КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 13. Молитва и пост"Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда" и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:19-21) Увидев как Иисус изгнал нечистого духа из эпилептика, которого они не могли исцелить, ученики спросили Учителя, почему они потерпели неудачу. Он дал им силу и власть над всеми бесами и исцелять всякую болезнь и немощь. Они часто использовали эту силу и с радостью говорили, что и бесы повинуются им. Тем не менее, пока Он был на горе Преображения, они потерпели неудачу. Изгнание беса Христом показало, что причина, по которой чудо не совершилось, была не в отсутствии воли Божьей или характере самого случая. Из их слов "Почему мы не могли?" видно, что ученики хотели и пытались изгнать духа. Они вероятно приказывали ему, используя имя Учителя. Но их усилия оказались напрасными. Они были постыжены пред толпой. Ответ Христа был прямым и ясным: "По неверию вашему". Успех Христа не был результатом того, что Он имел какую-то особую силу, к которой не имели доступа Его ученики. Он часто учил их, что есть одна сила - сила веры перед которой, как в царстве тьмы, так и в Царстве Божьем, всё должно преклониться. В духовном мире неудача имеет лишь одну причину: недостаток веры. Вера является единственным условием, при котором Божественная сила может войти в человека и действовать через него. Это чувствительность человеческой воли, отдавшей себя и преображенной волей Божьей. Сила, принятая учениками, чтобы изгонять дьявола, не принадлежала им как постоянный дар или собственность. Сила была во Христе, а принять, хранить и использовать ее можно было только верой, живой верой в Него Самого. Если бы они были полны веры в Него как Господа и Победителя в духовном мире, то были бы полны веры в Него как Того, Кто дал им власть изгонять бесов Его именем, и вера привела бы их к победе. "По неверию вашему" - таким было объяснение Учителя и Его упрек ученикам, что остается верным в отношении бессилия и неудач Его Церкви до сего времени. Такой недостаток веры должен иметь причину. У учеников мог бы возникнуть вопрос: "Почему мы не могли верить? До этого мы верою изгоняли бесов. Почему нам не хватило веры на этот раз?" Учитель отвечает им прежде, чем они могли бы спросить: "...сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21). Хотя вера является простейшим проявлением духовной жизни, она в то же время и самое высокое. Дух человеческий должен покориться для совершенной восприимчивости к Божьему Духу и укрепиться в этом. Такая вера полностью зависит от состояния духовной жизни. Только когда наше духовное состояние отличается здоровьем и крепостью, то есть, когда Дух Божий всецело управляет нашей жизнью, у веры есть сила совершать великие дела. Поэтому Иисус добавляет: "... сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк.9:29). Нельзя иметь веру, способную преодолевать упорное сопротивление, подобное тому, с каким вы встретились в этом нечистом духе, говорит им Иисус, если не живешь в очень близком общении с Богом и специально отделившись от мира в посте и молитве. И таким образом Он преподает нам в отношении молитвы два урока большой важности. Первый: чтобы вера возрастала и укреплялась, необходима жизнь молитвы; и второй, - чтобы молитва имела полное и совершенное развитие, необходим пост. Вере для ее полного развития необходима молитва. Во всех сторонах духовной жизни существует постоянная тесная связь между действием и результатом, так что и то, и другое может быть и причиной, и следствием. То же самое с верой. Не может быть истинной молитвы без веры; некоторая мера веры должна предшествовать молитве. И, однако, молитва также является путем к большей вере. Нельзя достичь более высоких ступеней веры, если много не молиться. Этому уроку Иисус учит нас здесь. У нас нет большей нужды, чем возрастание в вере. "Вы изобилуете верою", - сказано об одной церкви. Когда Иисус говорил: "По вере вашей да будет вам" (Мф. 9:29), Он провозглашал закон Царства, который говорит нам, что разные люди имеют различную степень веры, даже один человек может иметь меняющиеся степени веры, и что мера веры всегда будет определять его силу и благословение. Если вы хотите знать, где и как наша вера должна возрастать, то Учитель показывает нам на место у престола Божия. Только в молитве, упражняя веру в общении с живым Богом, можно возрасти в вере. Вера может жить, питаясь только тем, что Божье, то есть самим Богом. Только в благоговейном поклонении Богу - в предстоянии пред Ним и ожидании Его в глубоком молчании души, которая отдает себя Богу, чтобы Он мог в ней открыться - разовьется способность понимать Бога и доверяться Ему. Когда мы берем Его Слово из благословенной Книги и просим Его говорить нам через нее живым любящим голосом, сила верить и принимать Слово, как Его, Божье Слово, обращенное именно к нам, возникнет в нас. Именно в молитве с живой верой, в живом контакте с Богом, эта вера укрепится нас. Многие христиане не могут ни осознать, ни ощутить нужды в том, чтобы проводить часы в общении с Богом. Но Учитель говорит (и опыт Его народа подтверждает), что мужи сильной веры являются и мужами многих молитв. Это снова возвращает нас к усвоенному нами уроку, когда Иисус, прежде чем сказать нам, что мы получим просимое, произносит: "Имейте веру в Бога". Этот Бог - живой Бог, в Котором наша вера должна прорасти и в Нем широко и глубоко укорениться. Тогда вера будет достаточно сильной, чтобы сдвигать горы и изгонять дьявола. "Если будете иметь веру, ничего не будет невозможного для вас". Если бы мы могли отказаться от себя ради труда, который Бог усмотрел для нас с мире! И если бы мы столкнулись с горами и бесами, которые должны быть свергнуты и изгнаны, то скоро поняли как сильно мы нуждаемся в великой вере и молитвах. Лишь они - почва, на которой вера может возрастать. Христос Иисус - наша жизнь и жизнь нашей веры. Его жизнь в нас - вот, что делает нас сильными и готовыми верить. Умирание для себя, что подразумевает жизнь, наполненную молитвой, приведет к более тесному союзу со Христом, и в результате дух веры откроется в силе. Для полного возрастания вера нуждается в молитве. Второй урок заключается в том, что для полного возрастания молитве необходим пост. Молитва - это одна рука, которой мы берем невидимое. Пост - другая рука, которой мы отодвигаем видимое. Человека ничто так сильно не привязывает к миру чувств как его потребность в удовольствии и еде. Именно плодом человек был искушен и пал в Эдемском саду. И хлебом был искушаем Иисус в пустыне, но Он победил в посте. Тело было искуплено, чтобы быть храмом Святого Духа. Писание говорит, что в теле, как и в духе, мы должны прославлять Бога, когда едим и пьем. Существует много христиан, для которых есть и пить во славу Божью еще не стало духовной реальностью. Первая мысль, подразумеваемая в словах Иисуса относительно поста и молитвы, та, что только тогда человек может иметь ёмкое сердце и достаточно силы, чтобы много молиться, когда он ведет жизнь воздержания и самоотвержения. Его слова имеют буквальное значение. При скорби и тревоге невозможно есть, но в радости и веселии едят и пьют. И могут наступать периоды очень сильной жажды в молитве, когда особенно остро ощущается, что тело с его плотскими похотями еще препятствует духу в его борьбе с силами тьмы и есть нужда в его усмирении. Мы существа, живущие чувствами. Наш разум получает помощь в том, что приходит к нам в конкретной форме. Пост помогает выразить, углубить и утвердить нашу решимость, что, ради обретения Царства Божия, мы готовы жертвовать чем угодно и даже собою. И Иисус, Который Сам постился и жертвовал, умеет оценить, принять и вознаградить духовной силой душу, готовую ради Него и Его Царства отказаться от всего. Можно еще в более широком смысле использовать слова Христа. Молитва простирается к Богу, к невидимому. Пост отодвигает все видимое и осязаемое. Некоторые христиане воображают, что все, что не относится прямо к запретному или греховному, им позволительно. Поэтому они пытаются сохранить для себя, сколько возможно, от этого мира с его собственностью, его литературой, его удовольствиями. Однако истинно посвященная душа - как воин, который имеет при себе только необходимое для сражения. И так как он освобожден от всякого ненужного груза, то может легко побеждать грех. Боясь связать себя житейскими делами, он старается жить, как назарей, специально отделившийся для Господа и Его служения. Без такого добровольного отделения даже от того, что законно, никто не получит силу в молитве. Такая сила приходит только через пост и молитву. Ученики Иисуса! Вы просили Учителя научить вас молиться. Так придите сейчас и примите его урок! Он говорит вам, что молитва - путь к вере, к сильной вере, которая способна изгонять дьявола. Он говорит вам: "Если будете иметь веру, ничего не будет невозможного для вас". Пусть это славное обетование побудит вас много молиться. Разве награда не стоит того? Оставьте все, чтобы последовать за Иисусом тропой, которую Он нам открывает. Поститесь, если вы в этом нуждаетесь! Делайте все, что должны так, чтобы ни тело, ни мир не могли помешать нам в великом деле нашей жизни - общении с Богом в молитве, чтобы нам стать мужами и женами веры, которых Он мог бы использовать в Своем деле Спасения мира.
|