Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Для внутреннего употребления и собственного использования 2 страница




Читайте также:
  1. ACKNOWLEDGMENTS 1 страница
  2. ACKNOWLEDGMENTS 10 страница
  3. ACKNOWLEDGMENTS 11 страница
  4. ACKNOWLEDGMENTS 12 страница
  5. ACKNOWLEDGMENTS 13 страница
  6. ACKNOWLEDGMENTS 14 страница
  7. ACKNOWLEDGMENTS 15 страница
  8. ACKNOWLEDGMENTS 16 страница
  9. ACKNOWLEDGMENTS 2 страница
  10. ACKNOWLEDGMENTS 3 страница

К нереальным целям относятся желание перевоспитать другого человека, никогда не ошибаться, всегда и во все времена пользоваться успехом, всегда всем нравиться, все­гда быть на высоте, и т. п.

Итак: ставьте только самые высокие, большие, но реаль­ные цели.

30. Намечай великое, но довольствуйся и малым.

Афоризм навеян мыслями психотерапевта И.М. Литвака, который считает, что у человека должно быть две про­граммы: программа-минимум и программа-максимум. Если у человека есть только программа-максимум, то его реаль­ная жизнь будет очень тяжелой, и он просто не доживет до того светлого будущего, которое намечено программой-максимум. У нас вся страна жила светлым будущим в эпоху социализма, не имея программы-минимум. А если чело­век имеет только программу-минимум, то он теряет направление и крутится на месте.

Такой подход хорош и при выборе работы. Берись за любую интересную работу независимо от того, какой она дает доход. В общем, все, или хотя бы что-нибудь.

Итак: намечай великое, но довольствуйся и малым.

31. Не ищи грибы, а ищи лес, где они водятся. Там грибы сами найдутся.

Совет тем, кто хочет удачно устроить свою личную жизнь. Нельзя искать суженого на дискотеках, балах и гу­ляньях. Его можно найти на производстве, научной конфе­ренции, на соревнованиях профессиона­лов и пр. Очень хо­рошо, если с ним сотрудничаешь.

Итак: не ищи грибы, а ищи лес, где они водятся. Там гри­бы сами найдутся.

32. Не гонись за счастьем, а найди то место, где оно водится. И счастье само тебя найдет. Могу подсказать то место, где водится твое счастье, — это ты сам. А путь к нему — максимальное развитие всех своих способностей.

33. Стань тем, кем ты должен стать, — и счастье тебя найдет.

34. Человек должен стремиться стать «самым-самым лучшим...» (врачом, писателем, поваром, инженером, столяром и т. п.)

Для этого нужно много усилий, но нет никаких гаран­тий, что ты станешь самым-самым... Есть только один га­рантированный способ «стать самым, самым...» – ничего не делать. Но станешь ты «самым-самым...» несчастным.

Афоризмы навеяны мыслями В. Франкла, который рас­сматривал счастье, успех, авторитет, радость как побочный продукт правильно организованной деятельности. А для тех, кто ставит цель всего этого достигнуть, они, как линия горизонта, при приближении к ним удаляются.



Итак: человек должен стремиться стать «самым-самым лучшим...» (врачом, писателем, поваром, инженером, столяром и т. п.)

35. Солдату надо мечтать стать генералом не для того, чтобы стать генералом, а для того, чтобы быть хорошим солдатом.

Афоризмы 30—35 — это как бы дополнение к афоризму 29. Разъясню только последний. Думаю, что это будет по­лезно и другим, чем-то похожим на одного из моих подо­печных. Послушайте его рассказ.

«Меня воспитывали в духе «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Мною он был понят как «стань генералом». И став студентом мединститута, я выбрал тео­ретическую кафедру не потому, что мне нравился предмет, а потому что, как я и мои близкие считали, там можно было быстрее стать генералом, т. е. доктором наук и про­фес­со­ром. Не буду описывать всю тягомотину неинтересных экспери­ментов, хотя успехи у меня были. Я почти написал диссертацию, но, к счастью (это я теперь говорю «к счас­тью», тогда для меня это было большое горе), меня не при­няли в аспирантуру, что в конечном итоге привело меня на клиническую кафедру. Но, к сожалению, осталось «желание стать генералом». Тему для научной работы я выбрал, свя­занную с дерьмом в прямом и переносном смысле слова: я исследовал микроэлементы в моче, кале, крови и спинно­мозговой жидкости у дефектных больных. Когда диссерта­ция была уже готова, ВАК, разо­бравшись, запретил прини­мать такие темы к защите (и в годы застоя бывали правильные решения). Я тоже много пережил, но потом с помощью УЧИТЕЛЕЙ понял, что МЕЧТАТЬ стать генера­лом надо лишь для того, чтобы БЫТЬ хорошим солдатом. А быть всегда легко! И только после этого ко мне стали приходить сами по себе знаки отличия. И если я еще не «генерал», т. е. не доктор наук, то это только потому, что, став хорошим солдатом, я не имею времени для добыва­ния генеральских погон. Но меня это не волнует, кроме того, сейчас у меня совсем другие, более высокие цели, которых можно добиться и без «генеральского» звания». Так я пи­сал о нем в первом издании. К моменту выхода этого изда­ния он уже имеет практически все «генеральские отличия», которыми отмечают научную работу. Он даже является ака­демиком одной из наших академий.



Итак: солдату следует мечтать стать генералом не для того, чтобы стать генералом, а для того, чтобы быть хорошим солдатом.

36. Даже если только хочешь остаться на месте — расти!

Можно долго не объяснять. Жизнь идет вперед, и если ты не растешь, то останешься позади. Если бы это знали те, кого увольняют с работы, от кого уходят мужья и жены, друзья и дети! Когда растешь, то меняешься сам и тем са­мым можешь поддержать к себе интерес.

Итак: даже если только хочешь остаться на месте — ра­сти!

37. Когда критикуешь гения, подумай, может быть,
ты его просто не понимаешь.



Больше говорю это себе и своему поколению. Нас при­учили критиковать психоаналитиков, генетиков, так назы­ваемых буржуазных философов, вейсманистов-морганистов и т. п., не читая их работ. Так, генетику, психоаналитичес­кую психотерапию и кибернетику мы называли «продажны­ми девками» империализма. Потом выяснилось, что они вполне приличные и респектабельные дамы. Так что кри­тикуем мы очень легко, охотно и с грохотом. Только кого? Не себя ли? Когда я понял, что одного диплома мало, нуж­но еще и образование, я стал его добывать. Читая гениев, я по инерции их продолжал критиковать. Но когда я стал их перечитывать, уже имея хоть небольшое, но все-таки обра­зование, до меня дошло, что это не гении ошибались, а я просто их не понимал. Сейчас я пришел к глубокому убеж­дению, что гении не ошибаются. Они иногда просто не все делают, но это только потому, что в те времена, в которых они жили, не было условий сделать то, что можно сделать сегодня. Как можно обвинять Демокрита за то, что он не описал структуру атомного ядра? Ведь тогда еще не было соответ­ствующего оборудования! Спасибо ему за высказанную мысль. И слава Богу, что гении не все сделали! Что-то новое, может быть, удастся сделать и нам! В общем, взби­раясь на гору, которую создал гений, возьми себе то, что тебе нужно для построения собственной горы, а остальное не трогай.

Итак: когда критикуешь гения, подумай, может быть, ты его просто не понимаешь!

38. Если ты сделал открытие, жди освистывания. Верно и обратное: если тебе рукоплещут, следовательно, открытия нет.

Навеяно высказанной кем-то мыслью о том, что исто­рия всех великих открытий проходит три стадии: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда. В этом что-то есть. Только так и должно быть». Не присутствовал при разговоре изобретателя автомобиля с чиновником, но убеж­ден, что он проходил примерно так:

Изобретатель: Бот я придумал повозку, которая может двигаться без лошади.

Чиновник: Не говорите глупости. Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Я и чиновника не обвиняю. Думаю, что первый автомо­биль был менее надежным, чем лошади чиновника.

Афоризм предназначен для молодых (не календарным возрастом, а душой), чтобы не расстраиваться, когда тебя освищут. В приложении прочтите статью, которую написал специально для гениев: «Как стать богатым и знаменитым еще при собственной жизни». А если этого мало, почитай­те А.С. Пушкина:

Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минуты шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд, Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Почему бы нам не последовать совету великого поэта и мудреца.

Итак: если ты сделал открытие, жди освистывания. Вер­но и обрат­ное: если тебе рукоплещут, следователь­но, откры­тия нет.

39. Иной все сделает для твоего счастья при условии, что ты останешься несчастным.

Э. Берн говорил примерно то же, но относил это к ро­дителям, для которых смыслом жизни стало лечение своих детей. Они жили по лозунгу: «Я все сделаю, чтобы мой ре­бенок выздоровел при условии, что он останется больным». И если врачу удавалось вылечить их ребенка, они делали все (естественно, неосознанно), для того, чтобы вызвать обо­стрение. Я описал этот тип как психологического вампира «забот­ливая мать». Это еще одно предостережение тем, кто пользуется или рассчитывает на благодеяния. Я бы совето­вал убегать от тех, кто хочет сделать вас счастливым. Есть один только человек, кто это может сделать, — это вы сами.

Еще раньше Ф. Ницше писал, что сорадость, а не соуча­стие создают друга. Подумайте внимательно, и вы согласи­тесь со мной, что это так. Один из моих подопечных отме­тил с горечью, что его успехи оказа­лись ненужными всем его друзьям, которые в его мытарствах оказали ему большую помощь и которые стали ставить ему палки в колеса, когда он достиг большого успеха. Причем делали они это неосоз­нанно. Он на них не обижался. Да разве можно обижаться на то, что принцип сперматозоида действует? Это же ЗА­КОН!

Итак: иной все сделает для твоего счастья при условии, что ты останешься несчастным.

40. Знай свое место — и всегда будешь первым.

41. Не называй дурака дураком, чтобы самому не стать дураком.

И действительно, как только назвал дурака дураком, так и сам стал дураком, ибо связался с дураком.

Итак: не называй дурака дураком, чтобы самому не стать дураком.

42. Не лезь на чужую гору — карабкайся на свою.

Навеяно песней В. Высоцкого «Чужая колея»;

...Делай, как я. Это значит: не надо за мной. Колея эта только моя, - Выбирайся своей колеей.

Совет может пригодиться тем, кто в своей жизни подра­жает кому-то. Ничего путного не выйдет. Каждый из нас создан в одном экземпляре.

Но можно свою гору насыпать. Как при многоуровневом маркетинге. Я обучаю своих учеников. Мои ученики учат других, те тоже кого-то учит. А меня это поднимает. Это и есть моя гора.

Итак: не лезь на чужую гору — карабкайся на свою.

43. Старайся понравиться прежде всего самому себе,
а затем начальнику и сексуальному партнеру. Остальные пусть заботятся о том, чтобы тебе понравиться.

Подумайте сами! Себе нужно нравиться, потому что этот человек всегда «при вас». Начальнику — потому что ты от него зависишь. Сексуальному партнеру — чтобы он тебя любил. Без последних двух нельзя. Конечно, расстаться с ними можно, но придется искать других. А это хлопотно. Некоторые начальники говорят, что у них нет начальника. Как они глубоко заблуждаются. У них самый грозный начальник — Господь Бог для верующих и законы природы для атеистов. А эти господа ничего не прощают. Представь­те себе дерево и решите, у кого больше степеней свободы: у листьев и веток или у ствола. Начальнику нельзя ни впра­во, ни влево, а только вверх. Подробнее об этом читайте в книге «Командовать или подчиняться».

Зачем вам пытаться нравиться остальным? Что ни делай, все равно есть риск, что не понравишься. Кроме того, с другим можно расстаться, в крайнем случае, свести обще­ние до минимума.

Но самое главное — понравиться самому себе.

А куда уйдешь от себя? Один человек всегда будет при мне — это я сам. И я должен понравиться этому человеку! Если хотите себе понравиться, станьте профессионалом высокого класса. Кстати, и другим тогда тоже понравитесь.

Итак: старайся понравиться прежде всего самому себе, а затем начальнику и сексуальному партнеру. Ос­тальные пусть заботятся о том, чтобы тебе по­нравиться.

44. Хочешь узнать своего главного врага — посмотри в зеркало. Справься с ним — остальные разбегутся.

45. Если будешь помогать себе сам, то и другие тебе помогут; если будешь вредить себе сам, то и другие будут вредить тебе.

46. Если ты сам ничего не делаешь, как тебе можно помочь? Управлять можно только движущимся автомобилем.

В правильности этого положения убедился на собствен­ном опыте. Я много рассказывал о своих идеях, но никак их не оформлял. Мне сочувствовали, возражали, принима­ли, отвергали. Не помню, кто, но кто-то сказал мне пример­но следующее: «Где текст?» Запомнил я и его презритель­ный взгляд на меня как на болтуна. А вот когда у меня появился текст, то сразу же нашлись и помощники. Теперь, если я к кому-то обращаюсь за помощью, несу результаты своих трудов, а не устно высказанные идеи. И от своих уче­ников я требую прежде всего поступки.

Один набожный еврей молился Богу и умолял дать ему шанс улучшить свое материальное положение в виде выиг­рыша в денежной лотерее. Бог тоже просил у него шанс и попросил купить хотя бы один лотерейный билет.

Итак: если ты сам ничего не делаешь, то и помочь тебе невозможно.

47. Хочешь быть счастливым — развивай свои способности!

Правильно и обратное: никогда не будешь счастлив, если способ­ности останутся неразвитыми. Навеян мыслями Ари­стотеля. «Счастье — это развивать свои способности, какие бы они ни были». Потом нечто подобное я находил и у дру­гих мыслителей. Лоуэн, один из после­дователей великого психотерапевта В. Райха, определял счастье как осознание личностного роста. Очень неплохое определение. Если вы не реализовали вашу программу и вашу способность выра­сти физически, то вы будете горбатым физически. Если недоразовьетесь духовно, то у вас будет духовный горб, ко­торым вы будете всех задевать, да и его будут все задевать. В книге «Как узнать и изменить свою судьбу» подробно разобрано.

Итак: хочешь быть счастливым — развивай свои способ­ности!

48. Каждый рождается, чтобы стать королем или королевой в королевстве своем, но нередко остает­ся на всю жизнь лягушкой.

Лягушками мы становимся в процессе воспитания. Нет, не лягушками — просто на нас лягушачья кожа, которую следует сбросить. Хочу разъяснить, что значит, по моему разумению, стать «королем». Это значит делать свое дело не просто хорошо, а так, как его не делает никто. Чтобы тебя не могли ни с кем сравнивать, чтобы твою работу узнавали по почерку. Профессия в этом плане не имеет никакого значения. В Ростове было кафе «Дружба». Там одно время работал повар, который славился приготовлением фирмен­ного блюда «Солянка». В любое время работы этого кафе можно было в него попасть, простояв не менее часа в оче­реди. ТАК готовить солянку никто не мог. Когда он пере­стал работать, кафе стало одним из многих. Этот повар и был королем!

Один из моих подопечных говорил так: «Основное мое достижение заключается в том, что так, как я работаю, ник­то не работает, и что меня перестали сравнивать с другими. Кому-то я нравлюсь, кому-то нет. Чаще не нравлюсь. Но никто не говорит, что я на кого-то похож. Те, кому нужны мои навыки, никуда от меня не денутся. Ведь больше так никто не работает».

Итак: каждый рождается, чтобы стать королем или ко­ролевой в королевстве своем, но нередко остается на всю жизнь лягушкой.

49. Характер — это нередко лягушачья кожа, которую набрасывают на нас родители в первые пять лет жизни.

50. Хочешь стать королем — сбрось лягушачью шку­ру характера.

51. Лягушачью шкуру набросили на тебя другие, но снять ев с себя можешь только ты сам. Но нужны помощники.

52. Изменить самому свою судьбу довольно трудно, так же трудно, как вытащить самого себя за волосы из болота. Нужны помощники.

53. Вылезши из болота своей судьбы, не забывай как следует обмыться.

Болотная тина имеет свойство размножаться. Не успе­ешь оглянуться, как снова окажешься в центре болота. К сожалению, некоторые, получив в результате психологичес­кого тренинга существен­ное улучшение, потом прекращают работать над собой. Все плохое возвращается! Они по­том приходят, находят время, но потерянного времени ведь не возвратить. Что-то еще хочется сказать, чтобы доказать, что следует продолжать работу над собой и тогда, когда тебе хорошо. Ведь лучше автомобиль ремонтировать тогда, ког­да он еще на ходу, чем тогда, когда остановился. Но лучше остановиться. Ведь начнет действо­вать принцип спермато­зоида, тогда человек тем более прекратит работу над собой. Лучше в заключение я скажу следующее: «Как только вам станет хоть чуть-чуть лучше, сразу же прекращайте работать над собой. Зачем зря тратить время на такую ненужную вещь, как работа над собой. Лучше пойдите, помогите дру­гим, даже если они этого не просят».

Итак: вылезши из болота своей судьбы, не забывай как сле­дует обмыться.

54. Наличие характера — это всегда несчастье. Чело­век живет не по ЗАКОНАМ жизни, а подчиняется КАПРИЗАМ характера.

55. Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани.

56. Глупо говорить глупому умные вещи.

57. Прежде чем менять место работы или место жительства, вначале измени себя.

Может быть, тогда не надо будет менять ни работу, ни место жительства. В моей практике часто были такие слу­чаи, когда, пройдя успешно психологическую подготовку, подопечные оставались на преж­ней работе, научались так ладить с людьми, что отпала необходимость переезжать. Со­крат как-то сказал своему собеседнику, что от его стран­ствий нет никакого толка, потому что он таскает за собой самого себя.

Итак: прежде чем менять место работы ими место жи­тельства, вначале измени себя.

58. Хочешь приобрести врагов — советуй. Чем лучше совет, тем мощнее враг.

59. Будь осторожен с теми, кто говорит: «Вы меня не поняли», «Я с вами не согласен».

Они оскорбляют людей, сами того не осознавая.

60. Бойся ценителя и не оценивай сам.

Ты не Бог. Только Бог может знать, что такое хорошо, а что такое плохо. Человеку это не дано знать. У него может быть только своя точка зрения. Человек, который знает, что такое хорошо и что такое плохо, просто заражен «первород­ным грехом».

Послушайте рассказ одного из моих подопечных, кото­рый избавился от «первородного греха» и перестал разли­чать, что такое хорошо и что такое плохо.

«Я сразу почувствовал громадное облегчение, как толь­ко избавился от «первородного греха». С меня сразу свали­лось очень много забот. Строить отношения с людьми ста­ло заметно легче, ну просто легко. Лишь следует решить, каков человек для меня. Вот сотрудники неко­торых газет для меня хороши. Публикуют мои статьи. Какие они на самом деле, пусть решает Бог. Пусть мне о них говорят пло­хо, я просто слушать не буду и буду с ними общаться! И наоборот, если мне партнер по общению не подходит, я не буду с ним общаться, сколько бы хорошего о нем ни гово­рили. Но я не буду говорить, что он плох. Просто мне он не подходит. Плох он или хорош, не мое дело. Так вот че­ловек, избавившийся от «первородного греха», имеет толь­ко одну заботу — личностный рост. Тогда у него не будет зависти, а жизнь подарит много радостей. Прочел книгу, овладел каким-то навыком, познакомился с интересным человеком, написал статью — все в радость, и не волнует его то, что другой в это время приобрел дачу, машину, встретил­ся с английской королевой. Избавившись от «первородно­го греха», человек становится самим собой. У каждого свое счастье!»

Итак: бойся ценителя и не оценивай сам.

61. Заботься о другом, и не останешься без вины; заботься о себе, и никогда не будешь виноватым.

62. Если знаешь, но не умеешь — считай, что не знаешь. Никому не говори, что ты знаешь, если не умеешь.

Навеяно восточным изречением: «Знать — значит уметь». К сожалению, воспитание у нас идет таким обра­зом, что ученики иногда неплохо знают, но, тем не менее, нередко ничего не умеют. Я это вижу по выпускникам на­шего медицинского университета. Но это вина не только преподавателей. Ведь некоторые студенты выходят весьма квалифицированными специалистами. Следовательно, ус­ловия для получения образования у нас есть. Хотел бы, что­бы этим советом воспользовались молодые и как можно быстрее приобретали навыки самостоятельной жизни.

Итак: если знаешь, но не умеешь, считай, что и не знаешь.

63. В дележе добычи не участвуй, свое делай сам.

Выполнение этого правила спасло меня от многих не­приятностей и избавило от многих врагов. Я оказался вне борьбы, и кое-что смог сделать для себя сам.

Итак: в дележе добычи не участвуй, свое делай себе сам.

64. Не мешай человеку веселиться.

«Веселье — звонкая монета счастья, все остальное — кредитные билеты», — писал А. Шопенгауэр.

Рекомендация, с моей точки зрения, очень важная. Сме­ющийся, радующийся человек беззащитен, как ребенок. К сожалению, часто люди пытаются лишить человека радости. «Не очень радуйся! Еще намучаешься с... (женой, долж­ностью, машиной, квартирой и т. п.)». Очень метко как-то подметил Ф. Ницше, что сорадость, а не соучастие созда­ют друга.

Итак: не мешай человеку веселиться.

65. Если тревожно — присядь пятьдесят раз.

Сгорит адреналин, вызывающий тревогу, останутся гор­моны покоя. Потом следует разобраться, что вызвало тре­вогу.

Итак: если тревожно — присядь пятьдесят раз.

66. Не тревожься о других — они не глупее тебя. Если хочешь уничтожить близких, тревожься о них.

67. Не бойся выглядеть трусом, а бойся быть им.

Навеяно рассказом В. Франкла. В. Франкл, когда он слу­жил в армии врачом, вышел на передовую. Командир пол­ка, австриец, с презрением сказал о том, что представите­ли еврейской нации дрожат, когда стоят на передовой. В. Франкл ответил ему примерно так: «Да, я дрожу, но стою, А вот если бы вы дрожали, вы бы стояли?» Ведь суть храб­рости заключается не в том, чтобы не бояться, а в умении преодолевать страх. Мой клинический опыт показывает, что многие талантливые люди не реализовали свои способнос­ти только из-за того, что боялись выглядеть трусами, а мно­гие сильные и храбрые люди из-за психологи­ческой трусо­сти совершали глупые поступки, поддерживали нелепые мероприятия, накрывали для гостей чрезмерно обильный стол, пере­плачивали в такси или ресторане и т. п.

Итак: не бойся выглядеть трусом, а бойся им быть.

68. Депрессия для того и дана человеку, чтобы подумать о себе.

Поэтому во время депрессии не пей. Депрессия на то и дана, чтобы подумать о своих ошибках. Поэтому я назвал депрессию королевой отрицательных эмоций. Она велит нам обратить внимание на самих себя.

Итак: депрессия для того и дана человеку, чтобы подумать о себе.

70. Когда человек в тоске, не предлагай ему «взять
себя в руки», а восхищайся его выдержкой.

Ему и без тебя тошно. И дав такой совет, приобретешь врага.

Итак когда человек в тоске, не предлагай ему «взять себя в руки», а восхищайся его выдержкой.

71. Физическая боль выводит из тоски.

Отсюда практическая рекомендация: когда не можешь справиться с тоской, в качестве неотложной помощи зай­мись упражнениями на выработку гибкости. Растяжки вы­зовут боль. В кровь начнет выде­ляться адреналин. Чтобы снять боль, сам организм начнет вырабатывать морфиноподобные вещества. Когда вы снимите боль, тем, что сой­дете с растяжки, выделение адреналина прекратится, а ока­завшиеся в избытке морфиномодобные вещества уменьшат выраженность тоски.

Итак: физическая боль выводит из тоски.

72. Хочешь обратить на себя внимание — удиви.

73. Хочешь, чтобы о тебе долго думали, — разозли.

74. Хочешь, чтобы с тобой долго общались, вызови интерес.

Последние три афоризма относятся к технике целена­правленного моделирования эмоций. Подробно об этом на­писано в книге «Психо­логи­ческая диета».

75. Не обвиняй других — может быть, ты не прав.

Афоризм возник, когда я изучал проблему первородно­го греха. Вы хорошо знаете этот раздел Библии, да и во вве­дении я об этом писал. Человеку не дано знать, что такое хорошо и что такое плохо. Если есть Бог, то он и знает, что хорошо, а что плохо. Поэтому если кто-то делает что-то, что мне не нравится, то я могу с ним не согласиться, но не буду его обвинять. Может быть, как раз не прав и я, а может быть, оба не правы.

Итак: не обвиняй других — может быть, ты не прав.

76. Тебе не дано знать, что такое хорошо и что такое
плохо, — ты не Бог. А раз не дано, то и не пытайся.

77. Если не знаешь логики, не говори никому, что у тебя есть высшее образование. У тебя есть только крыша, но нет стен и фундамента. В шалаше и на чердаке жить неуютно.

78. Если не можешь дать определение понятия, не пользуйся им.

Это совет тому, кто хочет овладеть ораторским искусст­вом и искус­ством убеждать других людей.

Итак: если не можешь дать определение понятия, не пользуйся им.

79. Как ты можешь знать меня, если ты не знаешь моего дела?

Практика показала, что самые близкие люди не знают друг друга. Дома весьма уважаемые и квалифицированные работники превраща­ются в плохих кухарок, неквалифици­рованных слесарей-сантехников, небрежных прачек и не­ловких плотников и маляров. Вот почему нередко дети не уважают родителей, а супруги презирают друг друга. При­меры можно продолжить. Родители не знают своих взрос­лых детей и про­должают относиться к ним, как будто им еще пять лет. Даже сослуживцы, если они не вместе, не де­лают одного дела, не знают друг друга.

Итак: как ты можешь знать меня, если ты не знаешь мо­его дела?

80. Выкинь покойников из мавзолея своей души и разрушь мавзолей!

Это для обидчивых и злопамятных. Наша злопамятность поддер­живается тем, что мы не знаем законов логики. Злим­ся на человека, которого уже давно нет, т. е. создают в душе своей мавзолей, где хранят «покойников». Одна 70-летняя женщина продолжала злиться на мужа за проступок, кото­рый он совершил 40 лет назад. Все остальное поведе­ние его было безупречным, они прожили счастливо, но этот червя­чок продолжал в ней жить. Рассказывая это, моя пациент­ка горько плакала, она страдала. Я попросил ее принести фотографию мужа тех лет и последнюю, а потом попросил ее посмотреть на старую фотографию и сказал: «Этого че­ловека, на которого вы обижаетесь, уже давно нет. Вы го­ворите о покойнике и живете с покойником в душе своей. Посмотрите, кто сейчас рядом с вами. Разве этот человек сделал вам что-нибудь плохое?» Довольно часто простить — это значит засунуть свою обиду в дальний ящик. Многие так складывают свои обиды и при недоразумениях вытаскива­ют всю пачку, присоединяют к ней последнюю и трясут ею перед провинившимся партнером.

Обидчивые! К вам мое слово! Не будьте так жестоки! Не пригова­ривайте своих партнеров к пожизненному заключе­нию. Ведь даже преступник, после того как он отбыл наказа­ние в тюрьме, считается чистым перед обществом. Да и тот, который вас обидел, возможно, уже умер, а вы обвиняете ни в чем неповинного человека, у которого с тем, кого вы обви­няете, могут быть общими только фамилия, имя и отчество. А если он точно такой, как тот, который вас обидел, так не живите с ним, но не вспоминайте обид. Себе же хуже делаете.

Итак: выкинь покойников из мавзолея своей души и разрушь мавзолей!

81. Не будь Кощеем Бессмертным — держи свою душу при себе.

Еще одна формулировка пожелания жить для себя. До­воды могут не помочь, а вот если человек прочувствует, что он Кощей Бессмерт­ный, может быть, постарается вернуть свою душу себе.

Для разъяснения тезиса привожу свою статью «Хорошо ли жилось Кощею Бессмертному?»

«В детстве я очень завидовал Кощею Бессмертному по двум при­чинам. Во-первых, он был худым, а меня дети дразнили за мою пол­ноту; во-вторых, он был бессмертным, а мне умирать не хотелось. Сейчас я ему уже не завидую. Я стал регулярно заниматься спортом и похудел. Бессмертие я себе обеспечил тем, что у меня есть дети и внуки. Кроме того, я написал несколько книг, которые многим нра­вятся, а некоторым принесли пользу. А Кощея все-таки убили, да и память о нем осталась худая, как об образце жестокости и коварства.

Кроме того, психологический анализ показывает, что сама внут­ренняя жизнь Кощея Б. была полна переживаний, а неприятнос­тей у него хватало, так как врагов было много. Но самым тяжким момен­том было то, что ему все время необходимо было беспокоить­ся о своей Смерти.

Поместил он ее, как вы помните на острие иглы, иглу — в яйцо, яйцо — в утку, утку — в зайца, зайца — в сундук, сундук — на вер­шину большого дуба, который рос на неприступной для человека rope, но смерти все равно не избежал. Помогли друзья Ивана-ца­ревича, кото­рых в свое время он спас от гибели. Медведь раскачал дуб, сундук упал и разбился. Зайца догнала и разорвала лиса, выле­тевшая из него утка была уничтожена селезнем, а выпавшее в море яйцо принесла Ивану-царевичу рыба. Ему осталось только разбить яйцо и надломить кончик иглы. Ничего не подозрева­ющий Кощей, занятый совсем другими делами (он в это время распивал чаи с Ба­бой Ягой), погиб в страшных мучениях.

Что же хранилось на кончике иглы? В сказке указано, что смерть. Но по верованиям наших предков смерть наступает тогда, когда душа отлетает от тела или вообще от места ее хранения. По­этому можно утверждать, что на кончике иглы размещалась душа Кощея Бессмерт­ного. Вот почему он погиб, как только его душа (кончик иглы) отдели­лась от тела (от самой иглы).

Я уже не раз писал, что сказки любят не только дети, но и взрос­лые, и не за ложь сюжета, а за психологическую правду, которая в ней заложена. Но, к сожалению, эту правду нелегко извлечь из сказ­ки, еще труднее направить ее на пользу себе и людям. А правда ска­зок заклю­ча­ется в том, что и в реальной жизни встречаются герои сказок. Распознать их бывает трудно, ибо Кощей Бессмертный мо­жет быть вполне упитан­ным джентльменом или привлекательной полноватой женщиной.


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.043 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты