Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


О людях




 

Так Валар сидели ныне за горами в покое, и никто, кроме Манвэ и Ульмо, даже не вспоминал об изгнанных нолдор. Дав свет Средиземью, они надолго оставили его без внимания, и владычество Моргота никем не оспаривалось кроме доблестных нолдор. Более всех думал о них Ульмо, к коему несли вести все земные воды.

 

При первом восходе Солнца младшие дети мира пробудились в земле Хильдориэн в срединной части Средиземья, за Великой Рекой и Внутренним Морем, в землях, о коих ни эльдар, ни авари ничего не знают; ибо пришло назначенное время - и первые дни, и долгое ожидание подошли к концу. Позже сила квэнди, что оставались во внутренних землях, уменьшилась, и началось их увядание; и самый воздух Средиземья отяжелел из-за дыхания роста и смерти. Ибо в то время все росло под новым солнцем, и центральные области Средиземья внезапно оделись буйными лесами с густой листвой, и жизнью кишели земля и вода. Но впервые Солнце взошло на Западе, и глаза пробудившихся людей глядели в ту сторону, и когда скитались они по земле, ноги часто несли их туда.

 

О людях* мало говорится в этих преданиях, ибо они касаются древних дней до расцвета смертных и увядания эльфов. Сказано здесь лишь об отцах людей, атанатарни, кои в первые годы сияния Луны и света Солнца пришли на север мира. В Хильдориэн не прибыл никто из Богов, дабы направлять людей или призвать их поселиться в Валиноре; и люди больше боялись Валар, чем любили их; и не понимали целей Сил, будучи в размолвке с ними и в разладе с миром.

* [Примечание к тексту]:В Валиноре их называли атани, но эльдар также звали их хильди, Следующие; отсюда и пошло название земли Хильдориэн, места их пробуждения. И множество других имен дали им эльфы: энгвар – Болезненные, и фиримор – Смертные; и называли их Захватчиками, Незнакомцами, Непостижимыми, Проклявшими Себя, Тяжкорукими, Боящимися Ночи, Детьми Солнца.

 

Ульмо, тем не менее, думал о них, помогая замыслу и воле Манвэ; и послания Ульмо часто приходили к людям в струях вод. Но не были люди искусны в таких умениях, и еще менее – в те дни, когда они еще не общались с эльфами. Поэтому люди любили воду, она волновала их сердца, но языка ее они не понимали. Все же говорится, что вскоре они повстречались во многих краях с Темными Эльфами и подружились с ними. И Темные Эльфы научили их речи и многим другим вещам; и в детстве своем люди стали товарищами и учениками этого древнего народа, эльфов-странников, которые не нашли пути в Валинор, и для которых Валар были лишь слухами и далекими именами.

 

Незадолго до этого Моргот вернулся в Средиземье, но власть его еще не распространилась на дальние земли, и более того, ее удерживало внезапное появление великого света. Поэтому в те времена мало опасностей таили равнины и холмы; и появились там новые растения, прекрасные и юные, уже давно задуманные Йаванной и посеянные во тьме, и ныне, наконец, они начали выпускать почки и цвести. На запад, север и юг пришли дети людей во время своих странствий, и радость их была радостью утра до того, как высохнет роса, когда каждый лист еще зелен.

 

Но рассвет всегда краток, а день часто обманывает его обещание; и ныне подошло время великих войн сил севера, когда нолдор, синдар и люди сражались с полчищами Моргота Бауглира и были разбиты. К этому концу неустанными трудами привели хитро сплетенная ложь Моргота, что посеял он в древности, и сеял вновь среди своих врагов, и проклятие, что произошло от битвы в Альквалондэ, и клятва Фэанора: величайший вред принесло все это эльфам и людям. Здесь рассказана лишь часть того, что происходило в те дни, и более всего говорится здесь о нолдор, и о Сильмарилях, и о смертных, что разделили судьбу нолдор. В те дни эльфы и люди были одинаковы по сложению и физической силе; но эльфы были одарены большей мудростью, и умением, и красой; и те, кто жил в Валиноре и зрел там Богов, столь же превосходили в этом Темных Эльфов, сколь те превосходили смертных людей. Только в Дориате, чья королева Мэлиан происходила из родичей Валар, синдар могли равняться с калаквэнди из Благословенного Королевства. Бессмертны были эльфы, и мудрость их росла с годами, и ни болезнь, ни мор не несли им смерти. Но все же тела их были из земной материи и могли быть разрушены, и в те дни они больше походили на тела людей и на земную плоть, ибо еще не так долго населял их огненный дух, что сжигает со временем тела эльфов. Поэтому эльфы могли погибнуть от стихийных бедствий мира, и камень, и вода несли им смерть, и их можно было убить даже оружием смертных людей. А вне Валинора вкусили эльфы горькой печали, и некоторые из них угасали от скорби, исчезая с лица земли. Такова была мера их смертности, предсказанная в Пророчестве Мандоса в Арамане. Но если эльфы были убиты или умирали от горя, то не покидали мир. Их души возвращались в Валинор, входили в Чертоги Мандоса и там ожидали дни или годы, иногда и тысячелетие, согласно воле Мандоса и их заслугам. Оттуда они, в конце концов, выходили на свободу либо как духи, воплощаясь в тела согласно собственному желанию подобно меньшему народу божественной расы; либо, как говорят, иногда вновь рождаясь как дети, и так древняя мудрость народа эльфов не исчезает и не уменьшается.

 

Люди были более хрупкими, и легче их убивали оружие или несчастный случай, а исцелялись они тяжелее; их мучили болезни и многие недомогания; они старели и умирали. Что может случиться с ними после смерти, эльфы не знают. Некоторые говорят, что люди тоже уходят в Чертоги Мандоса; но их место ожидания не то, что у эльфов; и из тех, кто подвластен Илуватару, лишь Мандос да Манвэ знают, куда они отправляются после того, как собираются на время в молчаливых чертогах у Внешнего Моря. Они не возрождаются на земле, и никто не возвращался из залов мертвых кроме Берена, сына Барахира, чья рука касалась Сильмариля; но он не говорил после этого со смертными. Судьба людей после смерти, возможно, не подвластна Валар, и не все было предсказано в Музыке Айнур.

 

В поздние дни, когда из-за победы Моргота эльфы и люди отстранились друг от друга (чего он и желал более всего), те из эльфов, что все еще жили в Средиземье, угасли и истаяли, а люди захватили солнечный свет. Тогда квэнди стали бродить в пустынных местах великих земель и островов, и полюбили они лунный и звездный свет, леса и пещеры, став тенями и воспоминаниями, как и те, кто так и не бывал на Западе, и исчезли они из Средиземья, как о том будет рассказано позже. Но на рассвете времен эльфы и люди были союзниками и считали друг друга родичами, и среди людей были такие, что учились у эльдар мудрости, и стали великими, доблестными и прославленными среди витязей нолдор. Славу и красу эльфов, и их судьбу разделили в полной мере прекрасные потомки союзов эльфов и смертных – Эарендэль и Эльвинг, и Эльронд, их дитя.

 

Источник: «The History of Middle-earth», Volume V, «Quenta Silmarillion», pp.245-247

Исправления и добавления синим цветом: «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Later Quenta Silmarillion», pp.173-175

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты