Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Псалом 51




Читайте также:
  1. В конец. О тайнах сына. Псалом Давида.
  2. В конец. О точилах. Псалом Асафа.
  3. В конец. О точилах. Псалом Давида.
  4. В конец. Песнь. Псалом Давида.
  5. В конец. Песнь. Псалом песни Давида.
  6. В конец. Псалом Давида.
  7. В конец. Псалом Давида.
  8. В конец. Сынам Кореевым. Псалом.
  9. В конец. Чрез Идифума. Псалом Асафа.
  10. В конец. Чрез сынов Кореевых. О тайнах. Псалом.

 

В конец разума Давиду, Внегда приити Доику идумейску *) и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов.

 

*) 1-я книга Царств называет его везде Сирианин (21, 22).

 

Когда Давид, бежав от Са­ула, взалкал и придя в Номву— город священнический, к арxиeрею Авимелеху, поступил так, как мы изъяснили в надписи 33го псалма, то есть, ел хлебы предложения и взял меч Голиафов, находившийся там, то увидя там Давида некий Доик, приставник над лошаками царя Саула или пастух оных, который находился тогда при скинии, потому что был одержим демоном или немощью, по словам Феодорита, открыл сие Саулу. Саул, узнав о том, столько разгневался, что, призвав Авимелеха и 350 священников и приказал Дойку умертвить их; сверх того погубил и всех жи­телей города Номвы от малого до великого и истребил весь го­род (как повествует о том 1 Цар.21,22). Узнав о сем событии, Давид написал настоящий псалом, для научения терпению тех, которые бывают обижае­мы *). В надписи поставлено: «в конец» потому, что увещевает терпящих обиды смотреть, какой злой конец постигнет обижающих их, и таким образом долготерпеть и терпеть с благодарностью. Еще содержится в над­писи: «разума», потому что обижае­мому нужно разумение и заботли­вость о том, чтоб иметь терпение **).

 

*) Феодор и Викторговорят, что сей псалом пророчествует о Рапсаке, ко­торый, будучи из иудеев, изменился в нравах и советовал им предать Иерусалим Ассириянам, потому что Бог, по его словам, не мог доставить им никакой пользы.

**) Достойно здесь удивления иносказа­тельное толкование на сию надпись ГригорияНисского: чрез то, что содержится в надписи—в конец, разума и прочее, научаюсь, что я близок к концу победы, когда разумение управляет моею жизнью, подобно то­му, как управляло великим Давидом и то­гда то я преимущественно оскорбляю Доика - губителя моего спасения, пришедши в дом священника: также, когда сей служитель около лошаков, не имея силы вести со мною брань открыто, тайно строит против меня козни, донося завистнику моему о поведении моем у священника. Из сего открывается и то, кто такие те полуослы, к которым приставлен сей идумеянин, пасущий бесплодную и двухсторонную породу, в которой благословение Божие не нашло себе места, когда в начале сообщало твари способность размножения посредством слов: «плодитесь и размножайтесь». Ибо размножение зла не от Бога; подобно тому, как и продолжение рода лошаков не от смешения их, но при­рода сама собою всегда животворит некое новое животное, ухищряясь против себя и вводя в тварь не существовавшее вопреки своим законам... Ибо если все, что сотворил Бог, весьма хорошо; а полуосел (лошак или мул) находится вне пород бывших в числе тварей, то из сего очевидно, что имя сие (полуосла) помещено в истории для изображения зла, которое есть плод обоюдного оного древа, называемого в слове Божием добром и злом,—добром потому, что сокрыт грех под приманкою удовольствия, а злом потому, что любимое ныне как добро, оканчивается злом. Итак, зло иметь бытие не от Бога, и, будучи произведено, оно не продолжает, по обыкновению, своего бытия на всегда; ибо как порода лошаков не продолжает своего бытия сама собою, так и зло не пребывает непрерывно через сохранение самого себя, но всегда изменяется, полу­чая бытие в другом существе, когда благо­родная и высокая наша природа ниспадает в пожелание ослоподобного и скотского совокупления. Итак, этот иноплеменник Доик, сделавшийся доносчиком пред Саулом на Давида, этот пастух бесплодного стада полуослов есть не иной кто, как злой ангел, влекущий к себе человеческую душу посредством разнообразных греховных страстей. Он, увидя кого либо пребывающим в дому истинного иерeя, не имея силы поразить его посредством ударений ногами лошаков, оклеветывает его пред князем злобы—духом, действующим в сынах непокорных. Но, кто укоренен в доме Божием, произносит против сего мучителя слышанные вами в сем псалме слова.



 



Ст. 3. Что хвалишися во злобе, сильне. Сии слова относятся к Дойку, который, вместо того чтоб от стыда покрывать лице свое по причине своего злодеяния, состоящего в умерщвлении им священников и истреблении целого города, (сей бесстыдный пастух лошаков) еще хвалился своим злодеянием *). Здесь называет злом—зло вообще; а называет Дойка сильным потому, что он имел близость к Саулу; или назвал сильным в делании зла.

 

*) Бессильный и мало упражнявшийся во зле (слова того же ГригорияНисского, а по другим—Евсевия), при избытке в нем лучшей склонности, как весьма слабый во зле, закрыл бы лице свое по причине своего гре­ха и, будучи уязвляем совестью, раскаивался бы. Но сильный во зле даже гордится оным и, поставляя себе оное в честь, хвалится оным, как великим подвигом. Сильным во зле в смысле более собственном может быть назван древний человекоубийца—отец зла. Феодорит и Викторсильным называют Рапсака, как такое лицо, которому вве­рено было военачальство. Что, говорит, ты произнес зло с таким бесстыдством? А слово—сильный сказано в поругание по причине высокоумия его. Слова Исихия: Кажется, начальные сии слова выражают удивление и недоумение, почему некоторые столько успеш­ны во зле, что где надлежало бы плакать, там они хвалятся. История говорит о Дой­ке, а псалмопевец указывает на предателя Иуду, который столь силен был во зле, что предал Благодетеля, Питателя и Учителя.



 

Беззаконие весь день.

4. Неправду умысли язык твой. Феодотион слово умыслил перевел—провещал; а выражение весь день, Симмах перевел: каждый день. Слова сиисочинены, с опущением союза, так: язык твой всегда говорил беззаконие, неправду, вместо: беззаконно и не­праведно. Давид сими словами обвиняет всю жизнь Дойка, как совершенно развращенную; потому что если бы Доик не был столько злонравен и развращен, то не истребил бы столь значительного города *).

*) Слова Исихия:Когда Иуда говорил фарисеям: что вы дадите мне и я вам предам Его? то они предложили ему 30 сребренников; и с того времени искал удобного случая предать Его, посему весь день пребыл в размышлении о грехе предательства, доколе не наступила ночь, в которую привел это в действие (в изд. Своде). Евсевия: По словам Сираха, размышляет сердце, а не язык: в устах глупых сердце их (ибо выскочило сердце на уста их); посему и серд­це мудрых есть уста их. Итак, поелику он глуп и вместе диавол, то посему гово­рит: неправду умыслил язык твой (Сир.21,29).

Яко бритву изощрену сотворил ecu лесть. Лестью Давид на­зывает здесь клевету и предательство, которое было столь сильное и проницательное произведение клеветника и предателя Дойка, что пожало священнический город как бритва, когда оговорил пред Саулом первосвященника Авимелеха и бывших с ним священников, что они друзья и помощ­ники Давида *).

 

*) Почему и Св. Кириллвозглашает: так сказано о Доике за истребление и разрушение всего священнического города! так сильна была клевета! Слова ГригорияНисского: И язык диавола подобен изощренной бритве. Ибо как весьма изощренная бритва не дает заметить бреющемуся у него волос, так и диавол, устрояя, с чрезмерно великим и хитрым искусством во зле, ковы, отнимая у души благодать добродетели и знания, делает сие отнятие их у нее не чувст­вительными, ибо оно, на кого враждует, того лишает благолепия власов, отсекая семь плетениц власов, в которых заключается на­ша сила; а мысль касательно духовных вла­сов можешь угадать из седмеричного числа их; так исчисляет благодать Духа и Исаия, разделив ее на семь видов. За отсечением их, как случилось с Сампсоном, следует потеря очей и насмешки со стороны иноплеменных во время их пьянства... Исихия: Выражение: как бритва, означает секущего не чувствительным образом, так что острее того коварства, которое составил (Иуда) на языке предательства к имевшим взять Иисуса: кого я облобызаю, тот и есть; возьмите Его!

 

5. Возлюбил ecu злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду. Всегда, говорит, клеветник Доик ты любил зло более, нежели добро, и—более говорить неправду, нежели чтоб говорить правду *).

*) Кирилл и Феодоритговорят: Доик говорил неправду, когда лгал на священни­ка, говорил против него то, что не было им сделано. Ибо сказать, что (Авимелех) спрашивал о Давиде Бога, была ложь, а не истина. Напротив, он мог бы сказать правду, если бы уверил Саула, что священник не знал причины отшествия от него Давида, а принял его как друга царства и угостил его как посланного по делу царской службы. Слова Исихия: Зло есть диавол, как желающий всем всякого зла; а одно добро—Христос. Ибо благость принадлежит Богу по самому естеству Его. Итак, оставив своего Христа, Иуда возлюбил сатану: сверх того избрал неправду более, нежели чтоб гово­рить правду; тогда как он имел право, усвоив себе истинную правду проповедовать с прочими апостолами Евангелие, он сам ввергнул себя в неправду предательства. Тому же подвергается и тот, кто, находя удовольствие в порицаний и злословии ближнего, с величайшим удовольствием говорит не­правду, то есть, ложь и умалчивает о прав­де, то есть, добродетели ближнего (в изд. Своде).

6. Возлюбил ecu вся глаголи потопныя, язык льстив (на языки льстивом). Ты, говорит, пастух мулов—Доик, любишь все те слова, которые потопляют и истребляют людей, на которых они изливаются, на подобие свирепых волн. В некоторых списках написано: язык льстивый, что на­добно читать отдельно; ты любишь все слова потопа, и потом снова: (ты любишь) язык льстивый *).

 

*) Святой Кириллговорит, что это, быть может, говорит и против князей иудейских и Иуды, злословивших Христа. Слова Афанасия: Лживые слова Доика были глаголами потопа. Ибо своими словами он как в бездне потопил весь священнический город.

 

7. Сего ради Бог разрушит тя до конца. За то, говорит, что ты любишь, как сказано выше, вредное, о если бы Бог низринул тебя! Потому что ты построился худо и возвысился клеветою и предательством пред Саулом. Хотя глаголы: да разрушит тебя и другие, выражают желание (в форме желательных); но здесь в виде проклятия, содержатся пророчества об истреблении, имевшем постиг­нуть Доика.

Восторгнет тя и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых. О если бы, говорит, искоренил тебя Бог, как насажденного в вино­граднике Божием на зло! И если бы переселил иначе—отделил душу твою от жилища твоего, то есть, от тела твоего самою скорою смертно! Или: да переселит всего тебя из дома твоего, чтобы вынесли тебя из него мертвым, и да исторгнет и корень твой, иначе—по мнению Феодорита—род твой. Ибо корни Доика были отец и сын его, отец как произрастивши его, и сын, как оставшийся еще по смерти отца своего—Доика, как корень рода его; желая наименованием корня выразить по восходящей линии родственников его, как то: родителей, дедов и прадедов, а по нисходящей: сынов, внуков и правнуков и вообще весь по­следующий род его. А землею живых наименовал сию чувствен­ную землю, на которой живут временно живые люди,—а равно и жилище на небесах, где обитают всегда живущие блаженные *).

 

*) Слова Исихия: Сии слова относятся ко всякому коварному, а особенно к предателю. Ибо Бог разрушил его в конец и из жительства, то есть, ученического места переселил и самый корень, как тернистого растения, исторгнул из земли живых,— из земледелания Апостолов (в изд. Своде).

 

8. Узрят приведнии, и убо­ятся, и о нем возсмеются. Пра­ведники, говорит, или доброде­тельные люди, видев истребление имеющее постигнуть клеветника Доика, убоятся неизбежного и строгого суда Божия, а убоявшись будут еще осторожнее и внима­тельнее на будущее время, сверх того они еще порадуются о постигшем его приличном наказании, как и в другом месте гово­рит: будет веселиться праведник, когда увидит отмщение (Пс.57, 11) *).

 

*) Слова Никиты: Убоятся по причини великости поражения, а посмеются из презрения к высокомерию подвергшегося сему. Это слово обращено и к Иуде, который по­надеялся на суетное богатство и на деньги предательства. По падении его апостолы сде­лались осторожнее, и смеялись, не радуясь погибели Иуды, но ругаясь сатане, который обманув одного, научил осторожности бесчисленное множество верующих. Афанасия: Когда истребляются нечестивые, праведники делаются осмотрительнее. Дидима: Самые благоговейнейшие, когда увидят кого либо падающим с высоты добродетели во зло, приходят в страх, чтобы самим не потерпеть того же.

 

9. И рекут: се человек, иже не положи Бога помощника себе. Праведники, говорит, скажут в рассуждении Доика: вот человек, который не имел в Боге помощ­ника себе: ибо, предав Авимелеха и не покрыв его, как не знавшего причины, по которой прибегнул к нему Давид, таким, го­ворю, образом этот несчастный вооружил против себя Бога, Защитника и Помощника обижаемых.

Но упова на множество богат­ства своего, и возможе суетою сво­ею. Так как пастух мулов Саула—Доик был богат, почему Давид и говорит, что он надеялся на богатство свое. Или богатством называет злонравие Доика, по которому и в начале псалма назвал его сильным. Суе­тою здесь наименовал тоже богатство *) Доика, как бесполезное и безнужное, потому что во время бедствия его оно нисколь­ко не помогло ему.

 

*) Слова Афанасия:приятнее было пре­дателю получить золото, нежели иметь помощником Иисуса (в изд. Своде).

 

10. Аз же яко маслина пло­довита в дому Божии. Здесь Да­вид пророчествует о себе, гово­ря, что хотя враги, которые злоумышляют против меня и истребляют целые города, не щадят никого; но я, на которого они злоумышляют, столь хорошо буду сбережен, что буду казать­ся одною из плодоноснейших маслин, которой плод не повреж­дается и это потому, что я насажден в доме Божием. Так и чувственная маслина сберегается, когда насаждена в саду. Или домом Божиим называет скинию, пророчествуя сим, что когда по­бедит Саула, он получит цар­ство, а вследствие сего будет иметь свои города и скинию *).

*) Красиво иносказательное толкование на сии слова, сделанное ГригориемНисским такое: Известно, что доставляет нам пло­дородная маслина своим соком, который вначале питая в плодах ее, бывает самый терпкий и горький, а потом чрез умягчение и возделывание получает свойство масла. Оно доставляет вещество для освещения, прекращение утомления, облегчение трудов, веселый вид голове и содействие законно подвизаю­щимся в борьбах. Итак, кто насажден, по словам Дидима, верою в доме церкви Божией, кто на подобие плодородной маслины укоренился, кто утвердил в себе постоян­ную и неподвижную твердь веры, кто возвысил посредством благодарности свою надеж­ду на елей милости Божией соразмерно беспредельности веков и таким образом стяжал уверенность и непоколебимость в надеждах до такой степени, что уже не изнемогает от распространения своих желаний (своей любви) соответственно непрерывному пространству веков; тот приносит плоды добродетели, облегчающие изнеможение от страстей и грехов и делающие нечувстви­тельными подъятые для нее труды и питающие свет познания. Таким образом очевидно он становится плодоносною маслиною, ни­когда не обнажаясь чрез потерю надежды, но всегда имея в себе спасительную веру цве­тущею; ибо в сем он будет уподобляться всегдашней юности сего древа и подражать плодородию его, подавая во всякое время обильный елей милостыни. Заметь при сем (говорит Eвceвий), что когда Давид говорил сие, находясь в бегстве от Саула, он не был ни в Иерусалиме, который Иудеи почи­тали домом Божиим,—ни в скинии, но пребывал в других местах; и однако ж он не сомневался признавать себя насажденным в доме Божием. Это потому, что он до­мом Божиим почитал благочестивую жизнь, принося по благой надежде плод бессмертной и вечной жизни.

 

Уповах на милость Божию во век и в век века. Я, говорит, надеялся не на богатство, или чью либо силу, как понадеялся упомянутый муло-пастух Доик, но на одну милость Божию, оказываемую тем, которых обижают, и надеюсь на милость Божию не в настоящем только веке, но и в будущем, когда будет суд и воздаяние по делам каждого *).

 

*) Слова Феодорита: Посему никто да не ослабевает, вступив в подвиги, но да подвизается и красуется в них, не только ожидая в будущем даруемых за подвиги венцов, но надеясь еще здесь увидать пленeние врагов своих.

 

11. Исповемся Тебе (буду сла­вить Тебя) во век, яко сотворил ecu. Буду, говорит, благодарить Тебя, Господи, всегда за то, что Ты сделал мне защиту, так полагает Феодорит, каковое до­полнение надобно сделать как подразумеваемое отвне. Это внутренний и сердечный голос, как воссылаемый от глубины души, почему и недостаточен в выражениях: ибо получающие от кого либо защиту, или помощь обыкно­венно произносят слова свои недостаточно, потому что великая радость, которою они исполнены, пресекает продолжение слов их. Посему то многие при виде наказания врагов своих говорят коротко: я видел, то есть, отмщение за меня, Ты произвел суд. Давид сказал вышеозначенное слово по предведению истребления, имевшего постигнуть злоумышлявших против него врагов его *).

*) Евсевий, слова: Ты сделал, изъясняет так: Не я, говорит, сделал себя плодонос­ного маслиною, но Ты; ибо благодать от Те­бя, посему я непрестанно буду признателен Тебе за сию благодать и буду прославлять Тебя. Слова Исихия: Сии слова относятся к Петру, вспомнившему о своем отречении, ко­торый, как плодоносная маслина в доме Божием, то есть, непрестанно стоял в веpе; хотя на краткое время и подвергся зною отречения, но не иссушен оным, потому что напоил корень слезами покаяния. За сие, говорит, буду славить Тебя, что Ты сделал. Что сделал? Милость, благость, сострадательность; что и отрекшегося сделал проповедником таинств, поставил твердым как столп того, который поколебался. А благо имя Иисуса не для Иудеев, ни для страждущих идолопоклонством, но для преподобных, оправдавшихся благодатью; у них-то имя Его благо. Ибо что лучше наименования— Иисус? Далее, буду ожидать с терпением; почему? потому что, кто претерпит до конца, тот спасется (в изд. Своде).

 

И терплю (буду с терпением ожидать) имя Твое, яко благо пред преподобными (для преподобных) Твоими. Я, говорит, буду ожидать Твоей, Господи, за­щиты. Здесь употреблено выражение растянутое: Давид по причи­не великого благоговения к Богу часто употреблял имя Божие вме­сто Бога. Это, говорит, я делаю потому, что имя Твое, то есть, ожидание помощи Твоей, добро и по­лезно для преданных, или посвятивших себя Тебе *).

 

*) Феодорита: Буду с терпением ожи­дать имени твоего, с великим усердием бу­ду пребывать в подвигах за Тебя... Благо, значит—человеколюбиво; для преподобных Твоих предстоит помощь твоя и Ты сохра­нишь подвизающихся за имя Твое. Слова Феодорита: Всегда, говорит, буду воспевать Тебя, Господи, за благодеяние Твое, всегда желая и ожидая вожделенного для знающих Тебя имени и получая происходящую от сего пользу. Ибо благо и прелюбезно имя Божие не для всех людей, но только для удостоив­шихся Богопознания.

 

Так изъясняется настоящий псалом буквально. Но и мы христиане можем произносить его против диавола, который всегда поступает беззаконно и злоумышляет против нас, чтобы нам быть переселенными и отделиться от тела Христова, то есть, до смерти. Жилище диавола есть надсматривание за нашим сердцем; а корень его есть твердость и по­стоянство, с которым он смущает нас различными помыс­лами. Но праведники увидят посрамление и низложение врага, после чего еще более будут бояться Бога, вспомоществующего боя­щимся Его. Под человеком мы должны представлять здесь диавола, как это мы объясним в 1-м ст. 55-го псалма. Так и прочие слова псалма мы должны изъяснять подобно сему в переносном смысле, смотря по приличию.

 

 


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 5; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты