КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из Высокого Собеседования. Христианин. Христос Говорил: «Мы поклоняемся Отцу, которого знаем»
Собеседующие:
Христос
Архангел Ураил
Христианин
Христианин. Христос Говорил: «Мы поклоняемся Отцу, которого знаем». Остальные, получается, поклоняются тому, кого не знают? Это как? Ведь Бог есть непознаваемое, и познать Его нельзя. Христос же говорил, что поклоняется тому высочайшему, которого знает, потому что постигнуть его можно. И что Отец Его не есть Бог непознаваемый, но есть Тот, кто учит Его из Ангелов высочайший. Когда говорим: "Мы поклоняемся", значит ли это, что и ученики Его Отца Его знают? Арх. Ураил. Да. Христианин. Значит, задача Учителя – познакомить учеников своих с Отцом своим, чтобы поклонялись тому, кого знают? Арх. Ураил. Да. Христос. Потому мало кто был учеником. Многие хотят и ныне, но так же мало годных. Христианин. Христе, скажи, ученики ведь – одно, а те, кто крещен и к причастию допущен, – другое? Не все ведь могут быть учениками Твоими, но многие могут знать Тебя и других, кто с Тобой. Так ли важно быть учеником Твоим? Хватит ведь быть и христианином? Христос. Лучше малый надел земли в Царствии Божьем, чем большой во тьме мира внешнего, где нет Бога. Христианин. Скажи, но ведь Ты не только к ученикам Своим можешь приходить ныне, но и к доблестным христианам, кто крещение имел, к причастию допущен, и посещает, и Истину зрит? Христос. Нужны праведники более святых. Праведен тот, кто к Правде Небесной утвердился. Святость же многим быть видна не может. Достаточно и тебя. Потому скажи другим: "Сонм Ангелов состоит из праведников" Стать можно, от жизни не уходя. Хорошо знать Истину – это уже много. Христианин. Скажи, Христе, если праведниками мир будет наводнен и многие будут знать их и на них равняться, ведь и мир станет лучше? Христос. ВоИстину так. Потому о Царствии Божьем голос Мой.
***
Притча о званом пире. «Блаженны нищие духом…»
Содержание притчи о званом пире
«Внешняя тьма, где плач и скрежет зубов»
Царствие Божие – это благость и труды
Духовный эгоизм, духовные скупцы
Нищие духом
Христианин. Поговорим о библейских притчах.
Дидзис. Что подразумевается в притче о господине, который хотел сделать празднество для людей, но никто к нему не приходил, и тогда он начал приглашать калек и убогих с улицы, чтобы наполнить ими празднество?
Лк, 14:16-24:
Один человек сделал званый пир и позвал многих, и когда наступило время пира, послал раба своего сказать званым: Идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться.
Первый сказал: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу, извини меня.
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: Я женился и потому не могу придти.
И, возвратившись, раб тот о сём донёс господину своему. И, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
И сказал раб: Господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит от пира моего, ибо много званых, но мало избранных».
Христианин. Притча эта о том, что много позванных, но мало принятых. И есть еще подобная притча: «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: Друг! как ты вошел сюда не в брачных одеждах? Он молчал. Тогда сказал царь слугам своим: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». (Ин 22:11-13)
Что это за «внешняя тьма, где будет плач и скрежет зубов»? Притча начиналась так: когда Христа во время проповеди в очередной раз спросили, что есть Царствие Божье, он ответил: «Царствие Божие, когда царь решил сделать большой брачный пир для сына своего». Христос в этой притче объяснил суть Царствия Божия.
Анна. Это о том, что, когда Господь обращается с зовом к душам, они не откликаются. Но те, которые себя считают недостойными этих духовных даров, которые понимают, что они жаждут Истины, получат. Те же, кто полон сам себя, не видят ценности в пире Истины у царя и не примут зов.
Астрид. В дополнение к словам Анны: приглашенные не явили готовность. Они как бы не были достойны или не явили достоинство, чтобы участвовать в пире, на который были приглашены. Тот бедняк, который не оделся в праздничные одежды и которого выбросили во тьму внешнюю, не принес с собой необходимую годность.
Христианин. Помним с вами о том, что душа знает нечеловеческий смысл. Для того и нужно развить душу, чтобы знание в нее пролилось. И нам нужен опыт души, познание душой, поэтому и надо искать нечеловеческое понимание. То, что сейчас рассказываете, укладывается вполне в человеческие рамки.
Лена. Человек, который устраивал праздник, делился чем-то. Он, возможно, хотел донести что-то, но не нашлось тех, которые так бы приняли: они не откликнулись.
Христианин. Но почему? Мой вам совет: если нет глубокого понимания, но его надо найти, нужно на каждое утверждение задать вопрос: «Почему?»
Так и поступим.
Есть царь.
Царствие Божье – это пир, который собирает царь. Возникает вопрос: «Значит, Царство Божье – это праздник?».
Царь приглашает на пир людей, значит, Царство Божье – место, куда приглашают людей.
Кто-то из них не согласился прийти.
Царство Божье – это такой праздник, куда многие не соглашаются прийти. Почему?
Тогда царь посылает слуг, многих из которых убивают.
Почему убивают этих слуг?
Лена. Не понимают, закрываются, не чувствуют.
Христианин. Все гораздо глубже. Не ищи ответы, которые лежат на поверхности. Библия – сокровенная книга, содержащая сокровенные ответы, а не поверхностные. Поэтому, когда ты чувствуешь, что ответ лежит на поверхности, то надо искать глубже.
Он послал своих слуг к тем, которые не столь достойны. Почему он раньше не посылал к ним, почему они согласились прийти, почему он принял их?
Сколько вопросов на одну маленькую притчу! Теперь смотри: уже задавая эти вопросы, ты вдруг начинаешь понимать, что если ответишь на них, то узнаешь гораздо больше, чем при первом прочтении. Сами вопросы предполагают наличие какого-то смысла, какой-то глубины, которые пока тебе неведомы. Задавая их, ты понимаешь, что более мудрый смысл, чем казалось, сокрыт в наставлении Христа. Поэтому, когда ты подходишь к вопросу про «внешнюю тьму и скрежет зубов», куда выбрасывают недостойно одетого человека, ты понимаешь, что всё находящееся вне того Пира у царя, – это тьма и скрежет зубов. Получается, что всех этих людей оттуда и приглашали на праздник - из «внешней тьмы, где скрежет зубов»? И они не хотели прийти в Царствие Божье?
Вопросов задано столько, что на них можно отвечать всю жизнь, смутив не одного книжника. Но мы попробуем сейчас. Давайте по очереди.
Царство Божье – это когда Царь решил собрать пир. Значит, Царство Божье – это то, что является праздником всего. Царствие Божье – это ведь праздник? Давайте вспомним, что говорил Христос про Царствие Божье: это может помочь. «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них…» Он говорил, что Царствие Божье – это когда берут три меры муки, одну меру воды и масло и кладут в нее закваску. Так вот Царствие Божье – это не мука, не вода и не хлеб, который получится, это – закваска, которая муку делает тестом. Царствие Божье подобно горчичному семени, что невидимо, но из него вырастает большое дерево, которое может дать уют и тень птицам. Мы понимаем, что Царствие Божье – это нечто непонятное, непостижимое, нереальное, что нельзя пощупать руками и увидеть глазами, нечто нематериальное. Тем не менее, это «нечто» сильно влияет на всё Сущее. Как без закваски не будет хлеба, как без горчичного зерна не будет дерева и тени его, так без этого неуловимого элемента Царство Божье не освятит людей. И царский пир – это ни что иное как Царствие Божье. «Царство Божие силой берется».
«Царство Божье внутри нас». Некоторые входят туда и понимают, куда пришли, а другие не знают и не понимают, каково Оно, и не ведают потому, зачем им туда идти. Получается так, что те люди, которые приходят в Царствие Божье, принимают его как праздник, входя в него. Но когда стоят в стороне, то не понимают его как радостное событие, иначе все позванные пришли бы. Значит, Царствие Божье не столько снаружи, сколько внутри. Снаружи оно не отличается от мира внешнего – ведь человек начинает понимать Царствие Божье, лишь когда входит в него. И первое, как ощущает Его – как нескончаемый праздник, особое состояние души, полное радости, приподнятое, возвышенное, напряженное, живительное и не надоедающее. Человек видит, что Царствие Божье отличается от других, потому что в нем всегда есть праздник.
Вася. Благость есть.
Христианин. Или наполненность. Давайте скажем: Богатство, Духовное Богатство. Поэтому оно – праздник и пир. Таким образом, Царствие Божье – это некоторые люди, в которых есть благость, духовное богатство, и когда их духовное богатство соприкасается с Царством Божьим, рождается праздник. Они как бы понимают, что пришли в свою истинную обитель, где их духовное богатство является истинным сокровищем. Есть такое состояние души, возвращаясь в которое с духовным богатством, понимаешь, что вернулся домой. Это и есть Царствие Божье. Оно есть не обязательно после смерти: такое состояние может быть и при жизни. Христос хотел, чтобы оно было на земле, и это значит, что и на земле люди могут жить так, что нетленные сокровища духа будут приносить им сладость. Это и будет торжеством.
Итак, есть на земле люди, которые имеют хотя бы немного духовных богатств в Царствии Божьем и, приходя на пир, понимают, что вернулись в дом родной. Здесь накопления души становятся настоящими, а жизнь становится праздником – не внешним, бутафорским, с мишурой и глупостями, а настоящим ликованием духа, что пребывает в вечности и никогда не кончается. Такое Царствие Божье Христос хотел создать на земле для тех, у кого есть духовные богатства, и вознести человечество. Царь – тот, кто знает, что такое Царствие Божье. Он приглашает туда многих людей, посылает слуг известить о пире. Говорит, быть может, даже друзьям: «Позовите своих друзей», обращаясь к людям, духовные богатства имеющим и оттого достойным. Но они, достойные, по какой-то причине отказывают ему.
Вопрос: почему он посылает за этими людьми?
Лена. Он хотел этим чувством с теми людьми поделиться…
Христианин. Помнишь, мы прежнюю притчу изучали, в которой говорилось, что есть труды Бога, труды Отца. И потому тот человек, который собирает Царствие Божье, призывает людей не с целью просто поделиться и порадоваться, а для того чтобы вместе потрудиться, чтобы совершать какую-то работу, Отцу угодную, потому что Царствие Божье – обитель не бездельников, но тружеников. И речь о том, что Царствие Божье – это благость и труды, и праздник этот, бесспорно, – праздник труда. Без трудов Царствие Божье не бывает. Всё – в этой притче.
В другом месте Христос Царствие Божье сравнивает с горчичным деревом, которое дает отдых птицам небесным. То есть оно суть царство, состоящее из людей, как мы выяснили, а не из полей и домов. Труженики те дают отдых другим путникам – даже своим лишь существованием они даруют отдых, но и это тоже труд.
Сейчас с вами беседую, повествую о каких-то глубоких моментах, даю возможность коснуться Глубины. Вдруг в вас как будто что-то распахивается, что-то открывается: вы как бы попадаете в тень дерева, вы уходите от палящих лучей невежества и попадаете в живящую прохладу древа Знания. В этот момент вас коснулось Царствие Божье. Значит, это был труд? Продолжим…
Получается, чем больше людей ищут духовных богатств и, найдя, входят в Царствие Божье, тем большему количеству усталых путников, следующих за ними, они могут дать отдохновение. Тогда лучше станет этот мир.
Но мы опять спросим: почему же они не согласились прийти на пир? Анна, почему люди, имеющие духовные богатства, которые могли вспыхнуть счастьем, не пришли, будучи званы?
Анна. Не знаю...
Христианин. Разреши рассмотреть твою ситуацию. Родные твои говорили тебе: есть место, где человек говорит про Царствие Божье так, что душа заходится восторгом. Пойдем к нему! Ты отвечала: «Не пойду!» Тебя позвали, ты не хотела. Почему? Потому что считала, что твое духовное богатство является достоянием само по себе и что если кто-то предлагает другое богатство, как бы чужое, то, тем самым, он посягает на твое. Ты боялась потерять свое богатство.
Таким образом, каждый, имеющий богатство, является скупцом – человеком, который боится это богатство потерять. И по этой причине не отзывается. На самом деле, это называется духовной самостью, эгоизмом: когда имеешь, но не хочешь распорядиться с пользой; когда ты говоришь, что хочешь делиться и преумножать, но это всего лишь слова. Это эгоизм.
Так вот, подавляющее большинство людей, живущих на земле, духовного богатства не имеют. Даже те, кто имеет, не хочет с ним ничего делать: они боятся его растратить, потерять. Они похожи на человека, который не хочет вкладывать деньги в новое дело, страшась неудачи, они боятся с ними вообще что-либо делать. Им говорят: «Пойдем, там преумножат твои богатства». А они: «Нет, там – риск. Могут богатства пропасть». Как и герой притчи о талантах, они думают, что лучше закопать или отдать под процент ростовщикам, но не обрести новое – «я буду ходить в свою церковь, и там немножечко, но вырастет богатство мое». Это гарантировано, я хожу туда много лет, и чуть-чуть набежало.
Отец Небесный нам говорит, что надо преумножать широко, но люди этого не хотят, потому что боятся, преумножая, потерять. Все эти притчи связаны…заметила? И тогда Отец говорит: «Вот не пришли ко мне те, кто богатство имеет, пошлю за теми, кто богатства не имеет, пусть придут». Вопрос: значит, в Царствие Божье могут войти люди, не имеющие богатства, нищие, у дороги побирающиеся? Но, если они придут в Царство Божье, отчего будет их праздник, если не вспыхнут богатства, неужели смогут они понять, что это и их дом? Об этом говорит Христос: «Блаженны нищие духом». Он говорит, что, если в человеке есть блаженная нищета духа, он может войти. Не всякий человек, а только нищий духом. Когда царь послал за зваными, но они не пришли, он послал за беднотой и голью. Это не те люди, у которых мало духа, а те люди, у которых мало богатств или нет вообще, но есть дух. Это очень важное замечание. Можно было бы сказать, что нищий духом – это тот, у которого нет духа. Но человек, который лишен духовности, подобен животному, и нет таким ни места, ни входа в Царствие Божье. Запомни: нищий духом – это понявший, что все его богатства суть пыль и прах.
Вчера вечером Астрид и Женя поняли, что они нищие; постигли, что их знания равны нулю. Не будучи богатыми, оценив свое знание как ничто и став нищими, они получили приглашение «на пир» и потому смогли понять глубину знаний, здесь даваемых. Царствие Божье – это состояние, когда в тебе распахивается глубина, эта глубина и есть присутствие Его в тебе и тебя в Нем; это есть духовная наполненность, праздник души. Получается, что, даже если люди отказались от своих малых накоплений, поняли их незначительность, таких людей пускают на пир, потому что они совершили это сознательно. Они стали нищими духом, годными. Получается, что люди, не обладающие большими духовными запасами, тоже могут войти, если откажутся от малого и станут нищими. Красивая доктрина…
Мы знаем, что Христос, приходя к людям и беседуя с ними, проливал свою душу, расходовал ее и отчасти терял сознание божественности. Что Он делал, чтобы вернуть его? Он уходил в пустыню, садился на песок, складывал руки и говорил: «Нищий я». Сидел и повторял: «Нищий я. Нищий я». И так до тех пор, пока ощущение Царства Божия к нему не возвращалось. Даже Он, утеряв его, потому что раздал свои духовные богатства, должен был ещё раз осознать, что Ему ничего не принадлежит, и через это вновь обретал, тем самым указывая всем нам, как поступать. Но только нужно понять эту нищету во всей ее полноте. Не так, что сейчас ты говоришь «нищий я», а после этого спросят твое мнение о том или другом, и ты начнешь снова располагать своими глупыми знаниями. Осознание себя нищим духом должно быть абсолютным. Ты должен убедиться, что ничего не знаешь. Лишь через это причастность к празднеству вечному к тебе возвращается.
Анна. Кто был тот нищий, который пришел на пир, но не был достойно одет?
Христианин. Хотел сказать о нем. Момент, когда человек понимает разверзающуюся в нем глубину, чувствует, как она появляется, и начинает ведать знаниями объемно, целиком, есть прикосновение к Царствию Божьему. Человек, который коснулся, проникся, а потом по воле своей свободной рассудил, что это не праздник; который решил: «Меня чуть ли не насильно сюда втащили», – и, видя этот праздник, начал думать: «Я не буду относиться к нему, как к чему-то особенному. Приелось такое уже», – теряет право быть там, потому что к каждому моменту пребывания на пиршестве счастья надо относиться торжественно – как к чему-то совершенному особенному. Если не будешь сохранять в себе такой настрой, то благосклонность Небес потеряешь. И как тебе в Царствии Божьем, Лариса?
Лариса. Я знаю, что ничего не знаю.
Христианин. С этого и начинается высшее познание. Мы сейчас говорим о том, что надо очень ценить моменты глубины, прикасаясь к ним торжественно, понимать это как таинство, как нечто важное, ценить каждые крохи их, быть благодарным своим собеседникам за то, что они позволили этой глубине родиться, а вам – побывать «на пиру» Царя. Ибо каждый момент глубокого расширенного сознания – это праздник, и относиться к нему нужно очень бережно: ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не относиться к нему как к должному и само собой разумеющемуся.
Удивительно, что у этой притчи есть смысл даже более глубокий и более потрясающий, чем мы вместили сейчас. Например, можно говорить о том, что существуют души старые, имеющие богатства, и души молодые, богатства не накопившие, но и те, и другие одинаково имеют право входа в Царство Божье. И поэтому настоящий духовник, наставник, глядя на эти души, знает, что к каждому из этих типов душ надо применить свой метод, чтобы указать им путь к Отчему дому.
Душам старым, опытным нужно дать возможность совершить подвиг – чтобы поняли, что нет более ценного Богатства, чем данное им Богом. Их надо научить духовной нищете через самоотречение и сострадание другим. Нужно призвать их особым зовом. Души молодые достаточно легко впитывают, но неглубоко понимают, поэтому им нужно постоянно указывать глубину, погружать в нее, а то они, побывав в Царстве Божьем, даже могут не понять, где очутились.
Когда размышляем мы о духовной нищете, важно понимать, что она должна достигать глубины души и искренности необычайной. И от учеников важно требовать именно такого понимания – до конца, и смотреть в душу пристально, и видеть, укоренилась в ней нищета, что от Бога, или нет. Если в человеке нет глубокого и искреннего понимания духовной нищеты, то он побудет немного в Царствии Божьем и перестанет правильно к нему относиться. Что ж удивляться, если его оттуда выкинут во внешнюю тьму – как того недостойно одетого человека с пира Царя...
***
|