КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Класс обществаОпределив трудящиеся массы как творцов истории, решающую силу общественных перемен, марксизм-ленинизм наиболее передовую их часть увидел в рабочем классе, пролетариате. Этот вывод базировался на следующем19: 1. По мере утверждения основы капиталистического хозяйства – крупной промышленности – все прочие классы приходили в упадок и уничтожались. Пролетариат же был ее собственным продуктом. Его численность с развитием крупной промышленности неуклонно росла, и он нес главную долю заботы о содержании общества. Поэтому от позиции и действий пролетариата в первую очередь зависели судьбы буржуазного строя в целом. 2. Пролетариат представлял собой единственный класс, лишенный средств производства и, чтобы жить, вынужденный продавать свою рабочую силу. Поэтому с буржуазным обществом его ничто существенное не связывало. Он объективно был заинтересован в замене частной собственности на общественную, преобразовании капитализма в иной строй. 3. На каждом шагу пролетариат сталкивался лицом к лицу со своим главным врагом – капиталистом. Противостоя ему, он стихийно становился коммунистом, осознавал необходимость уничтожения существующих порядков. Это формировало в пролетариате ненависть к угнетателям, побуждало открыто вступать с ними в схватку. 4. Характер труда на крупных предприятиях объединял пролетариат в большие коллективы, воспитывал в нем сплоченность и дисциплину, порождал дух солидарности. Это придавало пролетариату стойкость, позволяло ему создавать свои массовые организации, облегчало его просвещение. 5. Коренные интересы пролетариата объективно совпадали с коренными интересами остальных категорий трудящихся. Негативные жизненные условия последних наиболее полно концентрировались в его положении. И, следовательно, борясь за собственное освобождение, пролетариат тем самым боролся за освобождение всех трудящихся. Это позволяло ему привлекать к себе трудящихся в качестве союзников. 6. Лучшие представители пролетариата испытывали презрение к обывательщине, мещанству и филистерству, процветавшим в средних слоях буржуазного общества – в мелкой буржуазии, в интеллигенции – и оказывавшим на них разлагающее воздействие. Это препятствовало проникновению данных черт в пролетарские ряды. 7. Условия жизни, борьбы и освобождения пролетариата были в главном едины для всех стран. Это делало его глубоко интернациональным классом. Пролетарский интернационализм позволял преодолевать национальные барьеры и обеспечивать международнуюсолидарность рабочих. Благодаря означенным особенностям, считали создатели марксизма-ленинизма, сила и значение пролетариата в историческом движении неизмеримо больше, чем его доля в населении. Пролетариат образует основной костяк каждого народа.Отсюда глубоко ошибочно думать, будто для осуществления социалистической революции необходима «полная» пролетаризация большинства населения. Даже когда пролетариат составляет меньшинство, он все равно выступает как гегемон революции, представляет собой единственный до конца революционный класс20. Другие трудовые классы и слои (крестьянство, городская мелкая буржуазия, интеллигенция) могут быть и бывают, из-за присущих им особенностей, революционны лишь отчасти и при известных условиях. Они неизбежно остаются распыленными, колеблющимися, бессильными и без пролетариата на решительные, последовательные революционные действия не способны. Задача пролетариата – объединить эти массы и вести за собой21. Его всемирно-историческая миссия состоит в том, чтобы сбросить с общества цепи эксплуатации, угнетения, уничтожить капитализм и создать альтернативный ему строй, т.е. социализм, а затем и коммунизм22. Пролетариат, следовательно, есть могильщик капитализма и творец нового общества. *** Важно особо отметить, что вывод марксизма-ленинизма о пролетариате как гегемоне революции исходит не из субъективно-произвольных предпочтений, а всецело базируется на осмыслении его объективного положения в обществе, на учете качеств, которые в нем образуются независимо от желаний кого-либо, включая сам пролетариат. «Дело не в том, – пишут Маркс и Энгельс, – в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества»23. Именно объективное положение пролетариата в обществе делает его фактическим гегемоном революции. Вместе с тем не менее существенно и то, что, признавая за пролетариатом означенную всемирно-ис-торическую миссию, марксизм-ленинизм, как писали его создатели, отнюдь не считает пролетариев богами и не превращает слово «пролетариат» в святыню24. Он, наоборот, исходит из того, что революционная сущность, роль гегемона пролетариата не способны проявиться сами по себе, автоматически, без сознательных усилий входящих в него индивидуумов. «Пролетариат, – отметил Ленин, – революционен лишь постольку, поскольку он сознает и проводит в жизнь эту идею гегемонии. Пролетарий, сознавший эту задачу, есть раб, восставший против рабства. Пролетарий, не сознающий идеи гегемонии своего класса, или отрекающийся от этой идеи, есть раб, не понимающий своего рабского положения; в лучшем случае это – раб, борющийся за улучшение своего рабского положения, а не за свержение рабства»25. Отсюда нужно, чтобы пролетариат субъективно осознал свое объективное общественное положение, из «класса в себе» превратился в «класс для себя», образовал широкое, массовое, самостоятельное, активное пролетарское движение. И это, как специально подчеркнул Маркс, требуется пролетариату не только для того, чтобы изменить существующие условия, но и чтобы измениться самому, преобразовать собственную природу, сделаться в полной мере способным быть могильщиком капитализма и творцом нового строя26.
|