Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 110




Аллилуиа.

 

И этот псалом есть благо­дарственный*).

 

*) Афанасий же говорит, что сей благо­дарственный псалом произносится от лица Апостолов, излагающих, какие дела спасительного строения произведены И. Христом. А Феодорит думает, что сей псалом произ­носится, как благодарственное пение Богу, от лица царя Иосафата о дарованной ему победе над моавитянами, аммонитянами и идумеянами. Златоуст и Ориген говорят, что настоящий и следующий за сим псалом содержит столько букв, сколько имеет еврейский алфавит, а именно 22, почему и на­зывается алфавитным. Тоже самое говорит и Исихий: Прекрасна надпись на сем псалме: аллилуиа, которое означает хвалу Богу; он знаменита и тем, что он сочинен по числу букв еврейских. Иоанн Литин в своей Псалтири говорит, что поелику в настоящем псалме содержится только десять стихов, то посему в каждом из 8-ми первых сти­хов помещены по две буквы еврейского ал­фавита, а в последних двух—по три буквы того же алфавита, и таким образом в 10-ти стихах помещены 22 буквы еврей­ского алфавита.

 

Ст. 1. Исповемся Тебе, Гос­поди, всем сердцем моим. Я, говорит, буду благодарить Тебя, Господи, не только словами, и не только просто языком и устами, но и всем сердцем моим, с стремительною и пламеннейшею душою и внимательнейшею мыслию, освободившись от всякой житей­ской заботы и возвысившись к Тебе; буду благодарить, как за оказываемые мне Тобою всегда благодеяния, так и за те, которые делаешь другим людям. Ибо сия благодарность моя Тебе есть готовая жертва и легкое приношение и притом дело необходимое, которого всегда требует от нас Бог как долга.*)

 

*) Слова Исихия: Сказал: всем серд­цем моим, дабы мы с одной стороны исповедуясь, с другой стороны не были поползновенны ко греху, в котором исповедуемся, и чтобы двигаясь одною душевною но­гою к правде, другую не оставили увязать в грязи греха. Все сердце мы должны пре­дать Ему как Зиждителю и Творцу целого его, не могущему принять половинного дара. Златоуста: И Моисей, говорит, полагает такой закон, сказывая: возлюбишь Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею мыслию твоею. А исповедованием, мне ка­жется, он называет благодарение: воспою, говорит, буду благодарить.

 

В совет правых и сонме.

2. Велия дела Господня. В совете, говорит, и собрании правомыслящих людей велики все дела Господа, которые Он производит чудодействуя как прежде, так и теперь и после сего и которые привел, при создании мира, в бы­тие из ничего. Ибо сии дела долж­но принимать и за чудеса Божии и за творения: потому что правед­ники, собираясь в одно место и рассуждая о таковых делах Божиих, не находят, чтобы которое либо из них было незначительно, или недостойно Творца своего— Бога; но все им представляется великим и имеющим великую и глу­бокую цель; хотя для многих других часто и не представляются таковыми по причине неверного и превратного их суждения.*)

 

*) Златословесного: Они сами по себе велики; но не представляются велики, когда не имеют праведного судии о них. Так и солнце само по себе светло и блистательно и освещает всю вселенную; но для больных глазами оно не таково, хотя нельзя винить в том солнца, а недостаток, состоящий в болезни их; почему и Сирах сказал: дела Господа все хороши и всякой нужде во время ее могут помочь; и нельзя сказать: это хуже сего; ибо все в свое время может заслужи­вать ободрение (Сир. 39, 40); также: нельзя сказать: что это? Для чего это? Ибо все на пользу их создано (там же 21).

 

Изыскана (приспособлены) во всех волях (хотениях) Его. Другой толковник перевел: «испол­нены в точности». Выше сказанные, говорит, дела Божии совер­шенны и сделаны с точностью, т. е. способны ко всем хотениям Божиим и побуждают благоразумных и смыслящих к испол­нению их (хотений); ибо кто, видя таковые дела Господа, или слыша о них, не возбудится ими к исполнению всех хотений Виновника таковых дел, Бога? Благоразум­ный человек узнает из них, что по истине Бог производит оные, и что Производитель их человеколюбив. А хотения Божии суть животворные заповеди Божии.

 

*) Почему и Златословесный рассуждает: так, говорит, совершенны дела Божии, что доставляют внимательным самое ясное познание о Нем и для видящих служат вместо книг, научая притом не только богопознанию, но и благочестию. Аполлинарий под де­лами Божиими разумеет не только создания, но и чудеса, бывшие в различные времена и произведенные различными способами; а под хотениями Божиими разумеет добродетели. Слова Феодорита: Все творимое Им—и про­изведение создания и строение спасения вели­чественно и необыкновенно и достойно прославления от всех людей. Ибо исповеданием здесь называет благодарение. Исихия: Дело Божие, говорит, есть наше спасение, о котором Христос сказал: дело совершил, которое Ты поручил Мне исполнить. Сие-то дело имеет двоякое свойство, одно зависящее от нашего произволения, а другое—от человеколюбия Божия. Ибо наше дело просить, а Его—дать. Итак, исповедание есть наше, ибо чрез исповедание мы обнаруживаем в себе отступление от худой жизни и желание доб­рой; а великолепие есть дело Божие; так как великому прилично быть сострадательным к малым и возвышать смиренных. Посему дело Божие составляется из того и другого, т. е. из Его великолепия и нашего исповедания (в изданном Своде).

 

3. Исповедание и великолепие дело Его. Дела, говорит, Господа суть благодарность и хвала и великолепие, не отдельно, то, или другое дело Господа, но вообще и совокупно всякое дело Его: ибо всякое дело Его способно возбуж­дать к великолепному прославле­нию и благодарению Бога, сотворившего оное, всякий словесный ум, видящий оное, или слышащий о нем. Особенно же делом Господа почитается вочеловечение Его.*)

 

*) Слова Златословесного: Итак, не смущайся, когда видишь людей оклеветываемых, незаслуженно терпящих нападения, злостраждущих. Ибо есть судилище непод­купное, есть приговор беспристрастный, воздающий каждому по достоинству. А если ты требуешь его ныне, то смотри, чтобы не произнести приговора на себя первого. Феодорита: Ничего неправедного нет в делах Его, но все украшается правдою; ибо вечно имея ее при Себе, Он ею управляет всем.

 

И правда Его пребываешь во век века. Сии слова написал Давид в утешение обижаемых и для вразумления и исправления обижающих. Он говорит, что суд Божий, как вечный, ожидает и обижаемых и обидчиков, чтобы первым доставить покой, а вторых предать мучению. Или говорит, что правосудие Божие вечно, т. е. непреложно и ненаруши­мо.*)

 

*) Слова Златословесного: Итак, не смущайся, когда видишь людей оклеветываемых, незаслуженно терпящих нападения, злостраждущих. Ибо есть судилище непод­купное, есть приговор беспристрастный, воздающий каждому по достоинству. А если ты требуешь его ныне, то смотри, чтобы не произнести приговора на себя первого. Феодорита: Ничего неправедного нет в делах Его, но все украшается правдою; ибо вечно имея ее при Себе, Он ею управляет всем.

 

4. Память сотворил есть чудес своих. Выражения: вспомнил и на память привел Себе и подобные сим, пророки многократно, как мы сказали в других местах, принимают в отношении к действию Божию. Итак, Давид говорит, что Господь производит чудеса и не престает чудодей­ствовать во всяком роде, чтобы чрез сии чудеса привлекать грубейших людей к познанию Его. Такие чудеса Он произвел во время потопа, слияния языков, сожжения Содома, во время Авраама, и во время Исаака и Иакова. Таковые совершил в Египте при ис­ходе евреев из Египта, в пу­стыни, в земле обетованной, в Вавилоне и, по освобождении из Вавилона, во время Маккавеев. Таковые производил и в пришествие Христово и, по пришествии Христовом, во время Апостолов, мучеников и других святых и доныне производит таковые чу­деса вообще частно, в домах, городах и, по выражению Златословеснаго, в каждой части мира.*)

 

*) Слова Аполлинария: Христос на па­мять приводя Себе предсказанные в древ­ности пророками события, то, что было пред­сказано, исполнял самым делом. Ибо они предсказывали Божиим Духом, пророчествуя о тех чудесах, которые имели быть пропроизведены Им. Так Исаия говорит: и будут знамения и чудеса в доме Израиля (Ис. 8, 18). По словам Феодорита, быть может, говорит и царь Иосафат, что Бог привел Себе на память древние чудеса, бывшие при наших предках. Ибо новою и в наше вре­мя бывшею победою Он напоминал нам победу Его над египтянами посредством воды, воздвижением рук Моисеевых, поражение амаликитян и совершение других чудес и тех славных чудодействий, которые у неверных почитаются ложными, ты (говорит) сделал несомненными.

 

Милостив и щедр Господь. Здесь учит, что Господь, кото­рый производит вышесказанные чудеса, милостив и щедр; ибо Он творит их, потому что, бу­дучи милостив и сострадателен к людям, желает им вечного спасения.

5. Пищу даде боящимся Его. И здесь можно спросить: для чего Давид говорит, что Господь дает пищу боящимся Его, тогда как Он дает пищу и не боя­щимся Его? Разрешая сие недоумение скажем, что пищею Да­вид называет здесь душевный, словесный, духовный и небесный хлеб, который Господь дает преимущественно тем, которые боятся Его. Под пищею можно разуметь также и духовную вече­рю—тело и кровь Господню. Или царе-пророк сказывает сие пото­му, что Бог часто питает боя­щихся Его и чувственною пищею в случае нужды и недостатка их, как пропитал, по словам Дидима, Илию, Даниила, народ еврейский и многих других.*)

 

*) Потому-то слова сии прилично сказы­ваются священником при благодарении по окончании обеда.

 

Помянешь в век завет свой. Иудейские толковники слова сии изъясняют так, что Бог, вспомнил завет свой, т. е. совершил и сделал непреложным завет свой о умножении потомства Авраамова и о наследии земли обе­тованной. А мы христиане вместе с Аполлинарием принимаем сии слова за пророчество о Христе. Бог, говорит, вспомнит в надлежащем веке данный Аврааму и прочим патриархам завет, т. е. что в семени Твоем (т. е. во Христе) благословятся все на­роды (Быт. 22, 18).

6. Крепость дел своих возве­сти людем своим; дати им достояние язык. Древнему народу ев­рейскому Бог показал крепость дел своих, т. е. могущество в делах посредством ежедневно производимых Им чудес; а на­роду христианскому показал кре­пость в делах ежедневными чу­десами, показанными по вочеловечении Его. Для чего же Он это делал? Для того, чтобы иудеям дать землю обетованную, в кото­рой прежде жили народы, а нам христианам дать и обе­тованную и другим народам принадлежавшую землю, т. е. ту, которою возобладали христианские цари.*)

 

*) Слова Исихия: Надеясь на сию кре­пость, апостолы ходили на проповедь ко всем народам, и получили в наследство всю землю, обратившуюся чрез слова и тру­ды их. Афанасия: Лик, говорит, апостольский возвестил призванному к вере народу силу дел Христовых, вместо того, чтоб сказать, что Он одни и те же дела всегда производит своею силою.

 

7. Дела рук Его истина и суд. Некоторые руками Отца на­зывали Сына и Святого Духа, как создавших все. А дело их—де­ло Святого Духа—истина; так как и Господь сказал: Он (уте­шитель) наставит вас на всякую истину (Иоан. 16, 13), а дело Сы­на—суд. Сии то две вещи исти­ну и суд писание часто относит к Духу и Сыну. Или говорит так, что дела Христовы истинны (а не призрак) и праведны, т. е. исполнены, по словам Дидима, правды, различения и строения на пользу; почему и Исаия сказал о Нем: к истине (к исполнению) приведет суд. Златоуста же, изъясняя сии слова, говорит, что Писание многократно истиною называет человеколюбие, по какому значению мы должны понимать, что дела Божии исполнены человеколюбия и правды; так как Бог всегда и везде соединяет одно с другим. И если б Он употреблял одно человеколюбие, то мы все, по словам Златословеснаго, пали бы в нерадение, и если бы напротив того употреблял одну правду, то мы все погибли бы и никто не спасся бы.

Верны вся заповеди Его. За­поведи, говорит, Господа достоверны.*) Поскольку сказал: все заповеди; то во первых разумей заповеди, данные творению, которые сохраняются небом, солнцем, луною, звездами, днем, но­чью, временами, землею, реками, озерами, источниками, деревьями, травами, и вообще всеми бездуш­ными, одушевленными и неразум­ными, во вторых, заповеди, в начале врожденные человеческому естеству, хранимые и самыми языч­никами, не имеющими писанного закона; в третьих, заповеди писанные в законе Моисеевом; в четвертых наконец, заповеди евангельские. Все таковые запове­ди верны, т. е. постоянны и не­преложны: ибо хотя некоторые за­поведи ветхого Моисеева закона и изменены в новый евангельский закон, но изменены в лучший и высший. Итак, ничто не может нарушить их. Аминь говорю вам: прейдет небо и земля, но ни од­на иота не прейдет из закона (т. е. десятословия), без того, что­бы не исполнилось все; также: не­бо, говорит, и земля прейдут, слова же мои не прейдут (Матф. 5, 18. 24, 35).

 

*) Златоуста: Что значит верны? На­дежны, постоянны; ибо если будут наруше­ны, то последуют наказания; они непоколе­бимы; если же люди преступят их, то Бог защитит их. Не говори мне, что это сказа­но в угрозу, или преувеличено. Ибо ни один законодатель не говорит для угрозы только, но и для вразумления. Василия: Если же все заповеди Его верны, то явно, что нарушение чего-либо из написанного, или нововведение ненаписанного есть отпадение от верности и признак гордости.

 

8. Утверждены в век века, сотворены (растворены) во истине, и правоте. Заповеди, говорит, Господа тверды, вечны и неиз­менны, и в них не находится никакой лжи или кривизны и из­воротливости, по Златоусту. Или и иначе, под истиною разумей ясность и чистоту, а под право­тою правильность постановлений, так как все заповеди Господни истинны и ясны и научают, как идти по прямому пути доброде­тели.*)

 

*) Исихия: Говорит о том избавлении, которое произведено Спасителем, о котором и Зaxaрия, по зачатии Христовом, пророчествуя о рождении Его, говорит: благословен Гос­подь Бог Израилев, что посетил и сотворил избавление людям своим. Дидима: Избавление сие не отлично от Того, Который сказал: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить, и отдать душу Свою для искупления многих; ибо драгоценною кровью мы искуплены от суетной жизни, принятой нами от отцов, по словам Первоверховного.

 

9. Избавление посла людем своим, заповеда в век завет свой. Отец, говорит, послал Сына, т. е. Христа в избавление и освобождение народу своему; благовествовать, говорит, нищим послал Меня, проповедовать пленным освобождение (Исаии 61, 1), и еще: Он спасет народ свой от грехов их (Матф. 1, 21); и Павел сказал: Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением и искуплением (1 Кор. 1, 30).*) Отец, говорит, заповедал во век новый и евангельский завет Свой, или вечный завет Свой: дам, гово­рит, завет вечный (Исаии 55, 3). Поскольку данный Богом завет Моисеев был временный, т. е. с видимой стороны письменный и по прообразовательности, и прикровенности, содержавший в себе новый завет. Ибо по пришествий нового, древний прекратился.

 

*) Исихия: Говорит о том избавлении, которое произведено Спасителем, о котором и Зaxaрия, по зачатии Христовом, пророчествуя о рождении Его, говорит: благословен Гос­подь Бог Израилев, что посетил и сотворил избавление людям своим. Дидима: Избавление сие не отлично от Того, Который сказал: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить, и отдать душу Свою для искупления многих; ибо драгоценною кровью мы искуплены от суетной жизни, принятой нами от отцов, по словам Первоверховного.

 

Свято и страшно имя Его. Имя, говорит, Христово, свято, поскольку творит бесчисленные чудеса, и страшно, поскольку изгоняет демонов и врачует болез­ни. А если оно свято; то требует, чтобы святые уста произносили и прославляли Его.*)

 

*) Слова Златословесного: Свято имя Его и страшно, т. е. исполнено великой поразительности и удивления. А если имя Его страшно, то не гораздо ли более самое суще­ство? Как же имя Его страшно? Его трепещут бесы; страшатся болезни; Его силою (употреблявшие ее) апостолы истребляли всю вселенную; Его употреблявший вместо оружия Давид низложил оного врага; Им—совер­шены бесчисленные дела; Им освящаемся в совершении святых таин. Исихия: Свято, по­елику называется помазанником; a сие помазание Господа есть полнота всякой святости, о каковом говорит и Иоанн: впрочем вы имеете помазание от Святого. Оно и страш­но, ибо Он называется судиею, ибо говорит Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну. Феодорита: Для верующих свято и превожделенно и источает множество благ, а неверующих и живущих беззакон­но предает мучению и наказанию.

 

10. Начало премудрости страх Господень, разум же благ (бывает) всем творящим и. Страх, говорит, Господа есть источник, корень и основание мудрости: поскольку, по словам Григория Богослова, где страх, там соблюде­ние заповеди, а где соблюдение, там и очищение, там и просвещение, а где просвещение, там и исполнение желания.*) Тем, го­ворит далее, которые упражня­ются в мудрости и трудятся и имеют ее, дается доброе разумение и злое, почему и написано: мудры на злодеяние (Иерем. 4, 22). Или можно разуметь и иначе, что разумение есть доброе, т. е. по­лезное, не только для тех, которые просто имеют его, но и для тех, которые употребляют доб­рое дело и слова.**)

 

*) Слова того же Григория: Что значит начало? Источник, корень и основание; ибо благоговение есть как бы опора и дно для усовершенствования и, так сказать, пелены в стихия, ибо не в созерцании начинают и оканчивают страхом, но полагая в основании страх и очищаясь оным и так сказать, истончаясь, возносятся на высоту (у Никиты). Феодорита: Мудростию называют не красноpечие, но знание божественных предметов. Итак, страх свойствен начинающим, а совершенным—приобретение любви.

**)Другой говорит, согласно с Феодоритом: Таким образом, страх Божий, как предначинательный, есть начало мудрости, а под мудростию здесь разумеет не состоя­щую в словах, но и в делах, не красноречие, но познание божественного. Так и внешние определяли мудрость, называя ее знанием божественных и человеческих вещей. A сие знание доставляет страх Божий, истребляющий зло, насаждающий добродетель и преселяющий на небо. Что же мудрее таковой души? Не достаточно, по словам Феодорита, для совершенства одного знания, но созерцание требует и действия, и нужно, чтобы удостоившийся божественного разумения показал знание в делах и усовершился в истинной и первой премудрости, которая не блистает словом, но и есть разумение, обнаруживае­мое в делах. Ибо разумение доброе есть, говорит, у всех упражняющихся в ней, а не проповедующих о ней, т. е. у тех, которые делами обнаруживают а не словами возвещают ее. Ибо она требует не слушателя только, но и исполнителя (у Никиты). Евсевия: Разумение тогда бывает хорошо, когда совершается делами. Потому-то не просто назвал разумением добрым, но у всех трудящихся в нем. Ибо упражняющимся в разумении, по словам Дидима, которое не отлично от добродетели может быть от нее польза, из которой они узнают благо ее.

 

Хвала Его пребывает в век века. Хвала, говорит, и славословие Христово есть вечно и бесконечно у ангелов и людей.

 

 

Посе­му и мы должны хвалить и благо­дарить Его всегда.*)

 

*) Златословесного: Какая хвала, скажи мне? Благодарение, прославление посредством дел. Евсевия: Цель у блаженных та, чтобы быть с Богом, предстоять Ему и упражнять­ся в богословии и хвалении Его. Дидима: Это свойственно богословам—говорит, что хвала Его, т. е. того, о котором богословствуют, пребывает в беспредельное время. Так как хвалимый ими бессмертен, то необходи­мо, чтоб и хвала была бесконечна и продол­жалась во все веки.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты