КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классовой борьбы и революцииСтр 1 из 12Следующая ⇒
Один из ключевых выводов марксизма-ленинизма гласит, что вся история человечества (со времени разложения первобытного строя) была и продолжает оставаться историей борьбы классов9. Причиной этого является не чья-то прихоть или недоразумение, а реальная противоположность места различных классов в антагонистическом обществе и несовместимость их коренных интересов, стремлений. Эксплуататорские классы желают увековечить свое господство над эксплуатируемыми, последние хотят освободиться от него. В результате и возникает борьба. Причем история свидетельствует, что эксплуататорские классы добровольно от господства не отказываются никогда. Их надо к этому принудить. И пока общество будет расколото на противоположные по своим коренным жизненным интересам классы, в нем неизбежно будет существовать классовая борьба. Следовательно, как отметили создатели марксизма-ленинизма, из антагонистического общества не может быть иного выхода, кроме классовой борьбы. Антагонистическое общество содержит ее в своей сути. Вне классовой борьбы переход к неантагонистическому обществу – к социализму – есть наивное мечтание. Думать иначе, болтать о возможности такого перехода в условиях социального мира могут только «социальные» попы и оппортунисты. Коммунисты же исходят из идеи не социального мира, а классовой борьбы. И не потому, что им так субъективно хочется, а потому, что такова объективная действительность. Где классовую борьбу желают упразднить, как нечто непривлекательное и грубое, там в качестве основы нового общества остаются лишь пустые фразы об «истинном человеколюбии» и «справедливости». Отрицание или прикрытие классовой борьбы есть худший вид лицемерия в политике. Борьба классов происходит постоянно, независимо от того, ведутся или нет открытые военные действия. Она может принимать как мирные, так и немирные формы. И коммунисты всю свою деятельность должны поставить на ее почву10. Причем саму классовую борьбу ни в коем случае нельзя отождествлять с деятельностью оторванных от масс одиночек или узких групп лиц. Марксизм-ленинизм, в соответствии с присущим ему материалистическим пониманием истории, считает, что подлинным творцом исторического процесса, решающей силой общественных перемен является народ, трудящиеся. И, следовательно, освобождение трудящихся от эксплуатации и угнетения есть дело самих трудящихся. Не выступления (пусть и героические) одиночек или узких групп лиц, а самостоятельное широкое классовое движение масс – исходное условие их освобождения11. Поэтому коммунисты должны быть всегда теснейшим образом связаны с массами и работать там, где есть масса. Они должны повышать ее сознательность и организованность, поднимать на самостоятельные широкие классовые действия. *** Узловой пункт и высшую точку классовой борьбы составляет, согласно марксизму-ленинизму, социальная революция12. Это – глубокий, качественный скачок в развитии общества, знаменующий собой переход от одной общественно-экономической формации к другой. Маркс назвал революции локомотивами истории13. Они, резко двигая человечество вперед, открывали новые эпохи, выводили его на новые исторические горизонты. В огне революций задавленные ранее классы очищались от мерзости старых порядков, изменяли свой облик, обретали способность создавать новые формы бытия и жить в них. В марксизме-ленинизме многократно подчеркивается, что никакую подлинную революцию нельзя осуществить в любой момент, в любой стране лишь по желанию революционеров. Революции не делаются по приказу, заказу, соглашению. Они вырастают не из партийных программ, а вызревают в процессе исторического (подчас весьма длительного) развития. Чтобы революция возникла и победила, требуется наличие определенных общест- венных условий. То есть соответствующих объективных и субъективных предпосылок, которые создают революционную ситуацию и приводят в движение массовые революционные силы, способные на массовые революционные действия. Без этого подлинная революция невозможна. С другой стороны, если революция объективно и субъективно созрела, она неизбежно должна произойти, как бы ей ни препятствовали противники14. Особую роль в историческом развитии призвана сыграть такая разновидность социальной революции, как социалистическая революция. Все иные революции, будучи для своего времени прогрессивными, эксплуатацию и угнетение, однако, не устраняли, а лишь изменяли их форму. Задачу полной ликвидации всякой эксплуатации и всякого угнетения впервые решает социалистическая революция. Она поэтому составляет высший тип социальной революции. Цель ее – осуществить переход от капитализма к социализму, составляющему первую фазу коммунистической формации. Причем марксизм-ленинизм особо настаивает на том, что такой переход возможен только именно через социалистическую революцию и никак по-другому15. Без нее капитализм трансформироваться в социализм изначально не способен, поскольку то и другое представляют собой качественно различные общественные системы. Осуществляться же социалистическая революция может (подобно классовой борьбе в целом) как в мирных, так и немирных формах. *** Коренным вопросом всякой подлинной революции, всякой настоящей, последовательной, развитой классовой борьбы марксизм-ленинизм считает вопрос о власти16. Ибо, только имея власть, любая социальная сила способна строить жизнь общества в соответствии со своими интересами. «В руках какого класса власть, – указывает Ленин, – это решает все... Ни обойти, ни отодвинуть вопроса о власти нельзя»17. Отсюда в марксизме-ленинизме особо отмечается, что вести просто классовую борьбу недостаточно, поскольку в ней тоже можно ограничиться частным, второстепенным. Против такой классовой борьбы не будет возражать и буржуазия для отвлечения трудящихся от главного и сохранения своего господства. Нужно непременно идти глубже, вплоть до основного. А именно: марксизм-ленинизм признает классовую борьбу вполне настоящей, последовательной, развитой лишь тогда, когда она берет самое существенное в политике – устройство государственной власти. И переход государственной власти из рук одного класса в руки другого класса марксизм-ленинизм считает первым, главным, основным признаком осуществившейся революции, начала преобразований по изменению характера общественного устройства18.
2. Пролетариат – самый революционный
|