КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Последователи имамов отказываются от их взглядов, если они противоречат СуннеВвиду всего вышеизложенного последователи имамов, многие из прошлых поколений и лишь некоторые из последующих(53) безоговорочно принимают не всё из сказанного своими имамами. На самом деле они даже отвергали многие из их взглядов, если выяснялось, что они прямо противоречат Сунне. Даже два имама — Мухаммад ибн аль-Хасан и Абу Йусуф (да будет милостив к ним Аллах) — поступали вопреки указаниям своего учителя Абу Ханифы в «приблизительно трети его мазхаба»(54), как на то указывают многие книги, посвященные рассмотрению отдельных правовых вопросов (маса’иль). То же самое можно сказать и об имаме аль-Музани(55) и других последователях имама аш-Шафи’и, а также последователях других имамов (да будет милостив к ним Аллах). Если мы станем приводить примеры в доказательство нашего утверждения, то это займет много места, и мы выйдем за пределы поставленной в предисловии к этой книге цели. Поэтому ограничимся лишь двумя примерами: 1. Имам Мухаммад в своей книге «аль-Муватта’»(56) (стр. 158) пишет: «Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) не считал, что следует проводить молитву о ниспослании дождя. А по нашему мнению, имаму следует совершить с людьми два рак’ата, затем произнести мольбу (ду’а) и надеть свою одежду по-другому(57)...». 2. Исам ибн Йусуф аль-Бальхи, один из сподвижников имама Мухаммада(58) и последователь имама Абу Йусуфа(59), «издавал фетвы, которые противоречили словам Абу Ханифы, поскольку он не знал о доводах последнего, в то время как ему представлялись другие доказательства, на основании которых он выносил фетвы»(60). Поэтому «перед совершением поясного поклона (руку’) и вставая после него, он поднимал руки (до уровня плеч(61))»(62), как об этом сообщается во множестве (мутаватир) достоверных хадисов, являющихся Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). А три имама (т.е. Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад) высказывались по этому вопросу иначе. Подобным образом и должен поступать каждый мусульманин, следуя высказываниям четырех имамов и других авторитетных знатоков религии (улемов), как об этом было упомянуто выше. Подводя итог, выражаю искреннюю надежду, что никто из последователей имамов не бросится осуждать принципы этой книги, отказавшись от содержащейся в ней Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) лишь на том основании, что эта Сунна противоречит их мазхабу. Я надеюсь, что такой человек, наоборот, объективно рассмотрит вышеприведенные нами увещевания имамов о необходимости поступать согласно Сунне и отказаться от их взглядов, если они противоречат ей. Я также надеюсь, что такой человек поймет, что осуждение методологии этой книги равнозначно осуждению любого из имамов, за которым он следует. Я, как было уже разъяснено, взял эту методологию, к которой нам было велено обращаться в случае разногласий и на которую мы должны полагаться, от самих имамов. Кто отказывается следовать в этом вопросе указаниям имамов, тот подвергает себя большой опасности, ибо, поступая так, он отворачивается от Сунны. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Но нет, — клянусь Господом твоим! — не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью»( Сура «Женщины», аят 65 ) . Молю Всевышнего Аллаха включить нас в число тех, о которых Он сказал: «Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: «Мы слышим и повинуемся!» Такие преуспеют! И кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, и страшится Аллаха, и боится Его, этим - предстоит успех!»( Сура «Свет», аяты 51-52 ). Дамаск, __________ (54) Ибн ’Абидин «аль-Хашийя» (1/62) и аль-Лукнави, указавший на его источник в «Ан-Нафи’ аль-Кябир», от Газали. К примеру, в переведенной на русский язык книге Абу Йусуфа «Китаб ал-Харадж» (Мусульманское налогообложение), выпущенной Санкт-Петербургским филиалом Института востоковедения РАН в 2001 г., мнение Абу Йусуфа часто расходится с мнением его учителей Абу Ханифы и Ибн Аби Лайлы либо с мнением кого-то одного из них, что автор «Китаб ал-Харадж» отмечает в выражениях типа: «Я же, Абу Йусуф, утверждаю, что...», «Я, Абу Йусуф, считаю, что...» и т.д. (Прим. перев.). (55) Он сам указывает во введении к написанной им книге «Краткий обзор Фикха (имама) аш-Шафи’и» следующее: «Эта книга является сборником знаний Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах) и толкования его высказываний, чтобы помочь желающему понять, уразуметь это, не забывая при этом о запрете (имама) следовать его или чьему-либо еще мнению, дабы такой человек мог со всем тщанием сверить свою Веру (Дин) с ней». (56) Он в ней разъяснил свои расхождения с имамом (Абу Ханифой) по приблизительно 20 правовым вопросам (№ 42, 44, 103, 120, 158, 169, 172, 173, 228, 230, 240, 244, 274, 275, 284, 314, 331, 338, 355, 356 - приводится по «Та’лик аль-Мумаджид ’аля Муватта’ Мухаммад» («Значимые замечания к труду имама Мухаммада ’Аль-Муватта’»). (57) То есть изнаночной стороной наверх, наизнанку, в результате чего правая его сторона оказалась слева, а левая — справа (Прим. перев.). Подробнее см. «Книгу моления о ниспослании дождя», «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), хадисы № 503 и № 509. (58) Ибн ’Абидин упомянул его среди них в «аль-Хашийат» (1/74) и в «Расм аль-Муфти» (1/17). Кураши упомянул его в «аль-Джавахир аль-Мадийа фи Табакат аль-Ханафийа» (стр. 347) и сказал о нем: «Он является надежным передатчиком хадисов. Он и его брат Ибрахим были двумя шейхами Балаха в свое время». (59) «аль-Фава’ид аль-Бахийа фи Тараджум аль-Ханафийа» (стр. 116). (60) «аль-Бахр ар-Ра’ик» (6/93) и «Расм аль-Муфти» (1/28). (61) См., напр., «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), хадис № 390 ( Прим. перев. ). (62) «аль-Фава’ид аль-Бахийа фи Тараджум аль-Ханафийа» (стр. 116). Далее автор «аль-Фава’ид» добавляет следующее замечание: «Из этого сообщения можно сделать вывод о ложности рассказа Макхуля, который передал, что якобы Абу Ханифа сказал: «Тот, кто поднимает руки во время молитвы, погубил свою молитву». Этим (приписываемым Абу Ханифе) высказыванием Верховный Писарь аль-Иткани, был введен в заблуждение, как на то указывается в его автобиографии...». Подробнее см. Приложение № 3, комментарий к хадису № 2 (Прим. перев.).
ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА
|