Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Псалом 33. «Псалом—Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отъиде».




Читайте также:
  1. В конец. О тайнах сына. Псалом Давида.
  2. В конец. О точилах. Псалом Асафа.
  3. В конец. О точилах. Псалом Давида.
  4. В конец. Песнь. Псалом Давида.
  5. В конец. Песнь. Псалом песни Давида.
  6. В конец. Псалом Давида.
  7. В конец. Псалом Давида.
  8. В конец. Сынам Кореевым. Псалом.
  9. В конец. Чрез Идифума. Псалом Асафа.
  10. В конец. Чрез сынов Кореевых. О тайнах. Псалом.

«Псалом—Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отъиде».

 

Давид, убежав от Саула, пришел в Номву—город Иерихонский, где, найдя знаменитейшего священника Авимелеха, сказал ему, что он послан по не­коему делу от Саула, почему потребовал хлебов и меча. Но, не нашедши других, кроме священных—хлебов предложения, взял их и ел как сам, так и то­варищи его, по нужде вопреки повелению закона; так как одним священникам позволялось есть сии хлебы *). Сверх сего Давид взял оружие Голиафа, которое там хранилось, как вещь, посвя­щенная Господу **). Уйдя из Номвы, он отправился в Геф к иноплеменнику—царю Гефскому —Анхусу. Поелику же люди Анхуса узнали Давида и тайно гово­рили о нем; то, убоясь сего, Да­вид притворился беснующимся, делая туда и сюда бесчинно дви­жение рук, барабанил в ворота и когда падал на землю, из уст его текли пены и катились по под­бородку его. Таким образом, быв сочтен помешанным, он отпущен иноплеменниками и спас жизнь свою. Такова история по изложению 1-й книги Царств (гл. 21). Некоторые с Феодоритом называют Авимелехом Ахимелеха, как носившего два имени, и изменением лица называют притворство, употребленное Давидом, дабы не поняли его, состо­явшее в том, что будто он по­слан Саулом.

 

*) Слова Феодорита: хотя таковая пища предоставлена была одним иереям, но ею предъизображались благодатные таинства, и предъотверзалась верующим дверь Божественного дара. Ибо теперь уже не для одних иeреев отделена Божественная пища, но причастие Божественных даров предлагается (всем) желающим.

**) В 1-й книге Царств повествуется, что Давид потребовал у Авимелеха копья и меча, но взял только один меч Голиафов, потому что там не было копья его: и сказал иерей:—вот меч иноплеменника Голиафа, которого ты поразил в юдоли Ила; он завер­нут в одежду; если хочешь взять его, то возьми себе... и дал оный ему (1Цар. 21, 9). Почему ж 1-я Царств повествует, что Да­вид при священнике Авимелехи взял хлебы предложения, а Господь говорит, что он это сделал при Авиафаре: как он, говорит, вошел в дом Авиафара, архиерея (Map.2, 26). Ответствуем, что, быть может, Господь говорит это потому, что Aвиафар был сын Авимелеха и жил в те же годы, в которые жил и отец его, как это открывается из той же 1-й книги Царств: и спасается сын Авимелеха, коего имя Авиафар и возвестил Авиафар Давиду (22, 20). А Феодорит полагает, что Авиафар имел два имени.



 

Впрочем, если и согласиться на то, что Авимелех имел два имени, первая кн. Царств повествует об изменении Давидом лица своего не пред священником Авимелехом, а пред Анхусом—царем Гефским *); пред Авимелехом он только притво­рился, что он послан от Сау­ла. Посему велики Василий говорит, что Авимелех—было общее имя у царей гефских, равно как —кесарь и Август—были общие имена у царей римских, и фараон—было общее имя у царей египетских; почему Анхус, пред которым Давид изменил лице свое, имел общее царское имя —Авимелех (ибо и при Аврааме и при Исааки упоминается в Писании царь Авимелех), а главное и собственнейшее Анхус. Итак, его то убоялся Давид, почему, по освобождении от него, от ра­дости он воспел настоящий псалом в благодарность Богу, вра­зумившему его притвориться, для спасения жизни своей, сумасшедшим. Этот же псалом идет и к каждому христианину по освобождении от смертоносного бедствия **).

 

*) Так написано: И убоялся Давид сильно пред лицем Анхуса—Гефского царя и изменил лице свое пред ним (1 Цар.21, 13).



**) Заметь, что этот псалом на еврейском написан по буквам алфавита. Пред 22 стихами его—в самом начале их поло­жены 22 буквы еврейского алфавита.

 

Ст. 2. Благословлю Господа на всякое время. За избавление, говорит, от опасности смерти, стану благодарить Бога—избавителя мо­его всегдашними благодарениями: всегда помогающего мне всегда я должен воспевать. Наученный си­ми словами Павел, как говорил божественный Кирилл, внушал всем христианам: непрестанно молитесь, за все благодарите (1Сол.5,17).

Выну хвала Его во устех моих. И как возможно, спросим с великим Василием, иметь хва­лу Божию в устах тому, кто имеет надобность говорить с другим, или есть, или спать? На сие с ним же и ответствуем, что есть умственные уста у внутреннего человека, то есть, душевные, или сердечные, посредством которых умственно можно вку­шать божественные мысли. О сих то устах тот же Давид говорит: я открыл уста и привлек дух (Пс.118, 131), и: разшири уста твои и я наполню их (Пс.80, 11). Сим умным устам ни­когда не бывает препятствия в памятовании Бога и всегдашнем прославлении Его у желающих бодрствовать и внимать сердцу своему. В другом отношении— во всякое время—говорит вместо —в надлежащее время и всегда, как только того требует необ­ходимость: ибо чувственными уста­ми мы должны прославлять Бога, когда никакая крайняя нужда не препятствует нам в этом; а умными устами сердца и внутренним словом, изрекаемым в сердце, мы должны называть и воспоминать Бога чаще, нежели дышать, как говорит Григорий Богослов: должно воспоминать Бога более, нежели дышать; так­же написано в Песни песней: я сплю, а сердце мое бодрствует (5, 3) *).



 

*) Почему и божеств. Кириллсказал: Должно бесконечными и сколько возможно не­прерывными песнословиями как бы некоторым образом отплачивать Богу за то, что мы от него получили. Ибо тельцов и козлов Он не требует от нас, а может принять как жертву хваления благодарные песни. И Велик. Василий: Тщательный может и по Апостоль­скому завещанию делать все во славу Божию, чтобы всякое дело и всякое слово и всякое умственное действие заключало в себе значение хвалы: ибо, ест ли праведник, пьет ли, все делает во славу Божию. У такового, и когда он спит, сердце бодрствует... ибо нередко сонные мечтания суть отголоски дневного размышления.

 

3. О Господе похвалится ду­ша моя. Не желаю, говорит, что­бы люди хвалили меня за мою добродетель, но за Бога, то есть, что имею Бога, вспомоществующего мне. А сказал—душа моя— описательно вместо—я *).

*) Божеств. Кириллговорит: Никто из душевных или живущих по плоти не может по справедливости и истине сказать сих слов, но только духовный и отлично любящий удивительную для всех жизнь. Василий: Когда кто похваляется за красоту тела, или знатность родителей, то душа такового не похвалится за Господа: каждый из таковых находится в суете. Довольно для нас вме­сто всякого достоинства того, что мы именуем­ся рабами такого Владыки.

 

Да услышат кротцыи и воз­веселятся. Да услышат, говорит, кроткие, что я чудным образом освободился от опасности (где кроткими называет непамятозлобных и невоздающих злом за зло, каков был и сам Давид *), и да возвеселятся о том, что Бог не презирает таковых кротких, но спасает их во время бедствия. Он как бы так говорит: пусть кроткие берут в пример меня и пусть надеются на Бога.

 

*) Великий Василийтак определяет кротких: Кроткими называются те, которые скромны в играх и свободны от всякой страсти, так что они не имеют в душах своих никакого смущения.

 

4. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Опять царепророк обращает сло­во к кротким, призывая их ве­личать и возносить вместе Господа. Касательно же того, как возно­сить и величать Бога, мы сказали в 1-м ст. 29го пс., изъясняя слова: вознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня *).

*) Василийвеликий говорит: Величает Господа тот, который переносит искушения за благочестие великим умом, высокою мыслью и смело; далее тот, кто созерцает величия твари великим умом и глубочайшими умозрениями, чтобы из величия и красоты тварей видеть создателя их. Божеств. Кирилл: По­елику один ум и размышление одного человека ни мало недостаточно для уразумения ве­личий Бога, то он призывает к участию в этом деле всех кротких вместе, чтобы Бог был величаем чрез всех. Феодорит: Не желает один составлять песнь, но участвующих в кротости делает участниками и в песнопений. Также и Дидим: Ибо как оскверняют имя Божие, не потому, чтобы са­мое имя сквернилось, но поколику именующие его делают и мыслят скверное, так и освящается нашими действиями и помышлениями. Почему и Спаситель сверх других слов, говорит в молитве и сие: да святится имя Твое, не потому, чтобы имя само по себе из несвятого делалось святым, но потому что должно молиться, чтобы оно святилось в нас святыми нашими мыслями и делами (в издан. Своде).

 

5. Взысках Господа и услыша мя. Здесь рассказывает Давид о своем избавлении от бедствия. Находясь, говорит, среди опасно­стей и не находя ни в ком помощи, я пламенно с томлением сердца искал в помощь себе Го­спода и Он скоро услышал меня.

От всех скорбей моих избави мя. Различные скорби пости­гали Давида до написания сего псалма: и по той причине, что он мог быть предан царем Анхусом Саулу, и по той, что мог быть поруган и обесчещен; что мог быть наказан и наконец по той, что мог быть предан горькой смерти. Потому то он и говорит здесь, что от всех сих скорбей избавил его Гос­подь *)

 

*) Великий Василийговорит: Вся жизнь праведника прискорбна, но Бог избавляет святых от скорби, не оставляя их без искушения, но подавая им терпение. Ибо если скорбь производит терпение, а терпение опыт­ность, то отнимающий у себя скорбь лишает себя опытности.

 

6. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не посты­дятся. Скорбь обыкновенно возмущает и помрачает ум. По­сему пророк говорит здесь: кто только находится в скорби, приближьтесь к Богу с пламенным исканием Его, как и я искал Его; и вы будете просвещены от Него благодушием и радостью, которая рассеет всякое мрачное облако скорби в сердце вашем; и лица ваши, то есть по описанию, —вы не будете постыжены в надеждах спасения вашего на Бога. В высшем смысле, по Феодоритову изъяснению, здесь слово о святом крещении. Ибо, поощряя людей, псалмопевец го­ворит: приближьтесь, люди, верою к Богу с принятием святого крещения: оно просветит ду­ши ваши и очистит умные очи ваши, то есть, вы не останетесь в стыде, ибо омыетесь от причин стыда, которые суть грехи *).

 

*)Ужасное слово о стыде грешников говорит Великий Василий: Быть может страш­нее тьмы и вечного огня тот стыд, в котором вечно пребывают грешники, имея всег­да пред глазами следы плотского греха, не­прерывно продолжающееся в душевной памяти их, как бы от некоторой несмывающейся краски. И Феодорит: Приходящий с верою к Богу приемлет лучи умного света: так и великий Моисей прославился видимым лицем. Это и предсказал теперь Давид: назнаменался на нас свет лица.

 

7. Сей нищий воззва и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Сей—есть указательное и понимается в значении—я, то есть, я, говорит, как вы видите, нищий, воззвал в скорби. Посему нищим Давид называет самого себя, как лишенного всякой че­ловеческой помощи; или называет себя по причине нищеты и ничто­жества рода своего, ибо из незнатного, каков овчар, он стал, по Феодориту, знаменитый царь.

8. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Ангел, говорит, Божий, в виде целого войска станет вокруг боящихся Господа. Смотри, какую силу имеет страж жизни каждого христианина—ангел: один равняется целому войску и ополчению, как говорит велики Ва­силии. Боящимися здесь он называет сохраняющих заповеди Божии. Ибо, по словам Григория Бо­гослова, страх к Нему—соблю­дение заповедей *).

 

*) Великий Василийговорит: При всяком верующем в Господа приседит Ан­гел, если мы не отженем его когда либо злыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей удаляет смрад, так и хранителя жизни нашей—Ангела устраняет многопла­чевный и гнусный грех. Если ты имеешь в душе достойные Ангельской стражи дела, то Бог приставляет к тебе непременно стра­жей и хранителей и ограждает стражею Ангелов. И Феодорит: Иаков сказал в мо­литве: Ангел избавляющий меня от всех зол, и 3axaрия: Ангел, говорящий во мне.

 

9. Вкусите и видите, яко благ Господь. Узнайте, говорит, и вы—боящиеся Бога, что Господь благ и милостив, называя здесь вкушением познание. Как же, го­ворит, вы узнаете это? Когда воз­зовете и вы к Нему, как воззвал я, и когда пламенно поищете Его; и несомненно будете уповать на Него, как и я искал Его и уповал на Него. Можно с Феодоритом понимать и иначе,—что Давид побуждает христиан к причащению пречистого Тела и Крови Господа; ибо те, которые, причащаясь, вкушают оные достойно, тотчас чувствуют в себе умственно помощь от Бога и благодать *).

*) Вкусите—сказал, а не—насытьтесь, потому что ныне мы познаем отчасти и видим истину в зерцале и загадки; но придет некогда время, когда настоящий залог и сие вкушение благодати обратится нам в совершенство наслаждения (почему и Давид в другом месте сказал: насыщусь когда явится мне слава Твоя). Как свойство меда не столько может быть представлено в слове неотведавшим его, сколько посредством чувства самого вкуса; так и благость небесного слова не может быть ясно передана посредством учений, если мы собственным опытом чрез прилежное испытание учений исти­ны не постигнем благости Божией.—Слова ВасилияВел.—Божеств. Кириллсказал: сла­дость меда как могу изъяснить незнающим? чувство яснее всякого слова для испытания. Как в пище ясно и с удовольствием доставляет сладость находящейся в ней добро­ты самое вкушение; так и в божественных дарах не могут изъяснить силы одни простые изъяснения; но если случится как-ни­будь испытать их кому либо, тогда то наи­более узнают ясно действие находящейся в них благодати. Посему к тем, которые не вкусили еще кротости Божией, часто надобно говорить: вкусите и увидите, что Господь благ. И Евceвийговорит: что Давид, почувствовав некоторую силу в пище священных хлебов (которые ел у Авимелеха), побуждает к подобному вкушению, предсказывая посредством сих вещественных образов о хлебах жизни (в изд. Своде).

 

Блажен муж, иже уповает нань. Если проклят надеющийся на человека, как говорит Иepeмия: проклят человек, который уповает на человека (Иep.17, 5); то напротив того следует, что блажен уповающий на Господа, как говорит Давид здесь.

10. Бойтеся Господа вcu святии Его. Святыми здесь называет Давид посвятившихся Богу: убой­тесь, говорит, Бога вы, святые, потому что страх Господа связывает и обуздывает бесчинные стремления страстей: пригвозди, го­ворит, страхом Твоим плоти мои (Пс.118,120). В следующих за сим словах говорит о пользе, происходящей из страха Божия.

Яко несть лишения боящымся Его. Те, говорит, которые наса­дили в сердца своем страх Божий, не будут иметь недостатка ни в какой добродетели, потому что страх Божий понуждает их к приобретению всех добродетелей. Можно сказать и иначе, что у боящихся Господа нет никакого недостатка, потому что одеяние их есть святое крещение, пища—тело и кровь Господа, a оружие—чест­ный крест. Словом—они имеют все нужное для спасения. *).

 

*) Что пророк говорит здесь о совершительном страхе, смотри изъяснение слов: страх Господа чист, в 18 псалме. Божеств. Максими Св. Дорофейговорят, что если кто не приобретает прежде предначинательного страха, тот не может приобрести и совершительного. Ибо начало премудрости—страх Господа (то есть предначинательный), кото­рый хранит душу, как полуда, от всякого зла. Ибо страхом Господа всякий уклоняет­ся от зла. К сему присовокупляет и Бо­жеств. Кирилл: и по буквальному смыслу Бог всегда уделяет боящимся Его нужное к жизни, и никто не может увидеть их когда либо ни в какой нужде. Не имея недостат­ка ни в каком благе, они могут подавать и другим.

 

11. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Выше сказав, что нет скудости боя­щимся Господа, Давид теперь доказывает слова свои примерами, что богатые житейскими вещами мирa сего часто нищенствуют и бывают гладны, лишаясь насущного хлеба, потому что чувствен­ное богатство неверно и удобоизменно. А те, которые ищут Бога посредством страха Божия и путем Господних заповедей, не лишатся никакого блага, то есть, из тех, которые уготова­ны угодившим Богу, или, что тоже, из божественных и небесных благ *); поелику в чувственных и человеческих благах и они имеют большой недостаток, как идущие тесным и прискорбным путем. Загадоч­но, по словам великого Василия и Феодорита, сии слова указывают на иудеев, которые, быв прежде богаты и царством и го­родами и множеством войск и знаменитым Иерусалимским храмом и божественным законом и собеседованием и посещением Божиим, впоследствии сделались бедными во всем этом за то, что бессмысленно распяли богатого милостию и обнищавшего ради нас Владыку Христа; они и взалкали, ибо умертвили хлеб жизни; между тем как язычники, усильно искавшие Господа и уверовавшие в Него, умножились и возросли и будут возрастать более и более благодатью Христо­вою.

 

*) Почему Великий Василийсказал: Главным образом слова—всякого блага—мо­гут быть сказываемы в отношении к отложенным в вечном покой благам. Ибо телесные наслаждения более имеют прискорбного, нежели приятного... Итак, да наставит нас сие слово презирать телесное богатство, научая, что неверно изобилие имуществ: ибо удобопревратно богатство, и на подобие волны от напора ветров, обыкновенно переливается с одной стороны на другие. И Феодорит: Бо­гатство имеет много превратностей и кто ныне богат, спустя немного пал в бедность.

 

12. Приидите, чада, послушай­те мене: страху Господню научу вас. Это голос истинного учите­ля, показывающий внутреннюю рас­положенность Его, которым Он, как Отец, призывает учеников своих к учению, так как ученик есть, по божественному Василию, духовное чадо учителя, как назидающееся и образующее­ся чрез Него в добродетели и следовательно рождающееся. Приидите, говорит, дети, и послушайте меня. Сказал—страху Господню—для различия от стра­ха демонского, производимого в душе злым духом, о котором говорит в другом месте от страха вражия изъими душу мою (Пс.63, 2) *).

*) Страх вражий, по словам Божеств. Василия, есть тот, который производит в нас опасение смерти, тот который побуждает нас бояться знатных лиц, ибо как может боящийся подобным образом воспротивиться греху во время мученичества? и Исихийсоветует близким и дальним—дальним—при­близиться, а близким—стать ближе и прино­сить послушание Богу, как Отцу.

 

13. Кто есть человек, хотяй живот? Так как выше псалмопевец сказал: приидите; то по­сему здесь призывает не всех, но только тех, которые хотят жизни, не общей самым бессловесным животным, но, как говорят божественный Василий, Кирилл и Феодорит, жизни веч­ной и бессмертной, потому что на­стоящая жизнь есть более смерть, нежели жизнь. Посему и Апостол сказал о ней: кто избавит меня от тела смерти сей (Римл.7, 24), где смертию называет жизнь в теле.

Любяй дни видети благи? Кто, говорит, любит насладиться днями добрыми? А днями назы­вает не дни настоящей жизни, по изъяснению Василия и Кирилла, потому что они злы, как сказал об них Иаков: не многие и злые были дни лет жизни моей (Быт. 47, 9) и великий Павел говорит: искупуя время, ибо дни злы (Евр.5, 16), а говорит о днях добрых, каковы—будущей жизни. Оный век имеет и дни, по причине неизъяснимого света Божия и добрые дни при том по причи­не всегдашней и неизреченной радости.

14. Удержи язык твой от зла. Отселе начинает Давид увещевать людей касательно дел, как последствий Божия страха, то есть, основного и предварительного. И во первых предлагает в сем учении о языке, потому что он есть малая часть тела, удобно ввергающая, по Феодориту, в пропасть греха и весьма спо­собная ко всякому виду зла, как говорит великий Василий. Ибо язык бывает орудием хулы против Бога и злословия против людей, бывает возбудителем гнусных и плотских вожделений, клевещет, оговаривает, поносит, строит коварства, обманывает простых, свидетельствуете против невинных, произносит ложные клятвы; словом: язык есть служебное оружие всякого зла *).

 

*) Божественный Кириллговорит: Ве­ликое дело есть воздержание языка, и напротив того преопасный недуг—невоздержание. Преподобный Дорофей: Сперва сказал—приидите—призывая к добродетели, потом прибавил—чада. А чадами называют святые тех, которые посредством их слова преобразуются и получают вместо прежней по­рочности свойство добродетели. Наконец отсекает действие зла посредством страха Божия. Ибо престать языку от зла значит не поражать как либо совесть ближнего, не злословить, не раздражать.

 

И устне твои еже не глаголати лести. Лесть, по словам великого Василия, есть тайное делание зла, производимое чрез при­творство в добре. При сем мы должны обратить внимание на то, что, сказав выше: «удержи язык свой от зла», Давид заключил в том вообще всякое злое сло­во; а теперь отдельно, и преиму­щественно, говорит о лести. Это потому что она есть опаснейшее зло, как производимое тайным образом, так что с трудом можно избавиться от него. И диавол первый яд излил в уши Евы—лесть, сказав ей: «в который день вкусите его, будете как боги, знающие доброе и злое» (Быт. 3, 5), и с тех пор досе­ле это зло—лесть, более всякого зла, наводняет всех людей *).

*) Святый Дорофейговорит: Не гово­рить лести устами значит—не ухищряться против ближнего.

 

15. Уклонися от зла и со­твори благо. Замечай, читатель, превосходный порядок, которому следуете царепророк! Поелику слово быстрее и легче к произведению греха, нежели дело, то во первых сказал, что мы дол­жны воздерживаться от злого сло­ва: «удержи, говорит, язык твой от зла», потому что слово есть путь, ведущий человека и к действию, как говорит мудрый и божественный Златоуст. Во-вторых, Давид запрещает злое дело, говоря: «уклонись от зла». В третьих возводит человека к произведению добра, устранив предварительно препятствия (к добру), состоящие во зле. Ибо как невозможно получить здо­ровье, не освободившись предва­рительно от немощи, так не­возможно кому либо делать добро, если, по изъяснении великого Василия, не удалится предварительно от зла. Заметь и то, что для спасения недостаточно удаление только от зла, но требуется еще и делание добра. Ибо, если кто устранится от зла, а не будет делать вмести и добра, то самое неделание добра есть другое зло, как бездействие в отношении к добру. Или еще иначе: Уклонись от зла и сделай добро—зна­чит — подвизайся в уклонении от зла, чтобы не быть наказану и усовершайся в делании добра, чтобы быть увенчану *).

*) Тот же божеств. Дорофейговорит: Сказав о некоторых грехах в частности— об осуждении, о коварства, Давид заклю­чает словом, объемлющим всякий грех: уклонись от зла. А богоносный Максимобъясняет это так: уклонись и сделай добро, то есть, сражайся со врагами, чтоб умень­шить страсти, и опять сражайся, чтобы приобрести добродетели и после сего трезвись, чтобы сохранить оные. И это—то, быть может, значить—делать и хранить (то есть,— то, что заповедал Бог Адаму о рае—делать его и хранить).

 

Взыщи мира и пожени и. По Златоусту, мир есть начало благ; и Господь оставил его ученикам своим, как некое наследство: «мир, говорит, оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27). Кто в мире с Богом и людьми, тот выше всякой страсти. Итак, не ищи, говорит, мира просто, но ищи его старательно и с великою ревностию; ибо это означает здесь взыщи—настигни, то есть, когда мир убегает от тебя, ты лови его, тотчас беги за ним, доколе не настигнешь и не уловишь, а, уловив, введи его в свое сердце *); например, если кто имеет вражду и несогласие с тобою и не хочет перемениться, чтоб иметь мир с тобою, ты пойди к нему и не оставь его, доколе не примиришься и не будешь с ним в мире.

 

*) Слова Великого Василия: Поищи ми­ра—отрешения от смятений мира, приобрети спокойный ум, устраненное от волн некое и безмятежное состояние души, которое не колебалось бы страстями и не развлекалось ложными учениями, побуждающими своею ве­роятностью соглашаться на оные. Ищущий ми­ра ищет Христа, ибо Он мир наш. И божественный Кирилл: И иначе также ищи ми­ра. Какого например? Который первообразно был бы в отношении к Богу, а во втором чинe—и в отношении к единоверным и единомысленным людям. В отношении к Богу мы будем иметь мир, когда будем стараться мыслить и исполнять благоугодное Ему, в отношении к единоверным, когда не будем с ними в распре. Феодориттак­же: какое главное из благ? Ищи мира и настигни его. Ибо мирный, любящий мир со всеми, ни тайно не отнимает принадле­жащее ближнему, ни на скверноубийство не дерзает, и против брака не злоумышляет, не говорит худо, не делает худо; благодетельствует, промышляет, уделяет, за­щищает, вместе подвергается опасности, вместе подвизается. Ибо такова искренняя любовь и чистая дружба.

 

16. Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их. Глаза Господа, по изъяснению великого Василия, зрительная сила Его, по которой Он видит все сущее. Уши Господа—слышательная сила Его, по которой Он слышит слова. Итак, Давид гово­рит, что Бог всегда видит праведных и веселится о добрых делах их; Он слышит моление их, потому что они достойны услышания. А праведными называет здесь добродетельных.

17. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Бог, говорит, видит и грешных, делающих зло, но их не так видит, как ви­дит праведных. Ибо на праведных призирает с удовольствием, сохраняя их от всякого вреда, а на грешников смотрит грозно и их наказывает. Посему всякий грешник, когда потребует того время, истребится как с сей земли, так и с земли кротких и спасаемых, по словам Божественного Кирилла. Итак, да убоятся все грешники, как не могущие скрыться от лица и очей Божиих во время делания злых дел! Или, по словам Василия, лицем Господа называет открытое явление Его в будущей жизни, когда будет смотреть на несчастных грншников взором грозным и строгим.

18. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Кто, по словам великого Василия, ждет у Бога не земных и временных вещей, но великих и небесных, тот хотя языком и устами молчит, но умом и сердцем своим взывает громким голосом, и вопль его достигает до ушей Божиих. Почему и выслушивает­ся молитва его Богом и он ос­вобождается от всякой скорби. Как же освобождается от скор­би? Иногда освобождается от оной совершенно, а иногда и на­ходясь в скорби, побеждает скорбь своим терпением, так как и это свобода и избавление от скорби, как мы это показали в другом месте.

19. Близ Господь сокрушенных сердцем. Бог по благости своей, как говорит велики Василий, близок ко всем: Он и чрез Иеремию говорит: Я Бог— приближающийся, говорит Гос­подь, а не Бог издалеча. (Иep.23, 23). Но мы—люди бываем далеки от Бога по причине ху­дости нашей: тот же Давид го­ворит: вот удаляющие себя от Тебя погибнут (Пс.72, 27). А сокрушенные в сердце суть те, которые умиляются и плачут по причине грехов своих. Ибо умиление и слеза весьма сокрушают мысль и сердце *).

*) Слова Божеств. Кирилла: хотядол­жно знать, что все наполнено Богом (ибо где нет исполняющего все?) неизъяснимым однако ж способом, свойственным естеству Божий; но и будучи Присущ, Он часто ка­жется отсутствующим в отношении к нелюбящим Его, когда находятся в опасности. Он присущ почти только Святым и бли­зок к тем, которые имеют сокрушенное сердце. И Феодорита: Преимущественно же печется Бог о тех, которые имеют сми­ренную мысль, ибо таковых то назвал сокрушенными по сердцу.

И смиренные духом спасет. Обыкновенно прежде бывает умиление и сокрушение сердца, о котором сказал выше; а за умилением последует смирение, о котором говорит здесь. Смиренные же духом не те, которые кажутся смиренны по телу и по внешнему виду тела, но те, ко­торые смиренны в душе, и не те, которые говорят смиренные слова, или смиряются по какому нибудь понуждении, бедности, или по другому какому либо обстоятельству, но те, которые смирен­ны в сердце и мысли и смиряют­ся по внутреннему побуждению, без всякой внешней нужды *).

 

*) Слова Велик. Василия: Те смиренны духом, для которых, как сам Спаситель говорит, доступно будет царство небесное: блаженны, говорит, нищие духом, ибо тако­вых есть царство небесное. Не имеющий ни­какой гордости и не заботящийся о чем либо человеческом,—этот и сокрушен сердцем и смирен духом.

 

20. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Господь попускает праведникам падать в скорби, чтобы посредством их они упражня­лись в добродетели; но не оставляет их до того, чтоб они бы­ли побеждены скорбями от неперенесения их: прежде нежели побеждены, или совершенно освобождает их от оных, или дает им силу переносить их без печали до конца, так как и это победа, как мы сказали выше. Посему и Господь сказал: «в мире будете иметь скорбь; но ободритесь, Я победил мир» (Иоан.16,33); и Апостол: «отвсюду нам скорби, но мы не стесняемся» (2Кор. 4, 8), и еще: «верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтоб вы могли понести» (1Кор. 10, 13) *).

 

*) Слова Божеств. Василия: Кто гово­рит, что скорбь не прилична праведнику, тот говорит ничто иное, как то, что борцу не приличен противуборник; а не вступающий в бой борец, какие случаи будет иметь к венцам?

 

21. Хранит Господь вся ко­сти их, ни едина от них сокрушится. Почему пророк говорит это, когда кости многих мучеников сокрушились? *) На сие отвечаем словами великого Василия, что человеком называется не толь­ко внешний, то есть, тело, но го­раздо более внутренний, т. е. ду­ша; почему и внутренний человек имеет члены, одноименные с членами тела. В сем то смыслов написано: «заповедь Господа издали светла: она просвещает очи» (Пс.18, 9), то есть, душевные, умственные; также: «имеющий уши (чтобы) слышать, да слышит (Матф.11,15); еще: «уста свои я раскрыл и привлек дух» (Пс.118,131), также: «Зубы грешников Ты сокрушил» (Пс.3, 8); и еще: «чрево у меня болит» (Иep.4, 19), и о ногах: «Нога твоя да не преткнется» (Прит.3, 23), и подобное тому, называющее умственные силы душею. Таким образом и здесь— под костями, по словам великого Василия и Феодорита, должно по­нимать помыслы, утверждающее и поддерживающие душу, подобно то­му, как кости дают твердость и опору телу. Господь хранит мыс­ли праведных, чтоб они угодили Ему. Ни один из таковых помыслов их не сокрушится от насилия греха; почему и написано: «мысли праведных—суды» (Прит.12, 5) **).

 

*) О каковых говорит тот же Василий: У некоторых из мучеников гонители сокрушали голени и неоднократно пробивали и руки и головы, но кто скажет вопреки, что скончавшиеся в мученичества не были пра­веднее всех?

**) Божеств. Кириллтак изъясняет: Костями в них, без сомнения, не называет телесные, но твердость или силы души при всяком добром и хорошем деле.... Итак, в любящих грехи и сладострасие можно ви­деть как бы сокрушенными кости души; а кости святых Господь хранит, так что ни одна из них не потерпит сокрушения. И Великий Афанасий: под костями также разумеет душевные силы, каковы: правда, терпение, благочестие и всякая, так сказать, добро­детель.

 

22. Смерть грешников люта. Смерть грешников, говорит, лю­та, то есть, болезненна; ибо достигнув конца, при смерти греш­ники скорбят чрезмерно, чувствуя, какое постигнет их наказание за сделанные ими грехи. А смерть праведных легка и радостна, потому что они чувствуют ра­дость, ожидающую их на небесах *).

*) Великий Василий: Смерть грешников люта. Ибо их постигает наказание, как оного богача, одевавшегося в порфиру и виссон и веселившегося каждый день блиста­тельно. И Феодорит: Живущие во зле полу­чат кончину свойственную жизни: худой жизни худой будет и конец. Также Великий Афанасийсказал: Говорить о душевной смер­ти, за которою последует вечный огонь, отдельнейший мрак, неумирающий червь, плач и скрежет зубов; к чему присовокупляет Божеств. Василий: Смерть праведных не зла по природе, но добра; ибо умершие для греха, умирают благою и спасительною смертью.

И ненавидящие праведнаго прегрешат. Праведного человека не видят те, которые находятся во грехах; потому что, если каждый любит подобного себе, как сказал Сирах: «всякое животное любит подобное себе» (Сир. 13, 19); то явно, что и все неподобное ненавидит то, что не имеет сход­ства с ним: а у тех людей, которых жизнь не имеет сход­ства, и мысли несходны и противо­положны *). Грешники грешат, потому что ненавидят праведного человека; ибо к прочим грехам сии несчастные прибавляют еще грех ненависти, не только не подражая добродетели праведника, но еще и ненавидя оную. Итак, под словом—согрешать, должно или с Божественным Кириллом разуметь грех, или что они подвер­гнутся бедствию; так как ненавидящим праведника попускается от Бога подвергаться смертоносным бедствиям.

 

*) Тот же Бож. Василий: Живущие во грехах ненавидят праведника, потому что правом праведника как мерою прямоты, они изобличаются чрез сравнение с лучшим. И Божественный Кириллговорит: Итак, нена­висть их к праведнику есть доказательство того, что они имеют грехолюбивый разум.

 

23. Избавит Господь души раб своих. Бог, говорит, избавит души рабов своих от злоумышлений людей и демонов, которые будут побеждены терпением их.

И не прегрешат вcu уповающии на Него. Все, говорит, надеющиеся на Бога, не будут грешить, как руководствующиеся к добро­детели упованием на Бога. Они не подвергнутся душевному бедствию, ибо сохраняются помощью Божиею *).

*) Слово—не согрешат, так изъясняет Божеств. Кирилл: Совершенная безгрешность вовсе не свойственна на земле никому, ибо много согрешаем все (Иак.3, 2). И от скверны никто не свободен, хотя бы жизнь его на земле продолжалась один день (Иов. 14, 5). Но это предоставлено Спасителю всех Христу... И мы будем вне греха, если отре­чемся от тяжких, несносных и ведущих к смерти грехов. Ибо не всякий грех к смерти, по гласу Святаго (1 Иоан.5, 17).

 


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 3; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты