КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диктатура пролетариата и демократияПостоянное апеллирование к демократии и абстрактное противопоставление ее диктатуре составляет излюбленный прием буржуазии в деле дезориентации трудящихся. И, конечно, особенно широко он используется для дискредитации идеи диктатуры пролетариата. В ленинских произведениях данный аспект темы получил обстоятельнейшую проработку47. Там разъясняется, что с вульгарно-буржуазной точки зрения понятие «диктатура» и понятие «демократия» исключают друг друга. И под диктатурой имеется в виду отмена прав, свобод, гарантий демократии, всяческий произвол и злоупотребления властью. Причем диктатура здесь, естественно, всячески осуждается, а демократия всячески защищается. Исходную основу этой точки зрения составляет взгляд на демократию как на некое «чистое», «надклассовое», «внеклассовое» явление. То есть способное будто бы одинаково выражать интересы сразу всех классов общества, обеспечивать на деле их фактическое равенство, свободу, позволяющее решать вопросы исключительно по воле большинства, посредством голосования и других демократических процедур. Но такая «демократия», указывает Ленин, в принципе невозможна. Она есть лживая и невежественная фраза либерала, одурачивающего рабочих. Ибо в обществе, разделенном на антагонистические классы, любая демократия неизбежно будет носить и носит не «чистый», не «внеклассовый», не «надклассовый», а безусловно классовый характер, неизбежно будет обслуживать и обслуживает главным образом господствующий класс, неизбежно будет использовать и использует голосование, другие демократические процедуры в его интересах. Отсюда вытекает наиважнейший, требующий четкого ответа вопрос: демократия для какого класса – для экс-плуататоров или для трудящихся, демократия какая – буржуазная или социалистическая? Аналогичным образом обстоит дело и с диктатурой, которая по своему классовому содержанию также может быть различной. Бывает диктатура меньшинства над большинством, эксплуататоров над трудовым народом. И бывает диктатура большинства над меньшинством, трудового народа над эксплуататорами. Поэтому ни в коем случае нельзя ограничиваться лишь абстрактным оперированием понятиями «демократия вообще» и «диктатура вообще», что характерно для вульгарно-буржуазной точки зрения. А требуется всегда точно и до конца понять, какой именно класс в каждом конкретном случае имеется в виду, о демократии и диктатуре каких именно классов идет речь. Ведь диктатура совсем не обязательно означает уничтожение демократии для того класса, который осуществляет данную диктатуру над другим классом. Но она, конечно, непременно означает уничтожение (или серьезное ограничение) демократии для того класса, над которым или против которого осуществляется диктатура. В свою очередь и демократия в принципе совсем не обязательно означа- ет уничтожение известных элементов диктатуры по отношению к определенному классу общества. Но она, конечно, непременно означает их отсутствие для того класса, который осуществляет в обществе данную демократию. Отсюда и нужно понять, какая диктатура и какая демократия имеются в виду. Диктатура меньшинства над большинством, эксплуататоров над трудовым народом неизбежно всегда представляет собой государство демократическое – для эксплуататоров и диктаторское – против трудящихся. Здесь эксплуататоры используют множество всевозможных ограничений и исключений из демократии, которые в сумме взятые отстраняют трудящихся от активного участия в ней.А диктатура большинства над меньшинством, трудового народа над эксплуататорами представляет собой государство по-новому демократическое – для трудящихся и по-новому диктаторское – против эксплуататоров. И вот диктатура пролетариата относится именно к последнему ее типу. Она, как отмечалось, представляет собой диктатуру абсолютного большинства населения, трудового народа, над абсолютным меньшинством населения, эксплуататорами-капиталистами и их прихвостнями. Это есть отрицание (в виде ряда определенных изъятий) демократии для эксплуататоров-капиталистов и их прихвостней, сопротивление которых требуется подавить. Но одновременно это есть гигантское расширение демократии для трудового народа, который требуется вовлечь в массовое управление страной, приобщить к активным социалистическим преобразованиям. Таким образом, выходит, что диктатура пролетариата, пролетарская демократия – неизмеримо демократичнее всякой буржуазной демократии. Содержа в себе известное объективно необходимое ограничение демократии в отношении эксплуататорского меньшинства, диктатура пролетариата одновременно осуществляет широкую, развернутую демократию в отношении трудящегося большинства. Выражается это в том, что власть здесь, во-первых, действует в интересах трудящегося большинства и, во-вторых, осуществляется непосредственно через него. То есть имеет место управление народа посредством самого народа. Диктатура пролетариата не только провозглашает, но и на деле, реально предоставляет народу, трудящемуся большинству все жизненно важные права и свободы, создает условия для его повседневного практического участия в государственно-общественных делах. И, пишет Ленин, «марксистское решение вопроса о демократии состоит в использовании ведущим свою классовую борьбу пролетариатом всех демократических учреждений и стремлений против буржуазии в целях подготовки победы пролетариата над буржуазией, свержения её»48.
|