КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Единство российской нацииСтр 1 из 16Следующая ⇒
Обсуждение темы формирования и укрепления единства российской нации в последние годы получило место не только в рамках научного дискурса относительно соотношения гражданского и этнического подхода в определении «нации», но и стало неотъемлемой частью политической повестки дня. Понятие «российская нация», а также его концептуальное видение в своих выступлениях в разное время раскрывали Президенты Российской Федерации. Так, В.В. Путин неоднократно в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в своих выступлениях, делал акцент на гражданском единстве и этнокультурном многообразии российской нации, отмечая ее уникальность с исторической и геокультурной точки зрения. Так, на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, состоявшейся в Чувашской Республике 5 февраля 2004 г., Президент Российской Федерации заметил: «…мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации…Наши предки очень многое сделали для того, чтобы мы чувствовали это единство. Это наша историческая и наша сегодняшняя реальность тоже. Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно единым народом. Используют все свое культурное богатство и многообразие в интересах всего общества и всего государства. Мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное историческое единство». Выступая 28 июня 2008 г. на церемонии торжественного открытия V Всемирного конгресса финно-угорских народов в г. Ханты-Мансийске, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «само историческое развитие российской нации в немалой степени основывалось на богатстве и сохранении этнокультурной и поликонфессиональной среды. На многовековом мирном опыте проживания в одном государстве более ста шестидесяти народов. Благодаря этому единство российской нации выдержало многие испытания. И в наши дни является важным фактором преодоления экстремистских настроений, национализма и религиозной нетерпимости». Российский народ и россияне – это исторически очень давние самообозначения жителей (граждан – после появления понятия гражданства) нашей страны. Понятие «российский народ (россияне)» родилось во времена Петра I и М.В.Ломоносова, использовалось в авторском языке «Истории государства Российского» Николаем Карамзиным. При этом оно не противопоставлялось понятию «русские» (люди). Например, в толковом словаре русского языка Ушакова слово «россиянин» определено как «русский, гражданин России» и охарактеризовано как «старинное официальное торжественное». К «россиянам» были обращены оды Тредиаковского, Сумарокова и Ломоносова; «россиян» посылали в бой Скобелев и Брусилов. Когда в XVIII-XIX вв. на основе гражданского национализма формировалось представление о современных нациях в Европе и Америке, в России также утверждалось представление о российской или «общерусской нации» (П.Б.Струве), а слова «русский» и «российский» были во многом синонимами. Слово русский больше относилось к обычаям и культуре, а российский - к понятию народа страны. Как и другие сторонники российского национализма в его либерально-имперском или федералистском вариантах, П.Б.Струве вполне справедливо считал, что «Россия есть государство национальное» и что, «географически расширяя свое ядро, русское государство превратилось в государство, которое будучи многонародным, в то же время обладает национальным единством». Однако в России были сторонники и узко-этнографического понимания русского, те, кто хотел поставить знак равенства между русскими и великороссами, а в качестве национальной территории предлагал считать традиционный ареал расселения великороссов. В то же время определение россиян как нации действительно представляет собой новацию, ибо до 1917 года это понятие только начинало утверждаться в виде категории «большой русской нации», включающей в себя всех православных и всех восточных славян, а в ряде случаев – всех жителей страны. Процесс утверждения образа России как национального государства «российской многонародной нации» не был завершен к 1917 году не столько по причине многоэтничного состава населения или обширности территории, сколько по причине отсутствия единой идеологии и неповоротливости государственного аппарата. В дальнейшем понятие «россияне» в 1950-е годы употреблял философ русского зарубежья С.Левицкий (1908—1983). Тема формирования российской нации присутствовала в творчестве историка и этнолога Л.Н. Гумилева. Особое внимание он, в частности, уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе в российской истории, утверждая, что россияне — это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финно-угров и татар. В 1990-е годы XX века термин «россияне» регулярно использовался Президентом России Б.Н. Ельциным в телеобращениях к народу. У ряда представителей националистических организаций сохраняется негативное отношение к термину «россияне», как к понятию, будто бы обезличивающему этничность разных народов России, включая русский народ. Однако это не так. Понятие «россияне» выступает в качестве характеристики сообщества людей, обладающих российским гражданством. Идеологема «российской (гражданской) нации» является реальным фактором, объединяющим многоэтничное сообщество граждан России, и в этой связи важным является то обстоятельство, что, как показывают социологические исследования, значительная часть россиян признает существование российской нации. Результаты проведенных по заказу Минрегиона России социологических исследований позволяют выявить наметившуюся тенденцию укрепления в обществе общероссийской гражданской идентичности. Например, по данным опроса ВЦИОМ[2], 73% российских школьников, прежде всего, идентифицируют себя как граждане России, и только во вторую очередь – как представители своей национальности (35%). Результаты опроса (диагр. 1) зафиксировали наиболее высокий уровень гражданской самоидентификации среди школьников Калининграда (85%), Белореченска (82%) и Воронежа (81%), наиболее низкий – среди школьников Санкт-Петербурга (63%), Якутска (65%) и Нальчика (66%). Примерно для трети школьников Калининграда, Томска и Нальчика весьма значимой также является региональная идентичность («сибиряк», «кавказец» и т.д.). Диаграмма 1.
Склонность идентифицировать себя с представителями своей национальности наиболее выражена у школьников из Казани (40%), Москвы (42%) и Владивостока (43%). При этом степень актуализации этнической идентичности возрастает по мере взросления школьников. Так, если в 5-6 классе она уступает место самоидентификации по роду занятий (29 против 32%), то в 9-11 классах идентифицируют себя со своей национальностью уже 40% школьников. С точки зрения государства, гражданская идентичность должна быть базовой у граждан России, что не означает отмены других самоидентификаций (этнической, родовой, религиозной, социальной, профессиональной, корпоративной и пр.). В этом заключается мощный потенциал общегражданской солидарности. Подобный подход далек как от политики ассимиляции (имеющей место во Франции, Турции, ряде постсоветских государств), так и от идеологии «плавильного котла» (ранее присущей США). Иными словами, российский путь подразумевает одновременное наличие у индивида многих идентичностей при базовой – гражданской (общероссийской). Данный тезис можно проиллюстрировать результатами ответов респондентов на вопрос: «Не отрицая своей национальной (в смысле – этнической) принадлежности, могли бы Вы также сказать о себе: «Моя национальность - россиянин»? При такой постановке вопроса 58% заявили однозначное «да», и еще 17% указали, что, выезжая за рубеж, могут считать себя по национальности россиянами (табл. 1).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Моя национальность - россиянин»
Полученные результаты позволяют оценить, насколько велика готовность значительного числа граждан России признать согражданство, и государственная политика вправе этому способствовать.
|