Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 11




В конец, о осьмом, псалом Давиду

 

Сей псалом имеет туже над­пись: «псалом о осьмом», какую имеет и 6-й псалом. Итак, смо­три изъяснение ее там. И он пророчествует о воскресении Хри­ста и об отмщении за обижаемых христиан. Ибо Господь, получив посредством смерти конец земной жизни, воскрес в восьмый день, т.е. в воскресение, который, поскольку начинает дни, называется первым (у греков); а поскольку следует за седьмым, т.е. субботою, называется восьмым. Впрочем он не надписывается «о вось­мом» (на греческом περι), но: за восьмой (υπερ ογδοος) равно как и шестой; ибо не учит что такое восьмой, но просит Бога, чтобы пришел этот восьмой день,— чтобы было отмщение за мучимых диаволом и за порабощенных идолопоклонству людей.

Ст. 2. Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный. Праведен тот, кто хранит правду в отношении к людям; преподобен —благочестивый в отношении к Богу; а свят тот, кто обоготворился чрез совершенство в добродетелях. Сии имена представляют некото­рую лестницу, которая идущих по ней возводит к Богу. Мы и прежде сказали, что писания называют еще праведным совершенного по добродетели; но теперь идет речь не о таком праведном. Итак, поелику некоторые имеют известного рода правед­ность в делах человеческих, и преподобных не стало с одной стороны потому, что умирают, а с другой—потому, что гонимы бывают от не преподобных, то посему здесь пророк молится: чтоб ему избегнуть от преобладания злых людей; и сия молитва и прошение исходят из уст тех, которые имели принять спасительную проповедь евангельскую. Ибо в это время, когда пришел и воплотился Господь, наиболее оску­дели преподобные *).

*) И божественный Златоуст сказал: трудное дело добродетель; оно и само в себе неудобоисполнимо, а тем более, когда производящий оное находится среди немногих добрых людей. Ибо как путешествие затруд­нительно; особенно тогда, когда путешественник идет один и не имеет сопутника, так точно и здесь. И Григорий Богослов и Михей оплакивают оскудение добродетельных до такой степени, что едва их остает­ся столько, сколько колосьев после жатвы, или зерен винограда, укрывшихся под ли­стьями.

Яко умалишася истины отъ сынов человеческих. Преподоб­ных, говорит, не стало вовсе; но истины некоторые еще остались у людей. Родительный здесь (на греческом) т. е. сынов, должно принимать за дательный и предлог от (απο) за в (εν), т.е. у сынов человеческих. Ибо тогда люди говорили одну ложь в большом и главном, а истину в весьма ничтожном и малом предмете.

3. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему. Каждый говорил пустое, то есть обман и ложь. Или тогдашние люди не только обманывали и подвергали осмеянию чужих, но и своих друзей; так как ближним Давид называет здесь находящегося близ другого не по месту, но по свойству при­роды и произволения. *)

*) Великий Афанасий говорит: сиe слово явно изобличает неверие иудеев, почему и Моисей порицал их так: сыны неверные (Втор.32, 20). И Кирилл:—у еллинов все ложь и мудрость и слава и жизнь, а истинного т.е. необходимого и полезного у них никто не найдет нисколько. Они обоготворили и тварь, оставив Бога по естеству. Итак, исти­ны у них уменьшились. Василий великий:— как из красок и других вещей одни истинны, а другие ложны, и как есть порфи­ра истинная и порфира ложная, так и в добродетелях, и истина есть действительно сущее. Итак поелику все это извращено и истреблено, не потеряв бытия, но быв про­гнано от людей, то посему не сказал: уменьшились истины, но с прибавлением от сынов человеческих. И Дидим говорит: сказал истины, а не истина, с одной сторо­ны по причине неверности в договорах, с другой—в учении, наполненном неблагомыслием.

Устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Устами коварными Давид называет коварного человека,—частию целое. Потому что коварный с двойным сердцем и двойною мыслью говорит злое и вредное. Внутри себя скрывает мысль одну, а вне себя показывает другую *).

 

*) Другой перевел: в сердце одном и другом. И народный греч. поэт Гомер сказал в одном месте: тот мне враг, на­равне с врагами ада, который одно скрывает в уме, а другое говорит.

 

4. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый. Многократно Писание слова, содержания желания, выражает в будущем времени, как сделано и здесь; так как Давид мо­лится о всеконечном истреблении коварств, вместе с теми, которые превозносятся над меньшими и говорят о себе нечто великое. Или словами сими Давид пророчествует о погибели коварных; а означая, кого он называет говорящими великое, говорит далее:

5. Рекшыя: язык наш возвеличим. Бог, говорит, истребит говорящих это в себе, т.е. помышляющих так: настроим язык наш к речам великим и гордым.

Устны наша при нас суть, кто нам, Господь есть? И это зависит от сказавших, т.е. Бог истребит и тех, которые го­ворят: мы властны в своих устах и языке. Итак, кого нам бояться, чтоб не говорить сии гордые слова? Или кто может воспрепятствовать сим велеричивым словам нашим *).

 

*) Златоуст при изъяснении сего гово­рит: уста наши при нас: слова неистовых и безумных! Посему-то Павел, внушая им противное, говорит: вы не свои, ибо вы куплены ценою; и советует даже жить не себе. Не твои уста, но Господа, ибо Он сотворил их... Как ты можешь говорить: уста наши при нас, когда ты порабощаешь их греху, любодейству, нечистоте? Кто над нами Господь? О диавольское слово! Ты видишь, что вся тварь проповедует силу, премудрость, попечение и промысл Владыки твоего; и ты говоришь: кто Господь над нами? и Феодорит: имея уста незаключенными, они с презрением к долготерпению Божию, и с мнением что они да­же не находятся под владычеством Божиим, говорят свободно, что хотят. Таков был Фараон говоривший: не знаю Господа, таков был Рапсак, дерзнувши сказать: пусть не обманывает тебя Бог твой, на которого ты надеешься, что Он освободит Иерусалим от руки моей; таков был Навуходоносор, который, устрашая мужественных оных юно­шей, не убоялся сказать: кто Бог, который бы мог избавить вас от рук моих?

 

6. Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь. Ныне должно понимать за тогда в приличное время. А мысль в сем слове сле­дующая: тогда, говорит Христос, Я восстану от гроба ради бедствия порабощенных заблуждении, по неведению, каковое бедствие бы­ло в них вместо стенания, как таковым было и то, что изъясне­но при словах: Он не забыл вопля бедных (Псал.9, 10); ибо бедствие бедных служит им вместо вопля к Богу.

Некоторые говорят, как-то Василий великий, что бедным называется бывший прежде богатым, а потом лишившийся богатства, согласно с следующим: богатии обнищаша (Псал.33,10). Нищим называется снискивающий себе не­обходимую пищу трудами рук сво­их. Таковые нищие и бедные бы­ли имевшие уверовать во Христа; потому что они лишились своего богатства, и работами и трудами рук своих приобретали нужное для тела своего. Имена нищего и бедного принимаются безразлично—одно вместо другого. Можно по­нимать это иначе, так Бог гово­рит: теперь, то есть, скоро Я восстану для произведения мщения за страдания и стенания оскорбляемых. Слово востану и произведу мщение, хотя Давид поставил оное как прилично говорить человеку, должно понимать, как при­лично Богу *).

*) Златоуст говорит: какая сила смирения и крепость бедных, имеющих сердце сокрушенное! Ибо бедствие и злострадание служит величайшим утешением. Велика сила стенания! Она привлекает помощь свыше. Ибо Бог уважает скромность обижаемых, когда они в злострадании не произносят никакого худого слова, а только стенают и оплакивают свои беды. Устрашитесь обижающие бедных! кто не устрашится восстающего Гос­пода.

Положуся во спасение, не обинюся (ясно покажу себя) о нем. Вспомнив прежде о воскресении Христа, Давид после в сих словах воспоминает о погребении Его, изменив порядок и возвратясь назад к крестной смер­ти Христовой. Еще, говорит, Гос­подь вещает и это: Я положусь, т. е. буду пригвожден ко кресту, ибо его Он называет здесь спасением. Ибо Господь, поразив мучителя—диавола копием и древом креста, даровал нам спа­сение и полную свободу от заблуждения нашего, и бывших прежде немощными Он укрепил нас против демонов. Покажу себя, говорит, на нем явно; т.е. объявлю всему миру на кресте скрывающуюся во Мне божественную силу. Ибо когда Господь висел на кресте, завеса храма раздралась, солнце омрачилось, земля потряслась, камни распались и другие чудеса происходили. Или мож­но понимать так, что я положу нищих, и бедных во спасение, т.е. удостою их спасения, а затем смело объявлю о спасении их и покажу свою силу*).

 

*) У Златоуста изъясняется это так: с дерзновением Я защищу их (нищих) и сделаю славное спасение их открыто и явно, чтобы знали все. И Феодорит говорит: «не буду презирать их сетующих и стенающих по причине беззаконной дерзости против них, но, отложив долготерпение, как сон, произведу славное и блистательное спасение их. Так и Симмах перевел: «устрою спасение знаменитое».

 

7. Словеса Господнясловеса чиста. Изложив прежде, что Гос­подь только говорил, Давид те­перь уверяет в истине слов Господа, говоря, что они чисты и чужды лжи.

Сребро разжжено (переплав­ленное), искушено земли (дознанное в земли). Столько, говорит, слова Божии чисты и не смешаны с обманом и ложью, что они по­добны серебру, перелитому и очи­щенному от ржавчины и земли. Дознанное же посредством земли сказал вместо испытанное в земле, как изъясняет Златоуст; потому, что художники златоплавильщики переливают серебро в земли и земляных плавильнях. Или, дознанное посредством зем­ли, поставил вместо очищенное от земли. А чтобы возвысить чи­стоту, светлость слов Господа, он далее говорит:

Очищено седмерицею. Седмикратно здесь значит тоже, что многократно, ибо еврейский язык употребляет седмикратно вместо многократно. А то серебро, кото­рое перелито многократно, бывает совершенно чисто. Так, говорит, слова Божии истинны, как серебро, многократно перелитое в горниле. Он назвал еще слова Божии словцами не для понижения и ослабления (да не будет!), но потому что древние называли про­рочества словцами по причине краткого изложения их, потому что в немногих словах содер­жали великие мысли *).

 

*) Таково было изречение, данное Аполлоном: познай самого себя. И истинный Бог, явившийся в купине сказал: Я существующий и т. п.

 

8. Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во веке.

Слово—сохранишь нас по­ставлено вместо: Господи, сохрани нас от вооружающихся отвне, а соблюдешь, вместо: соблюди нас от нападающих извнутри; иначе сказать, пророк молится здесь о сохранении от внешних врагов и о соблюдении от невидимых. Или сохранишь, разумеется, от настоящего рода; а соблюдешь —от будущего рода злых людей, или во век и навсегда. Это слово оправдалось, ибо вера принявших проповедь Евангелия осталась не­побежденною и от тогдашнего рода гонителей и пребудет неодолимою во век: и ни явно враждовавшие против веры еллины, ни тайно ухищрявшиеся про­тив нее еретики не могли побе­дить ее и впредь не победят до скончания века.

9. Окрест нечестивы ходят. Со всех сторон, говорит, окружают нечестивые, стараясь стеснить и победить веру во Христа. Так поступают язычники и цари-гонители; а еретики также ходят вокруг, потому что не понимают божественного Писания в прямом смысле, но в извращенном ложными умствованиями и толкованиями *).

 

*) Некоторые учители прекрасно изъясняют это место так: всякая добродетель находится в средине, как средоточие находится в средине круга. По обе стороны добродетели находятся два зла—излишек и недостаток. Например, благоразумие находится в средине; но с одной стороны его находится хитрость, а с другой неразумие, как бы в окружно­сти его. Итак благочестивые и праведные ходят и обретаются в одной середине, а не­честивые грешники, не находя средины, хо­дят кругом в окружности, т.е. в излишествах и недостатках добродетели, иначе ходят в зле. Св. Григорий Нисский говорит также: если бы мы все взирали на смерть (т.е. имели памятование смерти), то мы не кружи­лись бы вместе с нечестивыми, оставя краткий путь жизни и произвольно блуждая в временном заблуждении жизни во владычествах, гордынях и богатствах, чрез которые при многих путях жизни потерявшись, уже не находим выхода из бесконечного пути сей жизни.

 

По высоте твоей умножил ecu (умножил попечения о сынах человеческих) сыны человеческия.

Ты, говорит, Господи, воз­несшись на крест, показал ве­ликое попечение о роде человеческом, за который пострадал. Греческое πολιγωρια.означает ве­ликое попечение, так как, напротив, ολιγωριαзначит слабое попечение. Или можно понимать и так: что Ты, Господи, вознесшись на небеса в день вознесения, облагодетельствовал людей ниспосланием Святаго Духа, просветившего и руководствовавшего лю­дей проповедию евангельскою *).

 

*) Златоуст изъясняет это так: со­образно с высотою Твоею, Ты уподобил их Себе, сколько то было возможно человеку. Ибо говорит: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Теперь что Он на не­бе, то мы на земле. Феодорит также: живу­щие в нечестии, оставив правый путь, блуждают там и там, покушаясь окружать и как бы осадить (самых) кротких людей. Но Ты, являясь с высоты Своего естества, удостоиваешь Твоего попечения терпящий от них брань: и в настоящее время утешаешь их в скорбях, а спустя немного Ты даруешь им совершенное спасение.

 

Этот псалом со стороны исторической может быть приложен и к Давиду. Ибо во время бегства Давида от Саула некото­рые, лицемерно показывая содру­жество с Давидом, старались предать его гонителю Саулу. По­сему Давид изобличает в сем псалме неверность, лицемерие и хитрость лицемерных друзей своих, призывая помощника и спа­сителя своего—Бога, так как и те, которые почитались друзьями его, соединились со врагами его; почему он пророчествует о погибели их. При том предсказывает, что велеречие и гордость Саула и сообщников его погибнет. Этот псалом имеет так­же надпись «о восьмом», по содержанию в нем сих слов: ныне восстану говорит Господь, и прочих, которые относятся к воскресении Господню. Ибо если эти слова относить только к Да­виду, т.е. что, услышав его, Бог обещает встать, или дви­нуться на защиту его во время брани и ухищрения Саула, и дать спасение нищим и бедным, притом показать всему миру, что Он силен и праведен, как подающий такое спасение; если, го­ворю, сии слова отнести только к Давиду, то мы должны противо­речить надписи о восьмом, по всему соответствующей воскресно­му дню. Притом должно знать, что в настоящем псалме спаси­тельное (дело) поставлено в среднем роде вместо спасение.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты