КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диаграмма 7
По данным репрезентативных социологических опросов, проявления неприязни к представителям некоторых национальностей присущи каждому шестому россиянину. Неприязнь к представителям других национальностей чаще демонстрируют молодые россияне в возрасте 18-30 лет. Таким образом, молодежь является своеобразной социальной группой риска. Язык вражды и ненависти также присущ, главным образом, молодежи, хотя идеологами и организаторами экстремистских акций, расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия часто выступают взрослые люди. По данным Генеральной прокуратуры РФ по фактам разжигания межнациональной розни свыше 70% обвиняемых – это молодежь. При этом наибольшее количество преступлений на почве межнациональной розни отмечается в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Нижегородской, Свердловской, Кемеровской, Тюменской и Новосибирской областях. С другой стороны, в ряде республик растет молодежь, имеющая смутное представление о своей большой родине. Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на территории Российской Федерации в 2004 г. было совершено 130 актов экстремизма, в 2005 г. таких преступлений зарегистрировано 152, в 2006 г. – совершено 230, в 2007 г. – 356, в 2008 г. – 460, в 2009 г. – более 300. Увеличение числа выявленных преступлений, отчасти, обусловлено внесением соответствующих изменений в уголовное законодательство, направленных на установление мотивов совершаемых экстремистских правонарушений, их правильной квалификации, а также активизацией деятельности правоохранительных органов по их выявлению и пресечению. Данные ведомственного мониторинга, социологических исследований, мониторинга независимых информационных центров (Информационно-аналитического центра «Сова», Московского Бюро по правам человека и др.) подтверждают статистику Генпрокуратуры России, свидетельствующую об увеличении числа преступлений экстремистской направленности, в том числе количества пострадавших от проявлений этнической и расовой ненависти и религиозной ксенофобии. Объектами экстремистских нападений чаще становятся мигранты из стран Центральной Азии (в основном узбеки, киргизы, таджики), азербайджанцы, представители народов Дагестана, выходцы из стран Африки, Восточной и Юго-Восточной Азии. В то же время, по данным ФМС России, иностранными гражданами совершается не более 4% от общего числа преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации. Вместе с тем, все большее число русских становится жертвами этнически мотивированных нападений, причем не только в северокавказских республиках. В 2008-2010 гг. к числу стихийных массовых конфликтных ситуаций, носивших, как правило, бытовой характер, но трактовавшихся в СМИ как этнические, можно отнести события в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Астраханской, Саратовской, Свердловской областях, Пермском, Ставропольском краях. Причинами распространения проявлений этнополитического экстремизма и религиозной нетерпимости являются: - нескоординированность системы противодействия деятельности экстремистских организаций, прежде всего, в сфере межэтнических отношений; - недостаточная подготовленность представителей органов власти всех уровней, а также органов местного самоуправления, по вопросам прогнозирования и предупреждения межэтнических противоречий и конфликтов; - невысокий культурно-образовательный уровень значительной части молодежи, не получившей соответствующего воспитания или, напротив, усвоившей в семье, школе или вузе негативные этнические стереотипы; - деструктивная деятельность в субъектах Российской Федерации ряда неправительственных, в том числе зарубежных, организаций, институциональное оформление радикальных национальных движений при содействии им из-за рубежа; - слабая интенсивность диалога между общественными организациями и органами власти, прежде всего региональными и местными; - недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов в пресечении противоправных действий, межэтнических конфликтов на ранних стадиях на фоне роста недовольства общества коррумпированностью и непрофессионализмом отдельных сотрудников правоохранительных органов; - социально-экономическое расслоение населения, замкнутость этнических сообществ при высокой степени социально-экономических и этнокультурных отличий от местного населения, их слабая интегрированность в общественную жизнь региона; - недостаточное внимание органов местного самоуправления к решению этнокультурных проблем; - деструктивная роль ряда признанных экстремистскими печатных изданий и интернет-сайтов; - продолжающаяся диффамация и использования языка вражды в ряде СМИ в отношении не только этнических меньшинств и мигрантов, но и русского народа; - встречающаяся практика формирования в некоторых средних и высших учебных заведениях «исторически обусловленных» устойчивых негативных стереотипов в отношении других народов, включая русский народ; - обучение религиозной (прежде всего, исламской) молодежи в зарубежных религиозных центрах, прививающих нетрадиционные для исламской уммы России ценности. Кроме общих причин, формирующих поле проблем в сфере эффективного противодействия этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму, существуют и причины, характерные для отдельных регионов. Так, одной из причин повышенной межэтнической напряженности являются неурегулированные земельные отношения, определяющие, например, возникновение межнациональных конфликтов в пределах Северо-Кавказского федерального округа, в том числе на бытовом уровне. Следует отметить, что мирное решение «земельного вопроса» на Северном Кавказе в условиях исторически сформировавшегося малоземелья, полиэтничности и возрождения этнического самосознания проживающих в регионе народов, приобретает стратегическое значение для достижения стабильности и обеспечения устойчивого социально-экономического развития российского Юга и Северного Кавказа. Продолжающийся отток русского и другого нетитульного населения из республик Северного Кавказа также является серьезной этнополитической угрозой. Отток русского населения обусловлен не только причинами социально-экономического и этнополитического характера, но и ощущением своего статусного неравенства с представителями титульных национальностей северокавказских республик. Серьезной внутренней угрозой дестабилизации межэтнических отношений в Российской Федерации является проявление этнополитического и религиозно-политического экстремизма, который становится фактором роста межэтнической напряженности в соседних регионах, дестабилизации общественно-политической ситуации, препятствием ускоренному социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и формированию инвестиционной привлекательности. В современной России, как и в большинстве других стран, этническая и религиозная идентичности граждан взаимосвязаны. Часто религиозность является лишь дополнительным элементом этнической самобытности. В других случаях, религиозная традиция, не отвергая этнокультурной самобытности верующих, тем не менее, остается базовой идентичностью. В этом отношении можно говорить об этноконфессиональных отношениях. По сведениям Министерства юстиции Российской Федерации на 1 января 2010 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 23494 религиозные организации. Количество религиозных организаций, относящихся к Русской православной церкви Московского Патриархата (РПЦ МП), составляло 12941, мусульманских организаций – 4127, иудейских – 291, буддистских – 208, протестантских организаций – 4438, количество организаций, относившихся к остальным вероисповеданиям, составляло 1489. В России на протяжении столетий формировались условия для мирного сосуществования представителей различных религиозных мировоззрений. Серьезной площадкой для межрелигиозного диалога и сотрудничества с 1998 года стал Межрелигиозный совет России, учрежденный Русской Православной Церковью, Советом муфтиев России, Центральным духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ, Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений в России и Буддийской традиционной сангхи России. С 2001 г. в Совет вошли Федерация еврейских общин России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. По инициативе Межрелигиозного совета России проходят Межрелигиозные миротворческие форумы, конференции. Кроме того, в 2004 году был учрежден Межрелигиозный совет СНГ. В целом в России созданы благоприятные условия для поддержания и развития межрелигиозного диалога. Действуют различные коллегиальные органы, деятельность которых направлена на укрепление межрелигиозного диалога: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (в состав Совета входят религиозные лидеры страны, представляющие христиан, мусульман, буддистов, иудеев России); Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации (входят представители федеральных органов государственной власти); Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации действуют консультативные структуры, куда входят представители религиозных организаций. Религиозные лидеры входят в состав Общественной палаты Российской Федерации, а также региональных общественных палат. Кроме того, сложилась такая практика взаимодействия между органами государственной власти и религиозными организациями, как заключение соглашений о сотрудничестве. Только в 2010 году было заключено более 30 соглашений. В последние годы органами государственной власти проделана большая работа по созданию благоприятных условий для деятельности религиозных организаций. Принят ряд законодательных актов, предоставляющих религиозным организациям льготы, в частности, налоговые. Так, 28 февраля 2008 года был принят Федеральный закон, предусматривающий возможность государственной аккредитации духовных образовательных учреждений без установления государственного статуса таких учреждений. В конце 2010 года принят федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». С целью удовлетворения религиозных и ценностных запросов учащихся школ, с 2010 года был разработан и в настоящее время проходит апробацию комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающий основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее – комплексный курс). Хотя комплексный курс является светским и не предполагает освоение религиозных учений, в разработке учебных пособий принимали участие представители религиозных организаций. Всубъектах Российской Федерации осуществляетсяболее 60 программ(и комплексов мер), в реализации которых принимали участие, в том числе религиозные организации. На реализацию программных мероприятий из бюджетов субъектов Российской Федерации только в 2009 году было выделено более 500 млн. рублей. В последние годы служение религиозных организаций выходит за рамки исключительно богослужебной деятельности и все больше приобретаетсоциальный характер. Среди направлений такой деятельности: социальное служение и благотворительность; работа с детьми и молодежью; религиозное образование и просвещение; духовно-нравственное, патриотическое образование и воспитание, просветительская деятельность; работа в сфере семьи и брака; работа с нарко- и алкозависимыми, больными СПИДом. Религиозные организации активно используют возможности СМИ. В общей сложности функционирует около 400 религиозных СМИ.[3] Взаимосвязь религиозной традиции и этничности подтверждает значительное число религиозных изданий, выходящих на языках народов России.[4] Активно развивается религиозное образование. В 2010 году в субъектах Российской Федерации числились зарегистрированными 339 религиозных образовательных учреждений, в том числе 260 средних и 79 высших учебных заведений. Лидируют по численности православные (156, в том числе 118 средних и 38 высших учебных заведений) и исламские (140, в том числе 117 средних и 23 высших учебных заведения) образовательные учреждения. Кроме того, в 27 высших учебных заведениях открыты и действуют теологические кафедры. Несмотря на значительное число российских исламских учебных заведений, их образовательный уровень, по мнению самих мусульман, существенно уступает зарубежным исламским вузам. Подготовкой исламского духовенства для России активно занимаются арабские страны, в том числе Саудовская Аравия, которые выделяют на эти цели значительные средства. В этих условиях органы власти Российской Федерации оказывают определенную помощь мусульманским организациям в формировании отечественной системы подготовки священнослужителей, которые должны соответствовать вызовам времени. При поддержке государства создан в декабре 2006 года Некоммерческий благотворительный фонд «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования». Действующее законодательство закрепляет за верующими право объединяться в религиозные группы и таким образом осуществлять свою деятельность без государственной регистрации, т.е. без получения статуса юридического лица. Не всегда деятельность таких групп вписывается в правовые рамки.
|