Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 29




 

Псалом песни, обновления дому Давидова

 

Что такое псалом песни—мы сказали в 9-й главе предисловия. А об остальной части надписи настоящего псалма находятся различные объяснения. Некоторые говорят, как-то Афанасий Великий, что домом названа здесь душа Давидова, как сделавшаяся жилищем пророческого дара Свята­го Духа. Обновлением названо обновление души его, когда, по учинении любодейства с Вирсавией и убиении Урии, чрез пла­менное покаяние он опять удо­стоился получения дара пророче­ского и стал пророчествовать по прежнему. Так объясняет упо­мянутый Великий Афанасий. Другие домом называют Церковь христианскую, а обновлением—обнов­ление Церкви, произведенное святым крещением. Некоторые обновлением назвали праздник, ко­торый совершал Езекия, после убиения Ассириан, в храме Гос­пода, по своему величию уподоблявшийся обновлению храма*).

*) Василий Великийговорит, что этот псалом пророчествует об обновлении храма, созданного Соломоном. Также и Григорий Богослов: В день обновления поет (Давид) этот псалом, именуя (его) некоторым обнов­лением дома, который составляет, мы удостоившиеся быть, именоваться и делаться храмом Божиим. Еще Феодорит: Обновлением дома называет новоделание человеческой при­роды, которое Владыка Христос совершил, когда принял за нас смерть, разрушил сию смерть и даровал нам надежду примирения. Этот псалом образно приличествует Езекии, а самою истиною—всей при­роде человеческой. Ибо как он, восприяв высокую о себе мысль, что показывает история, содержащаяся в 2 книге Паралипоменон (32, 25), получил приговор к смерти, но благодатью Божиею обрел жизнь; так и прародитель Адам в чаянии быть Богом и в высокоумии своем против Создателя предан смерти, но Божиим человеколюбием обрел воскресенье. Нисский говорит: Надписи, содержащая исход из скинии и cия— об обновлении дома Давидова, близки одна к другой и по месту и по мысли. Ибо если мы не выйдем из истинной скинии, то истинный наш дом не обновится.....Итак когда мы желаем молитву сделать жилищем Божиим, то должны выйти из плотской души, ибо невозможно иначе об­новиться дому нашему чрез обновляющего нас своим обитанием в нас, если не будет совершен исход (из) скинии чрез отчуждение от плотской жизни.

 

Итак сей псалом, имеющий в надписи: псалом песни, обновления дома—пророчествует, ка­кие слова и песни надлежало петь или Давиду, или церкви, или Езекии. Ибо к каждому из них этот псалом может относиться. Что же касается до имени Дави­да, то его надобно читать отдель­но от—дома. Оно показывает творца псалма.

 

Ст. 2. Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя ecu. Как может смиренный человек вознести высокого Господа? Без сомнения не иначе, как признавая Его, со­гласно с словами Великого Василия, высоким. Ибо тогда человек величает Бога—когда почитает и называет Его величайшим: как напротив унижает и умаляет Бога, когда мыслит и говорит о Боге низкие и неприличные мысли и слова. Сказал—Ты поднял меня, вме­сто— поднес и облегчил меня падшего под грехом, подложив под меня руку помощи своей*).

 

*) По словам Василия Великого: Ты поднял—означает—Ты возвел меня от стремления вниз, подняв на возвышен­ность, подобно тому как поднимает кто либо рукою и держит на поверхности во­ды неумеющее плавать дитя.

И не возвеселил врагов моих о мне. Если разуметь сии сло­ва о Давиде, то они показывают, что Бог не возвеселил врагов Давидовых после того, как чрез пророка Нафана угрожал предать им царство Давидово и не предал. А если понимать о Церкви, то врагами называет демонов, если же—о Езекии, то врагами называет Ассириан. Сих то врагов, говорит, не возвеселил Ты, Господи, то есть, не дал им порадоваться надо мною*).

 

*) Говорит божественный Василий:Впрочем не скорби посылаемые на святых для испытания доставляют невидимым врагам нашим радость; но когда в скорбях изнеможем и когда мысли наши стеснятся при утомлении нашем от частых злостраданий, тогда они веселятся, рукоплещут и радуются.

 

3. Господи Боже мой, воззвах к Тебе и исцелил мя ecu. Ты, говорит, Господи, уврачевал ме­ня спустя немного времени после греха. Ибо как только Давид сказал: согрешил пред Господом моим, тотчас услышал от Нафана слова: Господь простил согрешение твое. Также и Цер­ковь, призывая Бога во время святого крещения, тотчас очи­щается от ран греховных. Равным образом и Езекия, по возложении на себя вретища, как толь­ко призвал Бога, вдруг получил исцеление от язвы—осады Ассириан, или и от смертонос­ной болезни своей *).

*) Тот же Василий: Блажен тот, кто глубоко познает свою рану; таковый может прийти ко врачу и сказать: исцели душу мою,. яко согрешил пред тобою... Этот голос: Господи Боже мой—показывает внутреннюю расположенность и приличен пророческому званию. Бог принадлежит не всем, но только тем, которые присвоились Ему любовью: Бог, говорит, Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Если б Он был Богом всех, то не было бы сие свидетельство о них ис­ключительно.

 

4. Господи, возвел ecu от ада душу мою. Если сии слова пони­мать о Давиде и Церкви, то Бог освободил душу Давида и верующих от тьмы греховной. Или это говорит о разрушении и сокрушении ада, также об освобождении душ из ада, которое даровал им Христос, как говорит Кирилл. Если же понимать и об Езекии, то сие слово показывает, что Бог освободил его от тьмы плена, который производит в душе тьму печали.

Спаслъ мя ecu от нисходящих в ров. Что Давид сказал выше, то говорит и здесь, ибо свойственно благодарящим разнообразить изъяснение благодарности и сим более показывать свою при­знательность. Под рвом должно понимать бедствие, от которого нельзя избавиться. Ибо таков оный глубокий ров, или под рвом разумей гроб, или ад, потому что как гроб, так и ад находятся в глубине земли; и никто не может избавиться от них сам собою. Говорит, Ты, Господи, освободил меня от нисходящих в бедствие: и если ра­зуметь сии слова о Давиде и Цер­кви, то ров есть душевное бедствие, а если разуметь о Езекии, то ров есть телесное бедствие. При сем надобно заметить, что не все последующие слова относятся к Давиду и к Езекии, но только некоторые. Таковы большею частью слова пророков; он не все сряду относятся к одному лицу, но одни идут к одному лицу, а другие к другому.

5. Пойте Господеви преподоб­нии Его. Пойте Господу, говорит, преподобные, то есть, праведники, добродетельные. Потому что те, которые не таковы—не суть пра­ведники и добродетельные, хотя поют чувственно, но истинно не поют. Никакое гнилое дерево не приносит хороших плодов, как сказал Господь (Матф.7,18): так и сердце смертоносное и грешное не может приносить слова жизни и добродетели. По­сему и Сирах сказал: не красна хвала в устах грешника (Сир.15, 9) *).

*) Почему Василий Великийсказал: Не тот поет Господу, кто произносит слова псалма устами, но которые воссылают псалмопения от чистого сердца и которые препо­добны и хранят правду Божию, те могут петь Богу... Итак очистите сердца, чтобы могли приносить плод Духу и, сделавшись преподобными, петь Господу разумно.

Исповедайте память святыни Его. Благодарите, говорит, за па­мять святости Божией—за то, что она вспомнила нас, недостойных сего, по причине нечистот и грехов наших.

6. Яко гнев в ярости Его и живот в воли Его. Гневом Божиим здесь называет наказание и мучение; а яростью—негодование *). Целая мысль есть следую­щая: в негодовании Божием на­ходится наказание и мучение, а в воле Его находится жизнь. Иначе: когда Бог негодует, тогда, как праведный, наказывает и мучит; но, как милостивый и праведный, Он желает всегда миловать и бла­годетельствовать. Посему наказа­ние бывает от Бога по обстоя­тельству и против воли, и оно называется уже последующею во­лею Божиею; а благодеяние бывает от Бога, по естественной воле Его, которая именуется предыду­щею волею Божиею: ибо Он чрез Иезекииля говорит: не хощу смерти грешника, но обращения и жизни его (Иез.33,11). Писание полагает напереди неприятное, а потом радостотворное; потому, что радостное кажется приятнее и слаще, когда следует за неприятным, как говорит: Я убью и ожи­влю, поражу и исцелю (Втор. 32, 39).

 

*) Тот же Василий Великийговорит: ярость есть суд о наведении чего либо прискорбного на заслужившего оное. А гнев есть уже болезнь и казнь. Сии слова мои сде­лаются яснее из примера. Врач, заметив на теле больного воспаление и скрытую рану какой либо части (тела), решается разрезать ее. Это называет Писание яростью. За сею решимостью врача о подании помощи следует самое действие, приводящее в исполнение решимость его, и секущее орудие, причиняющее рассекаемой части сильную боль, это—то на­звано гневом Божиим. И Феодоритярости усвоил гнев, называя наказание гневом; а воли—жизнь. Ибо на сие есть воля Его, а не на то, что мы сами на себя навлекаем. Ибо Бог, говорит, не сотворил смерти и не ра­дуется погибели живущих. Он привел в бытие все и бытия мира спасительны (Прем. 1,13). Также Григорий Богослов: Я, говорит, предал тебя, Я и помогу тебе; краткою яростью Я поразил тебя, а милостью вечною прославлю тебя: мера человеколюбия гораздо больше, нежели мера наказания.

 

Вечер водворится плачь, и заутра радость. Давид хочет показать сими словами то, что покаяние доставляет скорое и немедленное прощение греха, потому что кто плачет вечером, тот утром будет веселиться, будучи утешаем утешением и благодатью Святого Духа. Это изречение есть также пророчество об Апостолах Господа, по словам Василия великого и Феодорита: они вечером в субботу по погребении Господа плакали; а утром в воскресенье пасхальное возрадовались, когда муроносицы принесли им благовестие, что воскрес Господь. Рав­но и друзья Езекии после угрозы от Сеннахирима, царя ассирийского, собравшись вечером, пла­кали о будущем своем пленении, но по утру исполнились радости, когда увидели сто восемьдесят пять тысяч убитыми от Ангела Божия. Оказал — водворится, то есть, вселится в сердца как плач, так и радость *).

*) Слова Велик. Василия: Вечером назы­вается этот век, в котором блаженно— плачущие вечером, при наступлении утра будут утешены. Ибо блаженны плачущие, пото­му что они утешатся: блаженны рыдающее ныне, ибо они возрадуются. Итак проводящие дни века сего, уже при окончании находящегося и к западу своему приближающегося, в оплакивании грехов своих, когда наступит истинное оное утро, возрадуются. Ибо сеющиеныне слезами, пожнут с радостью—то есть, в будущем.

 

7. Аз же рех во обилии мо­ем: не подвижуся во век. Сии слова произносятся от лица Да­вида и Езекии: когда они находи­лись в счастье, думали, что не будут несчастны никогда. Ибо изобилием называется богатое состояние, а движением—потеря такового благосостояния и богатства *).

 

*) По словам Василия Велик. Изобилие принадлежит душе, исполненной всякого ро­да дел. Она должна быть прежде охотно возделана и тогда уже утучниться от изобильного влияния небесных вод, чтобы мог­ла принести плод одно в тридцать, другое в шестьдесят и сто и получить то благословение, которое говорит: благословены житни­цы твои и остатки твои (Вт. 28, 5). Также Василийговорит, что слова сии были причи­ною, по которой Бог попустил Давиду со­грешить. „Поелику, говорит, будучи укрепляем благодатью Божиею, он возмечтал некогда о себе до того, что дерзко сказал: я сказал в изобилии моем, что буду неподвижен; то посему справедливо предан иску­сителю (тол. на 37-ой псалом).

 

 

8. Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же ecu лице Твое и бых смущен. Сии слова произносятся от лица обоих упомянутых царей— Давида и Езекии. Каждый из них говорит, по Твоей воли, Господи, а не по моей собственной заслуги, доброта, красота, то есть блиста­тельность, знаменитость царства моего имела прежде бывшую в ней силу. Ибо когда Ты отвратил от меня взор и промысл свой за мою мечтательность и гордость, я вдруг сделался смущенным, то есть тотчас потерял прежнюю мою светлость и пал в бедствия ж несчастия *).

*) Василий В. говорит: я был хорош по природе; а стал слаб, когда умерщвлен преступлением по навету змея. Итак, красоте моей, которую я получил от Тебя по первому устроению, Ты приложил силу ис­полнять обязанности. Посему всякая душа хороша, будучи рассматриваема соразмерно с ее силами. Но красота истинная и вожделеннейшая, созерцаемая одним очищенным по уму, принадлежит Божественному и Блажен­ному естеству. Кто воззрит на сияния и со­вершенства Его, тот заимствуете ничто от него и как бы от никоего погружения в краску закрашивает зрение свое ярким некоторым светом. Так и Моисей прославил­ся лицем чрез заимствование красоты оной в собеседовании с Богом... Бог называет­ся отвращающим лице свое тогда, когда во времена обстояний оставляет людей предан­ными искушениям, дабы открылась сила подвизающегося. А Симмах перевел так: Господи! в благоволении Твоем Ты дал прароди­телю моему крепость. Посему Феодоритзаключает: из сего видно, что сии слова гово­рит лице природы человеческой ко Владыке Христу, даровавшему ей великий дар жизни.

 

9. К Тебе, Господи, воззову. Однако же и впредь, говорит, я бу­ду взывать к Тебе, Господи, чтоб скорее получить помощь Твою. Замечаем, что—взывать или кричать —Писание обыкновенно употребляет касательно тех, которые призывают Бога от сердца.

И к Богу моему помолюся. Давид повторяет здесь то, что сказано выше, и выше сказанное —к Тебе он употребил в отношении к Отцу, а Богу—сказан­ное здесь—произнес в отношении к Сыну. Кажется, что Давид си­ми словами пророчествует о том дне, в который отступник—сын его Авессалом преследовал его. Ибо когда он был им гоним, тогда призывал Бога. Или это говорится от лица Езекии о том дне, о котором будучи извещен от пророка Исаии (что завтра он должен умереть), просил Гос­пода о даровании ему жизни. Поче­му и сказал—я буду взывать и буду молиться о сем.

10. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление. Кровью называет здесь плоть, по­тому что плоть ни что иное, как сгущенная кровь. Какая, говорит, польза от плоти моей—столько возросшей и утучненной, когда я имею сойти в гниль и разрушение в могиле? Лучше было бы не ро­диться. Сими словами Давид уничижает природу человеческого тела, как тленную и кратковре­менную, как и в другом месте говорит: человек суете уподо­бился (Пс.143, 5) *).

*) Василий Великийговорит: Не льсти плоти своей продолжительным сном, банями и мягкими постелями, но всегда повторяй cиe слово: какая польза от крови моей, когда я сойду в тление? для чего угождать тому, что в скорости должно истлеть? для чего утучнять себя и оплотневать? или ты не зна­ешь, что чем тучнее делаешь плоть свою, тем несноснее устрояешь для души своей темницу? ИсидорПелусиотский говорит: хотя Спаситель и великую пользу доставил, отдав во искупление многих душу свою... но для оставшихся в нечестии и порочности сошествие Спасителя в тление, то есть, в многотленную человеческую природу, или в смерть, которой мы подверглись, кажется, бесполезно. Итак, к ним—то может быть сказал: ка­кая польза от крови моей? То же почти гово­рит и Ориген.

 

Еда исповестся Тебе персть? Или возвестит (она) истину Твою? Сии слова подобны сказанным в другом месте: не мер­твые будут хвалить Тебя, Гос­поди, и не нисходящии в ад, но мы живые будем благословлять Господа (Пс.113, 26). Давид, на­деясь на долготерпение и незлобие Божие, говорит: будет ли прославлять Тебя, Господи, прах и пыль, в которую я обращусь чрез постигшее меня бедствие? Прославит ли Тебя прах других, которые не знают, что Ты действительно существуешь и что Ты истинный Бог? Ибо Ты ис­тинно Бог, а боги язычников ложны; Ты и истинный Бог по­тому, что исполняешь и соверша­ешь все, что обещал. Итак для сей то цели лучше мне жить не для меня собственно, а для прославления Тебя—Бога моего и благодарения Тебя и возвещения ис­тины Твоей тем, которые не зна­ют ее *).

 

*) Слова Феодорита:Праведно, говорит, петь Тебе Творцу и благодарными словами воздавать за дары. Это свойственно живым, ибо разрешающиеся в прах и пыль и потерявшие телесный состав, как могут вос­певать твои бдагодеяния?

 

11. Слыша Господь и помилова мя. Ощутив умственно по­мощь, которую имел подать ему Бог, Давид возрадовался о сем и рассказывает здесь о ней так, как бы она уже была дана. Услышал, говорит, Бог вопль мой, то есть, принял молитву мою. Ибо те, которые не принимают кого либо, не имеют и терпения выслушать его.

Господь бысть помощник мой. Бог, говорит, приняв молитву мою, выслушал меня, а выслушав, помиловал, помог мне и освободил меня от тогдашней смерти.

12. Обратил ecu плачь мой в радость мне. Плач (κοπετος), терзание, означает такое рыдание, при котором кто либо бьет грудь свою и щеки. Итак Давид говорит, что Бог переменил такую скорбь мою на радость.

Растерзали ecu вретище мое, и препоясал мя ecu веселием. Ис­тканное из козьих волосьев вретище было знаком покаяния, смирения и злострадания. Ибо подвергавшиеся великому и безутеш­ному бедствию надевали на себя вретище и посыпали перстию, или золою главы свои; а когда получа­ли утешение, разрывали вретище и носили одежды светлые и радостные. Итак Давид здесь говорит: Ты, Господи, разорвал вретище мое, то есть, сбросил с меня сетование и прежнюю скорбь, и вме­сто сего препоясал, то есть, одел меня веселием *).

 

*) Слова Феодорита:Некоторые из безрассудных, оплакивая умерших, сидя во вретище, на зло себе не хотят пить слов пророческих, ясно взывающих: Ты растерзал вретище мое и препоясал меня веселием и обратил терзание мое в радость мне. Ибо как Езекия, получив обещание пятнадцати лет, исполнился великого веселия, так долж­ны и мы, как получившие надежду воскресе­ния, не плакать по умершем, но ожидать оного благодушно.

 

13. Яко да воспоешь Тебе слава моя. Ты, говорит, обрадовал меня, чтобы прославляла Тебя прославленная жизнь моя— прославленная не какою либо моею добродетелью, но Твоею помощью. Или иначе Давид называет славою ум, которым мы (люди) почтены и прослав­лены, так как и он есть по образу Божию *).

*) Василий Великийговорит: Слова пра­ведника суть дух, находящейся в нем. Итак поющий духом пусть говорит: чтобы могла пить Teбе слава моя, а другой говорит: слава поющая есть добрая жизнь и ясное знание.

И не умилюся (и мне не скор­беть). Вместо—чтобы мне не скор­беть—Симмах перевел: чтобы мне не умолчать. Итак Давид словом означающим вину и пре­дыдущее выразил виновное и последующее. Ибо за скорбью есте­ственно следует молчание: проникнутый скорбью не может го­ворить по причине стеснения около сердца и волнения в нем жид­костей, или: чтобы мне не скорбеть—место, чтобы в другой раз не согрешить, так что последующим и причинным выра­жается предыдущее и причина, ибо согрешающих постигает скорбь *).

*) Василий Великий:Так изъяснил—что­бы мне не скорбеть—то есть, чтобы мне не сделать чего либо достойного печали и пронзения сердца воспоминанием греха моего. Бо­жествен. Иоанн:чтобы мне не скорбеть—сказал, вместо—чтобы мне быть неизменным, ибо проникновением κατανιζις называешь не­изменный в чем либо навык души, потому что как проникнутый благоговением не скоро изменяется, так и проникнутый злом не легко переменяется, καταγινυιαι ничто иное означает, как проникновение и пронзение.

 

Господи Боже мой, во век исповемся Тебе. Всегда, говорит, Господи, буду благодарить Тебя за удостоение меня столь славного и великого спасения. Можно разуметь и иначе, что Давид будет бла­годарить Бога в продолжении все­го настоящего века; ибо он как свои уста употребляет наши уста, коими мы поем настоящий псалом его.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты