать свое направление. В науке я претендую на Нобелевскую премию. Как мне кажется, я уже все сделал для того, чтобы ее получить, но не дают. Обидно, конечно! Я допустил промашку. Оказывается, за психологи­ческие новшества еще никому Нобелевских премий не давали. Но, слава Богу, здоровье не страдает! Не по­лучилось и не надо! Сейчас я хочу оставить свой след в афо­ризмах. И если опять ничего не получится, меня утешит мысль Шопенгауэра, который утверждал, что временная слава испаряется со смертью ее носителя. И только истин­ная слава постоянно растет. Жалко только, что ее носитель обычно к этому времени уже находится в лучшем мире. А как хотелось бы все это прочувствовать при своей жизни! Но что делать: закон есть закон. Сам же все время об этом говорю.

Как составлены афоризмы, правила и «заморочки»: в них есть запреты и указания, а также приметы. Так я вынужден был сделать, чтобы нейтрализовать вредное действие прин­ципа сперматозоида. Запрет может толкнуть на его наруше­ние, указание на невыполнение. На какое-то мгновение принцип перестает действовать. В это время подключается разум, и вы принимаете правильное или по крайней мере свое собственное решение и в соответствии с ним действу­ете, помня афоризм Сенеки: «Кто хочет подчинить себе обстоятельства, тот должен подчинить себя разуму».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты