КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Псалом 108В конец. Псалом Давиду.
О сей надписи мы говорили многократно в различных псалмах. Настоящий же псалом по-видимому делает проклятие: но сии проклятиясуть пророчество о тех бедствиях, которые имели постигнуть предателя Иуду и других некоторых. Таковой вид проклятий обыкновенен в предсказаниях пророков, чему находятся примеры в священном Писании. Так и Иисус Навин, при разделении 12-ти колен, когда они вошли в землю обетованную, получил повеление от Бога одни племена благословлять, а другие проклинать; но как благословение, так и проклятие были предсказаниями о тех благословениях и проклятиях, которые имели последовать с ними, а не самые благословения и проклятия, хотя они и произнесены в таком виде, как о том пространно излагает божественный Златоуст в предисловии к сему псалму.*)
*) Слова Евсевия: Сей псалом относится к лицу Христову. Афанасии вместе с Феодоритом говорит, что он изображает страдания Христовы и приготовляемый для Иуды и Иудейского народа наказания. А что сказывается желательно, или в виде повеления, как то: диавол да станет одесную его, и когда будет судиться, пусть выйдет осужден, это, говорю, сказывается, как предсказание или пророчески, вместо: станет и выйдет: ибо он не желает, чтоб это случилось, но предсказывает, что сие случится, за его злодеяние. Феодорита: К сей милости руководствует нас ясно и великий Петр, обвиняя Иуду в предательстве и выводя из сего доказательство о пророчестве. Некоторые любопытные, исчислив в сем псалме клятвы, нашли их числом тридцать, которые и воздаются Иуде за тридцать сребреников, по получении которых сей несчастный продал Спасителя Господа. С ним свидетельствует и мудрый Никита во своде Псалтири, говоря: при исследовании ты найдешь, что клятвы произнесены на Иуду числом тридцать, столько, сколько он получил за предательство сребреников.
Ст. 1. Боже, хвалы моея не премолчи (не прекрати). Мы полагаем, что настоящий псалом составлен и произносится от лица Владыки Христа, Который, по словам Феодорита, просит Отца, как человек о продолжении жизни. Он так говорит: Боже и Отче мой! не прекрати хвалы, приносимой Тебе Мною от лица тех, которые, видя производимые Мною чудеса, прославляют Тебя. Или не прекрати молчанием хвалы моей, которою превозношу Тебя, потому что все, что ни произвожу, по словам Евсевия, отношу к Твоей хвале и славе. Или говорит: не прейди молчанием моления моего, соединенного с хвалою.*)
*) Слова Феодорита: Это говорит Владыка Христос. Как человек, Он молится, исполняя меру правды человеческой; а как Бог, Он принимает искренние молитвы молящихся. А хвалою называет страдания. И в божественном Евангелии они называются славою: пришел, говорит, час прославиться Сыну человеческому.
2. Яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася. По Феодориту и Евсевию, под грешником и льстивым ты должен разуметь здесь Иуду, который отверз уста свои на Христа Спасителя и совещался с архиереями и старцами народа о предательстве.*)
*) Исихия: Указывает на Иуду, уста которого мы найдем отверстыми, во первых, как у грешника, во вторых, как коварного против Господа. Ибо как грешник и беззаконный, он говорил иудеям: что вы дадите мне, я вам предам Его? А как коварный, сказал Иисусу: радуйся, Равви, и облобызал Его, дав пришедшим взять Его знаком предательства лобзание.
Глаголаша на мя языком льстивым. 3. И словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне. Иуда, говорит, и иудеи говорили против Меня, составляя коварства и злоумышления и говоря слова ненавистные: потому что иудеи, многократно окружая Господа, говорили такие слова, возбуждающие ненависть, обвиняя, ругаясь и вопрошая с злым намерением и лукавством и ведя против Него брань напрасно и без всякой благовидной причины.*)
*) Златословесного: Видишь ли лукавство в высшей степени? Сие-то особенно оскорбляет Бога, когда упражняющиеся в злых делах производят оные с намерением и обдуманностью и великим старанием. Иное дело запутаться в оных, увлекшись и обманувшись ими, и иное производить оное с лукавством, а еще более увеличивается сила, когда поступают лукаво с немеющим лукавства и благодетелем и более достойным любви. Исихия: Ибо не имея никакого повода ко вражде, или ненависти, они однако же ненавидели Его и хотели умертвить, и словами ненавистными окружали тогда, когда, обступив его в собрании во дворе Каиафы, поставили и лжесвидетелей. А говорили на Него языком коварным, когда, встав архиерей, говорил Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Ибо они вопрошали о сем не потому, что желали узнать, но чтобы, как им было угодно, составить обвинение в богохульстве.
4. Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся. Иудеи, говорит, в то время, когда бы надлежало любить Меня, как благодетельствовавшего им и словом и делом, совершенно напротив того клеветали и лгали на Меня, называя обманщиком, беззаконным, и богопротивником.*) Но Я не помнил им зла; напротив того Я молился о них; так Господь положил и нам закон в Евангелии—молиться за врагов и оскорбляющих нас, чем бы то ни было. Или Я молился, призывая помощь Твою, Отец мой. Ибо святые Евангелисты повествуют, что Господь различно и часто молился Отцу.
*) Исихия и Евсевия: Надлежало Его любить, как благодетеля и врача не только тел, но душ; а они составляли на Него клеветы и лгали на Него пред Пилатом.
5. Положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое. Иудеи, говорит, приготовляли Мне зло за те благодеяния, которыя получали от Меня и за любовь, которую Я имел к ним, они напротив того ненавидели Меня. 6. Постави на него грешника. Поставь, и подобные сему выражения имеют только вид повеления, или желания, а сказываются пророчески и имеют значение будущего времени, вместо: будет начальствовать или станет, по Феодориту и Афанасию. Грешник, говорит, т. е. диавол, будет начальствовать над Иудою. Ибо, как написано, вошел в него сатана (Иоан. 13, 27). Или: поставь, должно принимать вместо: попусти стоять над ним, по тому обыкновению, по которому Писание, как мы замечали многократно, попущение называет действием.*)
*) Исихия: Как Бог называется праведным и представляется радующимся о правде (ибо праведен, говорит, Господь и правды возлюбил); так диавол — грешником, как грехолюбивый; и не только—он грешит, но и соглашающимся внушает грешить. Ему-то стоять над Иудою желает, так чтобы начальствовал над ним, как над бесами. Ибо предатель, наравне с ними, сделался его участником.
И диавол да станет одесную его. Диавол, говорит, будет стоять одесную Иуды, т. е. сблизится с ним. Ибо стояние с правой стороны приписывается близким.*) Потому-то и праведники удостаиваются стояния одесную Бога. Можно еще понимать иначе, что станет у него по правую руку диавол, т. е. что он, как изъясняет Василий и Евсевий, похищает правые его действия. Хотя же и написано у Захарии об Иисусе, великом архиерее, что диавол стоял по правую руку его; но там приложено и то, чтобы противиться ему: и показал мне Господь Иисуса, великого иерея, стоящего пред лицом Ангела Господня; и диавол стоял по правую руку его, чтобы противиться ему (Зах. 3, 1), т. е. стоял с правой стороны его, противодействуя правым его делам.
*) Слова Василия великого: Диавол стоит по правую руку, разрушая некоторым образом правое, т. е. расхищая добрые дела его. Ибо он враждует не только против принадлежащих к левой стороне (слабых) наших действий, но и против правых и похвальных. Исихия: Не только не мог быть прощен в том, что он, будучи учеником такого Учителя, продал Его, но даже и в страсти сребролюбия, против которой Христос, снисходя к его немощи, вверил ему ящик (с деньгами), чтобы предатель не имел нужды и в деньгах. Дидима: Не у всякого одно и то же считается правым, но у старательного умны дела и составляют добродетель, а у нерадивого чувственны и порочны. Итак, при делах правых святого стоит Бог, а при делах грешника диавол.
7. Внегда судитися ему, да изыдет осужден. Когда, говорит, Иуда будет судим своею совестью, он выйдет осужден, и из судилища совести и собрания иудейского. Так и написано: раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь неповинную. Они же сказали: что нам до того? смотри сам (Матф. 27, 3); ибо несчастный был осужден и от своей совести и от иудеев, которых слово обвинения и осуждения было сие: ты увидишь.*)
*) Другой говорит: На будущем, говорит, суде не будет иметь ничего к оправданию своему; потому что он и Учителем был любим и не имел нужды в деньгах, как имевший вверенным ему ящик.
И молитва его да будет в грех. Молитва, говорит, Иуды будет безуспешна; потому что когда Иуда предался на сторону иудеев, врагов Христа, конечно молился вместе с ними об истреблении Христа и памяти Христа. Или вообще говорит, что Иуда не достигнет искомаго по причине своей строптивости.*)
*) Другой говорит: Или потому что и самая молитва приступающим к ней нечестивцам вменится в грех и умножит им бедствия, как недостойно дерзающим беседовать с Богом. И о каком благе может молиться сребролюбец? Феодорит: Выйдет осужденным, вместо: будет предатель лишен всякого оправдания. Посему на суде будет осужден и приносимая им молитва увеличит обвинение, за то, что он не незнал благодетеля, но еще наслаждался божественными Его словами, и не только был самовидцем величайших чудес, но и самопроизводителем, получив от Него власть на сие.
8. Да будут дние его мали, и епископство (достоинство) его да приимет ин. Скоро, говорит, Иуда умрет, ибо, прожив, по предательстве своем, не много, тотчас, по Феодориту, пошел и повесился. А апостольское его достоинство получит, говорит, другой, т. е. Матфей, избранный по жребию вместо Иуды, как повествует верховный Петр о сих словах Давида в Деяниях (гл.1,20); так как апостолы были блюстители (епископы) и хранители и пастыри верующих во Христа.*)
*) Слова Феодорита: Это случилось не с Иудою только, но и со всеми неверными иудеями. Ибо по прошествии немногих лет после креста (т. е. 40 лет), весь род стал опустошен; и одни из него истреблены, а жены их с детьми отведены в рабство. Другой говорит, что достоинство иудеев получили христиане. Дидим: Дни всякого предателя истины, каше имел до измены истине, будучи просвещаемы истинным светом, будут малочисленны. Исихия: Будучи поставлен апостолом наравне с прочими апостолами на всю вечность, немногие дни сохранил свое достоинство до предательства.
9. Да будут сынове его сири, и жена его вдова. Сии слова и последующие за ними нельзя разуметь об Иуде, ибо ничего не упоминается в Писаниях ни о жене, ни о детях Иуды; почему Златоуст говорит, что Давид сим предсказывает о ком-то другом, злоумышлявшем против священников по возвращении иудеев из Вавилона в Иерусалим, на котором и исполнилось сие ясно.*)
*) Златоуст присовокупляет и сие: Трудолюбивейшие, занимающиеся историею, знают сие (где, же она написана, не знаю). Евсевий говорит: Прилично и ясно в простых словах (буквально) сбылось это над предателем, когда он повесился, ибо и дети его сделались сиротами и жена его стала вдовою. Другой говорит: Есть и сиротство иное полезное. Это видно из того псалма, в котором Творец молится о том, чтобы дети Иуды лишились злого сего отца, чтобы не имели злого учителя жизни, который по причине недуга сребролюбия позволил себе бесчестное дело татя и предателя.
10. Движущеся (скитаясь) да преселятся сынове его, и воспросят; да изгнани будут из домов (развалин) своих. Сыны, говорит, злоумышлявшего на священство, будучи обеспокоиваемы, будут удалены от дома своего, сделаются переселенцами, то есть просящими милостыни, и сверх сиротства будут терпеть и нищету, изгнание из домов своих, так что уже не будут допускаемы к жительству в них. А сими домами называются развалины и опустошенные дома, потому что и сыны такового человека будут нести таковое наказание, как соучастники злодейства отца своего. 11. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его. Заимодавец, говорит, покушавшегося на священство потребует, по смерти его, всего имения его, требуя долга, который дал ему при жизни его; и чужие и нечестивые расхитят все оставшиеся его вещи по уплате заимодавцу.*)
*) Феодорита: Это говорится об иудеях, имение которых расхитили римляне. Почему и Симмах говорит: пусть соберет взыскатель (собиратель податей) все имение его. А сии собиратели суть римские цари, производящие, по словам Евсевия и Феодорита, налоги податей. Они-то расхитили все иудейское, тщательно пересматривая все, чтоб и утаенное отыскать и присвоить себе.
12. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй (сострадательнаго) к сиротам его. Не найдется, говорит, по смерти злоумышлявшего против священства, ни один помощник и защитник ему; и никто не покажет милости или сострадательности к сиротам его; так как и они участвовали в злонамеренности отца своего.*)
*) Феодорита: После сего, когда неприятели отняли у них все принадлежавшее им, никто не будет пещись о них, и даже дети не удостоятся пощады. Исихия: Ибо когда милосердый Бог отвратится от них и сказав: се оставляется дом ваш пуст, то кто уже помилует и пожалеет их?
18. Да будут чада (потомки) его в погубление; в роде едином да потребится имя его. Дети, говорит, наветовавшаго на священство, будут истреблены не просто, но бездетными, не оставив по себе преемников рода своего. Ибо далее говорит, что будет истреблена и память его, заключавшаяся в пределах одного рода, т. е. в роде только детей их, так что не будет у него внуков.*)
*) Сие, по Феодориту, сбылось на иудеях, имя которых изгладилось в одном роде; поскольку, по истечении 40 лет по вознесении Христовом, они подверглись всеобщему погублению, и они не имеют и царей, так ,что не осталось и имени фарисеев и прочих.
14. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится. Беззаконие, говорит, предков злоумышлявшего на священство, т. е. отца и деда да воспомянется, и они или действовали вместе с ним или научили его злу. А воспомянется грех, сказано вместо: не будет пропущен без внимания, или не будет прощен. Притом и грех матери его не будет заглажен; ибо и она вместе с предками его будет осуждена, где грехом и беззаконием называет или их содействие ему, или наставление его во зле.*)
*) По Феодориту, и сие исполнилось на народе иудейском. А грехом, пришедшим на главы отцов их, называет тот, который состоял в убиении пророков согласно с сказанным от Господа, что вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля, до крови Захарии, взыщется от рода сего. Итак, как добродетель отцов часто искупляла согрешивших детей, как например вера Авраама—иудеев, и благочестие Давида—Соломона; так и злонравие отцов, может навлечь наказание на подобных им детей. Ибо не окажется ни откуда никакого повода к пощаде. А отцами иудеев называет бывших в разные времена нечестивых; материю же—злонравную синагогу, или и Иерусалим, в котором они дерзнули на злодейство ужасного убиения Христа. Дидима: Отцы Иуды, быть может суть родившие его на предательство и те, которые поощрили его к сему посредством дачи сребреников, и еще сатана, который вложил в сердце его предать Господа и князья, имеющие мудрость века сего, о которых и Павел сказал: ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
15. Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их. Беззаконие, говорит, и грех предков сего злоумышленника на священство не будут забыты, но всегда будут находиться пред Богом. И истребится с земли память его, т. е. Иуды. Ибо Давид опять обратился к пророчеству об Иуде. По Златоусту, и это принадлежит к роду пророчества, что пророки прекращают предмет свой в продолжении речи, и поступают к другому, по наставлению говорившего в них Святого Духа. Память же Иуды будет истреблена тем, что ни имущество, ни недвижимость, ни преемство рода не сохранит воспоминание о нем.*)
*) Слова Евсевия вмести с Феодоритом: Из сего видно, что это говорит не об одном Иуде только, но и о всех неуверовавших, ибо от единственного лица обратил речь к множественному; не сказал: память его, но их, как стоит в других списках. Исихия: Пусть истребится от земли. Какой земли? Земли живых, о которой сам Давид говорил: верую увидеть блага Господа на земли живых. Быть может говорит, что истребится и от сей земли добрая память Иуды, потому что и теперь воспоминание бывает об Иуде, но только злое.
16. Занеже не помяну сотворити милость, и поена человека нища и убога и умилена сердцем умертвити. Все, говорит, вышесказанное потерпит Иуда за то, что не только не хотел сделать милость Христу, неправедно терпевшему наветы от иудеев, но и содействовал наветникам, и за то, что не помнил благодеяний, полученных им от Христа, чтобы чрез памятование их оказать Ему милость и сострадательность, но преследовал Христа, когда взял великое множество с мечами и дреколием от архиереев и старейшин народа и повел, чтоб найти и взять Его. Христос был и беден и нищ по причине малоценности плоти и того, что не имел дома, где бы преклонить главу Свою. При сем прочитай и изъяснение слов в 40-м псалме: блажен разумеющий нищего и бедного, чтобы знать, что нищим называют древние просителя, или потерявшего богатство, которое имел, а бедным того, который рукоделием промышляет и достает себе нужное для жизни. Христос был и умилен (проникнут) сердцем, как сказано: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Матф. 11, 28).*)
*) По словам Афанасия, Господь был проникнут скорбью (умилен) по причине Иудеев и Иуды; ибо, видя их погибель, Он печалился; Он был и смирен, потому что вел смиренную жизнь между людьми. И еще; Самого, говорит, Господа, который будучи богат, сделался нищим для вас; дабы вы обогатились Его нищетою. Исихия: Не помнил сделать милость, кому? Очевидно самому себе; ибо и в покаяние не пришел, чтобы мог получить милость и воспользоваться человеколюбием. А кто не помиловал самого себя, мог ли быть помилован Господом? Господь был также бедным и нищим; поскольку будучи богат сделался нищим для нас, и не только нищим, но даже столько был беден по причине невежества иудеев, что говорил: лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову, что служит доказательством чрезвычайной бедности. Он же был для нас и умилен сердцем; потому-то и говорил: душа Моя скорбит смертельно. Евсевия; Иуда умертвил Его, сделавшись виновником предания Его смерти. Феодорита: Сему подвергнутся за то, что жестоко и звероподобно устремились на ужасное убийство, и Того, Который наблюдал всякую скромность и кротость, преследовали до смерти.
17. И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. 18. И облечеся в клятву, яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его. Иуда, говорит, делами своими возлюбил и навлек на себя клятву,*) ибо не хотел благословения, но отвратился от него;**) почему и по ныне все благочестивые христиане проклинают злосчастного Иуду и нет ни одного, кто бы благословил его. Ибо этот злой человек оделся в проклятие, как в одежду, которая со всех сторон обвилась около него и не отстает от него; а оделся посредством злодеяния предательства, т. е. потому что все проклинают ненавидя его, как предателя Господа. Посему то и сия клятва вошла как вода во внутренность его, и не только окружила его от вне, но проникла и в утробу его и не только в утробу его, но и еще глубже, даже в самые кости его; где Давид увеличивает сие дело, дабы показать великость проклятия, и посредством воды изображает силу клятвы, а посредством елея неудобоизгладимость и постоянство оной клятвы, как сказал Феодорит.***)
*) Феодорита: Здесь явно переменил вид желания и оба глагола употребил в виде предсказания, что он и клятву, которую возлюбил, получит, и благословения, которого не захотел, лишится. Исихия: О какой клятве говорит? О клятве Единородного, которую он услышал после того, как замыслил предательство; ему было сказано: горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы не родиться тому человеку. **) По словам Евсевия, не восхотел благословения,—того, которое сказал Бог в лице Спасителя Иакову: благословляющий тебя благословен (Быт. 27, 29). А Исихий разумеет здесь благословение апостолов, которое сам Христос произнес: аминь говорю вам: вы последовавшие за Мною, сядете на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых. ***)Он говорит: Ибо не только от вне, но и внутренно обложены иудеи злом и потопляются оным, как водою. Далее: поелику вода только мочит и напояет тело, но влажность ее не остается постоянно в теле, то посему он присовокупил: и как елей в кости его; ибо елей весьма долго может оставаться в теле. Устремятся, говорит, бедствия, подобно быстрой воде, и будут постоянны на подобие елея. Исихия: Под внутренностями разумеет, умственные силы души, как непрерывно изменяющиеся, а под костями—деятельные, как сильные. Другой говорит: и не только сие, но и вместо пития действительно будут пить (Иуда и иудеи) проклятия и вместо помазания оным помажутся и вместо одежды оным оденутся, а причиною сего то, что они отреклись от благословения Христова, им первым обещанного и всему миpу дарованного.
19. Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну (всегда) опоясуется. 20. Сие дело (действие клятвы) оболгающих мя у Господа, и глаголющих лукавая на душу мою. Проклятие, говорит, будет для духа на подобие одежды и пояса, чтобы обнимала и связывала его. После сего Давид в заключение говорит: Таково от Господа наказание, или дело истязания на Иуду и иудеев, которые несправедливо лгали на меня, или клеветали на меня, называя меня противником Бога. И говорящих злое на душу мою, т. е. сие, говорит, наказание, от Господа на тех, которые говорили на меня смертоносные слова: ибо составили, говорит, совет все первосвященники и старейшины народа, чтобы предать Иисуса смерти (Матф. 27, 1). И в 40-м псалме сказал: помышляли на Меня злое.*)
*) Другие толковники вместо: лгущих на меня, употребили: противников; таков, говорит, злой суд говорящим на душу мою. Итак, есть и словесные вины и вины самые тяжкие. А значение сих слов есть следующее: поелику, перестав благословить, они лгут на меня, называя меня противником Бога и нарушителем закона. Ибо иудеи сие делают поныне; за сие-то и все предсказанное сбудется с ними, и таковые, по Феодориту, пожнут плоды и такое воздаяние тем, которые возымели ненависть против Меня.
21. И Ты, Господи Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя. Ты, говорит, Господи, окажи мне (разумеется) милость, (ибо сего не достает при сем), не потому что я достоин того, но Ты ради самого Себя и для имени Твоего, поскольку, т. е. Ты человеколюбив и милостив.*) Господь молится здесь Отцу, как человек, дабы научить и нас скромности и смирению, когда нас обижают, и чтобы таким образом чрез смирение мы привлекли к себе помощь Божию. Так и в 40-м псалме от лица Христова сказано: Ты же, Господи, помилуй меня, а равно и в 21-м псалме многое сказано со стороны человечества Господа приличное человеку и смиренное.
*) По другому истолкователю: Человеческая милость не такова. Ибо случается, что и во вред употребляют ее, но Бог везде на пользу. Исихия: Хотя это и низко, но прилично Христу по человечеству; впрочем с низким соединяет и высокое, прибавив: ради имени Твоего, т. е., ради моего достоинства. Ибо имя Отца—Сын, почему грядущий во имя Господа называется и благословенным, как равный Ему и совершенно одинаковый; и посему воспринимающий достоинство Отца; равным образом и милостью Отца опять называет самого себя; потому что Его пришествием мы помилованы.
22. Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. Мы сказали выше, кто нищ и кто беден, и что от лица Господа сказывается сие, по словам Феодорита, как человека. И в 21-м псалме сказано: избавь от оружия душу мою, и в Евангелии также: Отче! спаси Меня от часа сего; а равно и следующее там же: теперь душа Моя возмутилась; и еще: душа Моя скорбит смертельно (Матф. 26, 28). 23. Яко сень, внегда уклонитися ей, отеяхся (уничтожен), стрясохся яко прузи. Я, говорит, так скоро убит и исчез, как скоро удаляется и исдезает тень, когда солнце склонится на запад и зайдет (здесь предлог άντί в глаголе: άντάνηρευην, стоит вместо: έπί, или излишен по свойству еврейского языка; или может заключать ту мысль, что за (άντί) те блага, которые Я делал иудеям, и убит ими). И как саранча скоро перескакивает и как бы стрясается с одного места на другое ветром: так и Я, говорит, стрясен смертию из настоящей жизни.*)
*) Слова Феодорита: Я, говорит, на подобие саранчи, метаемой ветрами и уносящейся в разные стороны, проводил жизнь, не имея ни города, ни села, ни дома, но переселяясь в разные места и весьма часто уходя на горы и в пустыни. Божественного Максима в нравственном отношении: Саранча, говорят, не прежде стряхивает с себя верхний покров и лежащую на ней кожицу, как выбросив находящийся внутри ее сор: так никто и из людей не может совлечься ветхого человека, если прежде совершенно не извергнет находящейся в уме расположенности к пагубным действиям, на подобие никоего смрадного кала. Безименного: Выражение: я отрясен, как саранча, может относиться и ко всем ученикам, которые хотя бывают преследуемы и отрясаемы злоумышленниками, однако же не унижаются, но парят и держатся на высоте. И все мученики, будучи стрясены как саранча, оставив дольнее, стремятся к почестям вышнего звания.
24. Колена моя изнемогота от поста, и плоть моя изменися елея ради (от неупотребления елея). Колена, говорит, мои изнемогли от поста; поскольку Владыка наш Христос провождал жизнь тесную и содержал себя сурово, без умовений и без попечения о себе и свидетель тому сорокадневный пост, ячменные хлебы и то, что ученики Его, по словам Феодорита, по причине голода стирали колосья, хотя по своему смотрении употреблял иногда и лучшую пищу. И плоть моя, говорит, изменилась от жестокости и безобразия, по недостатку елея и неупотребления мазания; так, как древние при умовениях своих мазались маслом.*)
*) Симмах перевел так: Плоть моя изменилась от неупотребления помазания. А Богоносный Максим изъясняет сие в нравственном отношении так: Кто воздерживается от всякого зла и постится от чувственных идолов, входящих в душу чрез всякое чувство, тот ослабляет колена греховного закона, я разумею навыки, поддерживающие страсти, которые не могут более легко проскакивать (вторгаться) чрез действия злых и совершать нелепые и пагубные злодеяния. Плоть здесь означает силу вожделения (похоть), а негодный елей—утучняющие ее нежные действия удовольствия.—Итак, кто отсекает повод к удовольствию, тот изменяет плоть, т. е. силу вожделения обращает к Богу. Слова Исихия: Если Христос, устав, от пути, сел, как говорит Иоанн; то нет ничего удивительного, что и колена Его изнемогали от поста. Ибо для уверения в действительности воспринятой Им плоти, Он подвергался человеческим немощам без греха. Заметь, что и пророк Даниил помазывался елеем по обычаю древних; почему во время поста и молитвы о народе Израильском он не помазывался, как сам говорит: и мастию я не помазывался (Дан. 10, 3).
25. И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими. Я, говорит, для скверных убийц—иудеев сделался поношением и уничижением; ибо они злословили Господа и ругались над Ним, как повествуется в святом Евангелии. Они, говорит, видя, по словам Афанасия и Исиxия, меня повешенным на кресте, помахивали главами своими, как говорит евангелист: проходящие же злословили Его, кивая головами своими, и говоря: разрушающий храм и в три дни созидающий! Спаси Себя самого (Матф. 27, 39).*)
*) Божественный Максим изъясняет сие в нравственном отношении так: Кто избегнул злого действия демонов, тот бывает от них поносим напоминаниями прежде бывших у него грехов; потому что они стараются ввергнуть его в отчаяние тем, что будто для него нет прощения чрез предпринимаемое им покаяние. И поношением для демонов служить и тот, кто по любви к Богу сделался пастырем добродетельных телесных навыков и действий душевных. Ибо для египтян, говорит, отвращение (отвратителен) всякий пастух овец. А главы злых бесов суть начальные страсти, которые они возбуждают, желая успевающего (в добродетели) чрез них привлечь к себе.
26. Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. 27. И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил ecu ю. Как Господь страдал, как человек, так и молится здесь Богу, как человек, где выражение: по милости Твоей, должно принимать за: милостию Твоею, или как милостивый.*) Пусть, говорит, познают, Господи, иудеи, что сия помощь есть помощь от Тебя, т. е. Твоя это помощь и заступление, которое Ты оказал мне, помогши мне, как возлюбленному своему Сыну; и не презрев Меня, как богопротивника, как ложно они называют Меня.**)
*) Того же Максима: Бог называется Господом упражняющихся в деятельной добродетели, как находящихся еще в числе подчиненных, а Богом—подвизающихся в созерцательном любомудрии, как достигших основательного разумения существ. Итак, кто почувствовал естественную немощь, тот хотя и успевает в добродетели, молится, чтобы Бог содействовал ему. Далее милость Бога и Отца есть пришествие Единородного к человеку во плоти, Который, приготовив Себя в цену и выкуп за нас, спас человеческую природу даром, хотя она ничего не привнесла от себя. В отношении к сему-то таинству молится о спасении тот, кто проникнул, что невозможно получить спасение без очищения истинного (чрез Господа). Исихия: Почитает Его своею помощью, спасением нашим, как посредник наш и сделавшийся архиереем пред Отцем, почему и называет Отца своего Господом и Богом, что прилично нашему лицу; ибо принимать на себя лица тех, за которых священнодействует и ходатайствует, свойственно посреднику и священноначальнику. **) Изъяснение божественного Максима в нравственном отношении: Думаю, что рукою Божиею называет Божию силу, которую Господь сотворил с праведником, избавив его от зла и спасши Его чрез добродетели, почему сей праведник желает, чтобы нечистые бесы, познав сию руку, удалились от прежних поношений на него, видя, что милостью Божиею подано Ему избавление и спасение. Афанасия: Рукою здесь называет то дейcтвиe, по которому воскресил Себя из мертвых. А Исихий рукою называет устроение креста и воскресения. Ибо как великие чудеса именует перстом: то прилично по сравнению с тем, что сказано, рукою называет величайшее чудо креста и воскресения.
28. Прокленут тии, и Ты благословиши. Востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Богопротивные иудеи говорили: уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ, невежды в законе, прокляты они (Иоан. 7, 48). А под проклятием разумеется и злословие.*) Но постыдятся те, которые восстают на Меня, или тогда когда Я восстану из гроба, или когда приду во второе пришествие; а Я возвеселюсь о спасенных посредством моего строения людях.
*) Слова Феодорита: И по ныне употребляют иудеи злословие против долготерпеливого Спасителя; но не смотря на их злословие, проповедь ежедневно становится известнее и блага чрез благословение изливаются на все народы. Нравственное изъяснение Святого Максима: Злые бесы всегда проклинают праведников, выставляя в поношение им прежде учиненные ими грехи, для раздражения их, предполагая в них другие, худшие тех. А Бог благословляет, или утешая дух болезнующий добродетелями, уже приобретенными ими, или указывая способы к другим высшим добродетелям, и подавая в произведение их и от себя силу, или даруя дар премудрости и более таинственного знания и превозмогая в них отчаяние по причине прежних и умножая приращение вторых. Опять говорит: демоны восстают на всякого праведника, во первых ведя с ними брань чрез произвольные раздражения воли и увлекая к нечистым удовольствиям. А когда испытают неудачу в сем, тогда со всех сторон усиливают скорбь невольных искушений, после которой святой справедливо веселится о том, что мужественно преодолел своим воздержанием и терпением удовольствие и скорбь и соблюл в целости для Владыки добродетель, чрез то и другое испытанную. Златоуст: Сими словами научает некоему высочайшему любомудрию, что хотя бы осыпали нас бесчисленными проклятиями, при благословении Божием никакого вреда не бывает от них; но стыд и поношение обратится на него (на них). А рабом, по словам Феодорита, здесь называется Господь, как и Павел сказал: но истощил Самого Себя, приняв образ раба; и чрез Исаию вопиет: Создавший меня рабом себе от чрева (Исаии 49, б); и Сам говорит: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить. Итак, принятая Им природа названа рабом, не потому что она раболепна; ибо как может быть таковою та природа, которая соединена с Богом—Словом и получила владычество над всем? Но для того, чтобы оно было свойство сей природы. Посему имя раба здесь не означает качества, но природу. А Исихий проклятием здесь называет крест. Поелику в законе было написано: проклят всяк, висящий на дереве (Вт. 21, 23); то посему они и требовали, чтоб Он был убит не иначе, как крестом, чтобы написанным в законе проклятием тем более обесчестить Его. Но Отец обратил Его в благословение.
29. Да облекутся оболгающии мя в срамоту (посрамлением) и одеждутся, яко одеждою (двойною) стыдом своим. Иудеи, говорит, которые клевещут на Меня, как на богопротивника, облекутся в срам пред всеми народами, будучи развеваемы ими и работая у них и от всех получая бесчестие, они же оденутся стыдом, как двойною одеждою. Ибо: διπλοϊς, есть двойная одежда.*)
*) Слова Златословеснаго: Смотри, как просит, чтоб они были преданы не наказанию, а стыду и посрамлению, чтоб оно сделалось для них наукою к исправлению и причиною изменения их в лучшее. А божественный Максим говорит в нравственном отношении: Праведник молится, чтобы бесы всегда были печальны, по причине неудачности их желаний и несносного посрамления друг от друга за то, что побеждены. По словам Евсевия, двойная одежда есть верхняя: посрамление есть печаль в духе, происходящая из неудачности какого-либо желания, а стыд есть печаль по причине явно гнусного дела. Исихий: Да постыдятся, говорит, иудеи, видя, что Распятому им покланяются все. А Сам Распятый не столько веселится о постыжении иудеев, сколько о спасении вселенной. Они облекаются посрамлением потому, что распяли того, Который по плоти произошел от них и пришел спасти их; а одеваются в стыд, как в двойную одежду, потому что по причине дерзкого устроения Ему креста, которое названо здесь одеждою, они отвергают того, Который своим восстанием воздвиг вселенную, так что стыд справедливо обращается им в двойную одежду.
30. Исповемся (с благодарением) Господеви зело усты моими. И посреде многих восхвалю Его. Я, говорит, как человек, буду благодарить Бога, как моего Спасителя и Избавителя и среди многих буду песнословить Ему. И действительно Христос, как человек, благодарит и славословит Бога среди многих людей, когда читается святое Евангелие в церкви, посредством которого Он славит Бога и Отца.*)
*) По словам святого Максима: Весьма исповедуется Господу своими устами тот, кто от всей души и силы приносит Богу за дарованное Ему совершенное очищение словесное ходатайство (прошение) и воздает за благодеяние благодарение. Ибо исповедание есть выражение благодарности за данные от Бога праведнику блага; уста суть явное действие разумной силы; а хваление есть слово, состоящее из похвал и показывающее находящиеся в ком-либо и отличающие его пред другими совершенства. Итак, праведник хвалит по силе и делом и словом Бога, показывая многим превосходную силу Его. Ибо не все имеют познание, но только очищающиеся для сего. Исихий устами Христовыми называет церковь, которой Он есть глава, ибо чрез нее Он обещается исповедоваться Отцу.
31. Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою. Бог, говорит, стал по правую сторону меня убогого, то есть, помогал мне. Ибо на правой стороне чьей либо становятся те, которые вспомоществуют ему. Или можно понимать и иначе, что Бог стал при правых моих действиях, и был привлечен моими добродетелями, чтобы помочь мне, и спас меня от врагов моих иудеев, воскресив меня от мертвых.
*) Слова Феодорита: Божеское естество, соединившись с естеством человеческим, неразлучно пребывало в Нем, хотя называет его убогим; а попустило ему страдать для произведения человеческого спасения. Ибо Ему легко было вдруг сделать восприятое Им естество бессмертным. Поелику страдание было спасительно для миpa; то посему и попустило быть оному и уже после страдания сообщило ему бессмертие и нетление. А богоносный Максим, изъясняя сие в нравственном отношении, говорит: Десница праведного есть духовная мудрость, при которой стоит Бог, спасающий от производящих чрез левую руку, т. е. земное мудрование, гонение. А убогий есть тот, кто всегда носит в душе приличное созданному из ничего естеству смиренномудрие, и кто не признает в себе никакого своего действия в добродетели без Бога. Исихия: Как Сын не только сидит по правую руку Отца, но и стоит. Ибо вот, говорит, Я вижу отверстые небеса, и Сына человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 56): так и Отец называется стоящим одесную Сына, дабы мы узнали, что в Сыне и Отце достоинство одно.
|