Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Руководство к месмеризации.




Ознакомившись с предварительными указаниями, признанными необходимыми всеми лучшими магне­тизерами, мы теперь ознакомимся и со способами лечения с их точки зрения. Разъяснение же истинной сущности этого «лечебного магнетизма» мы найдем во второй части прилагаемой книги.

Магнетизеры уверяют, что воздействие опера­тора заключается в перенесении живущих в операторе магнетических сил на пациента и что это

 

 

 

20

 

перенесение может быть произведено четырьмя раз­ными манипуляциями, именно:

1. Поглаживание (пассы),

2. лучеиспускание, — источение силы,

3. возложение рук и

4. дуновение.

Уверяют также в возможности перенесения магнетической силы при помощи взгляда. Одно это обстоятельство устанавливает гипнотическую природу месмеризма. В обаятельной силе человеческого взора скрывается тайнавлияния некоторых лично­стей, засвидетельствованная с незапамятных времен. В нем есть то несомненное психическое воздействие, внушение, поражающее неожиданно, кото­рое, безусловно подчиняет себе волю иных людей и ведет к своего рода гипнотическому состоянию. Но магнетический эффект, проявляющийся лишь при соблюдении необычайно трудных условий и при том в минимальных размерах, в человеческом теле слишком слаб, чтобы быть фактором, вызывающим к жизни описываемый явления. Также дело обстоит и со всеми названными манипуляциями (от 1до4).

Согласиться приходится лишь с одним твердо установленным фактором, что сила оператора путем частого повторения опытов воздействия раз­вивается въ размерах и становится на более высокую ступень. Равным образом и пациент при повторных опытах становится восприимчивее к жела­тельному воздействию. Это всегда идет рука об руку с развитием уверенности в себе и своих силах, а с нею вместе — энергии и силы воли. Но последняя в известной степени зависит от силы нервов, а развитие этой последней находится в прямой связи с абсолютным душевным спокойствием, здоровьем и гармоническим состоянием организма. Обладающий всем этим оператор, при разумном образе действий и частых опытах, сумеет развить свои нервные силы до

 

21

 

необычайных размеров и использовать этот избыток, чрезвы­чайно похожий на магнетическое лучеиспускание, в интересах больного.

Наоборот приверженцы лечебного магнетизма видят в перечисленных манипуляциях истечение, в буквальном смысле этого слова, магнетического флюида (жидкости) и присоединяют к ним следующее теоретическое объяснение.

1. Поглаживание (пассы). Месмер в 1772 году при поглаживании магнитом наблюдал ряд странных явлений и благоприятное воздействие на органы человеческого тела. Но еще больший эффект проя­вился при поглаживаниях голой рукой. На этом основании сам он и адепты его учения установили следующую последовательность в этой манипуляции, доказывая полезность и силу действия ея.

Месмерические пассы могут быть длительные и короткие, сопровождаться (или лучше обходиться без) прикосновениями к телу. При этом соблю­даются различный направления:

а) вниз,

b) вверх,

с) в стороны.

а) Пассы вниз при более продолжительном применении вызывают сон и производятся следующим образом. Оператор подымает руки на высоту около 10 сантм. над головой пациента, растопыривает немного согнутые пальцы, внутренней стороной книзу и ведет их от лица по груди вниз до колен, а затем до пола. У легко возбуждающихся субъектов пассы надо начинать от плеч. Руки двигать на 1-2 сантм. от тела.

b) Пассы вверх вызывают пробуждение и про­изводятся точно также, как пассы вниз, но только начинают их снизу и заканчиваюсь под головой. Внутренняя сторона тут обращена кверху.

с) Пассы в стороны делаются для распространения области магнетизма. Руки, помещенный против области желудка пациента, складываются так, чтобы

 

 

22

 

тыльные частирук соприкасались и тогда производят пассы в стороны.

При производстве пассов необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы руки оператора никогда не возвращались в первоначальное положение по старому пути. Этим можно уничтожить до­стигаемый эффект и в течение долгих часов опе­рировать без успеха. При пассах вниз руку надо «заключить» и, отведя дугообразно въ сторону, снова перенести поверх головы пациента. Там ее снова «открывают» и начинают манипуляцию сначала.

При пассах вверх, доведя руки до верху, руки надо опять таки заключить и по-прежнему дугообразно свести вниз.

Большое значение при этой операции имеет грациозность оператора, мягкость его движений; в противном случай у пациента может исчезнуть доверие, необходимое условие для успешности опыта.

Для достижения ловкости въ этом отношении рекомендуется следующее упражнение.

Надо поставить по средине комнаты стул, пред­ставить себе, что пациент сидит на нем, стать перед ним и проделать весь ряд пассов описанным способом, в продолжение от 10 мин. до получаса, вообще тот промежуток времени, въ течение которого считают себя способным источать магнетический флюид.

Раз пациент налицо, пассы должны производить­ся с твердой волей погрузить пациента в сон. Как мы уже говорили, собственная твердая воля оператора является наиболее могучим средством и единствен­ной почвой всех других воздействий на пути достижения погружения пациента в месмерическое состояние.

По мнению адептов лечебного магнетизма необхо­димо при его применении особенно тщательно следить за тем, чтобы при пассах левая рука действовала на правую сторону пациента и обратно; это правило предписывается из того соображения, что, по обще-известному физическому закону, одноименные полюсы

 

 

23

враждебны, т. е. взаимно отталкиваются. Сообразно с этим, на спину пациента надо действовать со скре­щенными руками. Последнее рекомендуется и для самолечения, при котором еще более надо концен­трировать личную волю.

2.Источение силы,(лучеиспускание) применяется преимущественно при местном лечении и при опухолях, для их уничтожения, и т. д. Для этой цели растопыривают пальцы и держать их более или менее продолжительное время перед местом, под­вергающимся лечению. При головной боли правую руку растопыривают против места, где располо­жено сердце, а левую растопыривают на лбу так, чтобы большой палец лег на переносицу (на корень носа). При боли в ногах или нижней полости жи­вота источение флюида достигается нажиманием ру­ками обнаженных подошв пациента, что при различии полов оперирующих производить благоприятное впечатление теплого потока, проникающего все тело. Концы пальцев всегда (и особенно въ приподнятом кверху положении) обладают сильнейшей способностью источение силы (флюида) и с успехом применяется во время сильных зубных болей, ког­да содействуют утолению последних.

3. Возложение рук.— Оно является древнейшей формой применения месмеризма. Во многих местах Св. Писания мы встречаем описания излечений от возложения рук. Матери непроизвольно, инстинктивно применяют этот способ к своим детям как способ облегчения боли, средство успокоения последней. Эту манипуляцию мы рекомендуем всем начинающим операторам, как средство достижения хотя бы и неособенное крупных результатов. Эта манипуляция не нуждается в разъяснениях.

4. Дуновение. — При сильных головных болях дуют с правой стороны лба к левой, при красноте лица слегка подувают воспаленные места, а во время мозговых воспалений неоднократно достигались

 

 

24

 

наилучшие результаты при помощи истечения флюида въ дуновении. В этой манипуляции различаются два сорта дуновения:

а) горячее дуновение, подлинное источение флюида, при склонности ко сну усиливающее его. Для этой цели медленно набирают воздух в легкие, по возможности больше его там задерживают и медленно выпускают сквозь полузакрытые губы;

b) холодное дуновение пробуждает погруженного в месмерический сон и употребляется с тою же целью в гипнотизме. Оно производится тоже сквозь полузакрытые губы предварительно набранным воздухом.

Желающие ознакомиться с разнообразными степенями месмерического состояния благоволят обра­титься к части, описывающей гипнотизм, в виду совершенной тождественности тех и других явлений: анестезии, каталепсии, ясновидения и т. д. Это обстоятельство также содействует опровержению мнения верящих в самостоятельность месмеризма и животного магнетизма.

Какая из этих форм наиболее пригодна для каждого отдельного случая и индивидуальности оператора, заранее сказать нельзя и можно лишь прийти к известным выводам путем практики, которая у каждого оператора с течением времени принимает характер определенной системы.

 

4. Применение.

Оператор садится напротив пациента, обращенного лицом к югу, и, приказав ему положить руки на колени, берет их. Если пациент лежит в постели, надо сесть с его правой стороны. Руки надо держать спокойно минут 10—15. При этом может ощущаться легкое покалывание, сокращение мускулов рук и прочих частей тела. С этого приема лучше начинать всякое лечение, в виду того, что он, прежде всего,

 

— 25 —

подчиняет весь организм равномерному влиянию оператора. У лиц, склонных к сомнамбулизму, уже сразу замечается неко­торое изменение во взоре или даже сразу наступает сон. Тогда оператору просто надо, для окончательного погружения пациента в месмерическое состояние, пустить в ход пассы сверху вниз. У других не­обходимы (для той же цели) те же пассы, но длитель­ностью каждый около 30 секунд. Перед и во время лечения полезно также прибегнуть к внушению и тем более в случаях, наводящих сомнете в успешности. Для этой цели необходимо потребовать от пациента, чтобы он ни о чем постороннем не думал, и удалить из его головы всякий страх и не­доверие. С лицом, убежденным в силе влияния магнетизера, питающим полное доверие к нему са­мому и его силе и охотно подчиняющимся его распоряжениям, операторе почти застраховано от неудач.

Но и оператору необходимо сконцентрировать всю свою волю на том, чтобы подчинить пациента своему влиянию, и от этой концентрации уклонений не допускается.

Местное поглаживание является ни чем иным, как месмеризацией в связи с легким массажем и применение его показано при местных заболеваниях, опухолях, параличах и т. д. Но поглаживания должны производится не всей рукой, а лишь концами пальцев, которые надо предварительно на­тереть чем-нибудь жирным. Дело в том, что концы пальцев, по мнению магнетизеров, являются средоточием наибольшего источения флюида.

Со временем можно дойти до воздействия на расстоянии, которое применяется там, где непосредственное воздействие вызывает чрезмерное возбуж­дение. Хотя этого сорта воздействия гораздо проще отнести к следствиям, после гипнотического внушения (о последнем ниже). Но и при этом не исключается возможность перенесения силы анимистически — сомнамбулического характера.

 

— 26 —

К числу проявлений воздействия на расстоянии относится и так называемая магнетизация неодушевленных предметов. Ниже мы даем несколько ука­заний, как она применяется и понимается адептами лечебного магнетизма.

Для магнетизации воды, сосуд с нею (стакан, бутылку и т. д.) ставят на ладонь левой руки, и слегка поводя растопыренными пальцами правой с верху вниз, как выше указано при пассах (а). Затем поводят всей рукой вниз и старательно закрывают сосуд или закупоривают бутылку. Нельзя касаться сосуда голыми руками, а надо его обвернуть бумагой и поставить в прохладное тем­ное место. Равным образом, посредством дуновения можно намагнетизировать: вату, бисквиты, древес­ный уголь, части одежды и т. д. и для сохранения этих предметов руководствоваться теми же правилами, как для сохранения намагнетизированной воды.

Если, при вышеописанном опыте, пациент по­грузится в сон, то, или надо предоставить ему спокойно выспаться или пробудить его пассами кверху (b) или дуновением. Лучше же всего в первой стадии сна задать ему самому вопрос, какой из способов он признает для себя наиболее желательным. Вообще при наступлении сна пациенту полезно задать ряд вопросов, касающихся его лечения, в виду обострения человеческих чувств в эти моменты почти до степени ясновидения. Например, можно спросить: является ли избранный метод наилучшим. В случае отрицательного ответа, ка­кой же он (пациент) считает наиболее пригодным, и часто пациент может дать оператору чрез­вычайно ценные указания. Но часто может быть, что ответы будут и нелепы.

Вначале, раз пациент усыплен, оператор не должен покидать его одного. Позже это делать можно, но не иначе, как с согласия пациента и раз он не проявляет беспокойства.

Во время сна к пациенту может прикасаться

 

 

— 27 —

лишь оператор, так как прикосновение третьего лица может вызвать у пациента судороги.

Неопытному оператору нечего пугаться таких судорог, имеющих место очень часто, наоборот надо всячески стараться сохранить самообладание, потому что чувство страха и потеря уверенности в себе тотчас же переходят на пациента и не только не облегчают его состояния, но могут довести его до критического положения.

В месмерическом состоянии деятельность всех чувств временно повышается, и при том крайне оригинально; так, напр., пациент слышит лишь через посредство своего оператора и совершенно глух ко всем звукам со стороны других, раз оператор не разрешил ему их воспринимать. Раз оператор начнет касаться френологических центров, то у пациента вовремя его сна может поя­виться ряд самых необычайных представлений и впечатлений весьма жизненного характера.

Пробуждение от месмерического состояния не раз доставляло не мало хлопот магнетизерам. Но по большей части последние сами в этом вино­ваты. Ведь если пациент впал в сон, это является признаком кризиса и усыпленный проснется сам собой, хотя бы сон продолжался и несколько дней, и даже почувствует свои силы освежившимися. Если нельзя почему-либо или вообще не желательно допустить сна любой продолжительности, надо пу­стить в ход уже названные средства, пассы вверх (b) или холодное дуновение. Но, как уже сказано, необходимо хранить самообладание и никоим образом не допускать третьих лиц в соприкосновение с усыпленным, во избежание возникновения так называемого перекрестного месмеризма, еще более затрудняющего пробуждение пациента.

Бывали случаи невозможности пробудить, иной раз даже по истечении трехдневного сна пациента. Правда, такие случаи редкость, но они не должны приводить оператора в отчаяние. Ему остается спокойно

 

— 28 —

 

спросить у пациента, какой образ действия ре­комендуется, или просто не волнуясь ожидать грядущих явлений. По истечении определенного проме­жутка времени припадок сна прекратится сам собой.

Магнетизер Джон Джемс в своей книге о магнетизме (Лондон, 1869) рассказывает, что он магнетизировал одну истеричную даму, которая так глубоко заснула, что даже по прошествии 72 часов ее ничем нельзя было воротить к бодрствующему состояние. Наконец, он задал вопрос самой усыпленной, что надо сделать для ея пробуждения. Она отвечала: «Поставь с собой рядом ведро холодной воды и через час окати меня из него с головы до ног». Это и было сделано, и она проснулась в вожделенном здравии.

Во избежание применения всеми неопытными силы им недостаточно знакомой, позволим себе привести, факт, описанный Джемсом Котсом (Глазго), в книге «Home to mesmerise».

«Несколько лет тому назад я прибыл на ряд лекций с демонстрациями в Ливерпуль. В числе посетителей моих лекций оказался житель Бутля со своим семейством. По возвращении домой он вздумал, шутки ради, попытать силы в виденном.

«Ему удалось погрузить своего лакея в сон, и магнетизер был вне себя от восторга.

«Что касается до пробуждения, то оказалось, что он позабыл мои манипуляции.

«Это его поразило, и он взволновался. Одни советовали ему одно, другие — другое, он всему следовал, но бедняге пациенту от каждого опыта стано­вилось все хуже и хуже. К самому носу ему под­носили пахучую соль, окатывали с ног до головы холодной водой, щипали, и били, но все попытки были тщетны. Бедняга стонал и проявлял непонятное волнение.

«Наконец послали за мной, с трудом меня разыскали, и в четыре часа утра я явился в дом названного лица.

 

— 29—

 

«Я сразу сообразил, в чем дело и месмеризовал слугу следующим образом: все те, кто при­касался к нему, должны были дать друг другу руки и образовать цепь. Господин, первый месмеризировавший слугу, взял его левую руку, а я заклю­чил цепь, взявши пациента за правую.

«Я приказал соблюдать спокойствие и объяснил весь риск подобных опытов, так как продол­жаю считать его и до сих пор примером опасного перекрестного месмеризма.

«Восстановлением цепи мне удалось успокоить пациента и подчинить его всецело своему влиянию

«Через пятнадцать минут я распустил цепь, перешел в непосредственное сношение с пациентом и освободил его от месмерического состояния.

«Господин из Бутля не забыл моего урока, начал у меня заниматься и стал впоследствии знаменитым магнетизером».

Если после пробуждении от сна (месмерического) глаза будут несколько упорно пристальны, то нужно еще раз применить холодное дуновение, в лоб, в область переносья (носового корня) или потереть брови большими пальцами в направлении к середине их

Всякая утомленность или упорная пристальность взгляда и органов тела немедленно прекратится.

Сон в его высшей стадии является одним из замечательнейших явлений и до сих пор продолжает иметь для всех изучавших или только ознакомившихся с ним — чрезвычайно загадочную природу.

Дело в том, что в неподвижном, лежащем с закрытыми глазами теле, по-видимому, появляется новый неведомый дух. Уста говорят странным изменившимся голосом, говорить зачастую о предметах, далеко превосходящих обыкновенный горизонт субъекта и часто поражающих пророческим

 

 

— 30 —

мнение многих серьезных исследователей, что дух и душа при известных условиях могут отделяться от прикованного к земле тела!

Но со стороны признанных жрецов науки отрицание доказанных фактов уже является намеренной ложью!

5. Месмеризм, как метод леченья.

 

Месмеризм, почитаемый и признаваемый не малым числом научно образованных личностей, несмотря на то, что его почва и сущность ускользают от научного определения, все-таки является чрезвычайно сильным средством лечения (как это уже неоднократно доказано). Сфера влияния применяющих его магнетизеров, несмотря на все клеветы о их шарлатанстве, все-таки очень широка и применение бывает очень полезным, (несмотря на некоторые случаи неудач, без которых разумеется обойтись невозможно). Эти последние случаи отнюдь не суживают сферы его действий, а наоборот пол­ная безвредность и безопасность его еще сильнее ее расширяет.

При удаче совершенно безразлично, отнести ее на счет месмеризма или какой другой животворной силы. Но малейшая надежда на успех уже оправдывает применение месмеризма. Она же оправдывает и нас при изложении этой спорной темы.

Польза возложения рук, в которой можно убедиться на опыте (из воспоминаний, рассказов, личных впечатлений и т. д.) проявляет уже первую степень лечебного магнетизма. Дитя приходит из школы с шишкой на лбу. Мать кладет ему руку и боль становиться меньше. Жар становится легче, больной успокаивается, если симпатичная ему личность положит свою руку ему на лоб. Кто из нас не припомнит подобных же фактов, доказывающих существование лечебного магнетизма и месме­ризма.

 

— 31 —

Нельзя дать лишь определенных правил, как надо лечить каждого данного больного. Один слу­чай резко отличается от другого и часто приходится считаться с психическими особенностями, с воображением больного. Но все-таки есть положение, уже ставшие неоспоримыми:

При местных заболеваниях — ранах, нарывах, опухолях и т. д. — надо наложить руки или на самое больное место или по возможности ближе к нему и делать пассы вниз (а). Если наложение рук вызывает боль, то почти с полной уверенностью можно сказать, что лечение удается, и если не удается устра­нить вполне болевые ощущения, то все-таки насту­пить большое облегчение.

Если, например, боль сосредоточивается в предплечье, то ее нужно как бы вытягивать из локтя. Пассы надо начать выше раны, затем легко проводят рукой над раной (или больным местом), ведут до локтя и там производят так называемые длительные пассы. Тут, как и во всех других случаях, главное сосредоточить свою волю на исцелении. Конечно, если мы обратимся к выше­приведенному примеру, и одно искреннее желание облегчить боль своего ребенка может обратиться в целительную силу, проявившуюся на нем.

Необходимое замечание: раз оператор коснулся пациента подобным способом или вообще применил этот метод лечения, руки необходимо вымыть хо­лодной водой или вообще их стряхнуть, как будто к ним что-то прилипло. Замечено, что при этом методе лечения оператор может захватить болезнетворное начало, а при этих мерах предосторож­ности по крайней мере охранить себя от возможно­сти заражения.

Маленький опыт покажет, что надо делать в каждом отдельном случае. Раз хотят лечить су­дороги, усталость, отсутствие аппетита, нервное расстройство, простуду, лихорадку, боли лица, ревматизм, бессонницу, сердцебиение, головокружение и

 

— 32 —

 

т. д. довольно обыкновенных пассов, с твердым желанием помочь.

Искреннее желание помочь — половина пути к исцелению, но пациент должен быть уверен, что помочь ему можно.

Если одни пассы не помогают, надо усыпить пациента и часто случается, что для излечения оказывается достаточным одного сеанса.

Если собираются проделать небольшие операции, как напр. разрез (при вереде), вытащить осколок стекла и т. д., совершенно не нужно погружать па­циента в сон, но только нужно сделать нечувстви­тельной, анестезировать больную часть тела (напр., руку) при помощи пассов вниз (а).

При более серьезных случаях необходимо более серьезное лечение.

Если пациент страдает отсутствием аппетита, ему в месмерическом состоянии внушается силь­ный голод. По пробуждении он будет испыты­вать его и есть с большим аппетитом.

Если первый опыт не даст успеха, его надо повторить.

Если пациент страдает судорогами, каталепсией (столбняком), припадками сонливости, головокру­жениями и т. д., надо запретить, в месмерическом сне, повторение припадков.

Очень полезно следовать указаниям пациента (в месмерическом состоянии), что собственно нужно для его исцеления, хотя бы эти предписания порой и казались нелепостью и даже вредными. Дело в том, что не было еще случая, чтобы пациент указал средство, которое бы приносило ему вред.

Наоборот, раз пациент убежден, что определенное средство ему поможет, можно ручаться, что так и будет.

Часто многие внушают себе убеждение, что они больные, и это бывают самые упорные болезни, перед лицом которых даже бессильна власть врача. Такие болезни обыкновенно излечиваются путем внушения,

 

— 33 —

но последнее средство в обыкновенном состоянии не применимо и потому прихо­дится обращаться к месмеризму.

В том, что сила воображения проявляет не­обычайно мощное воздействие на человека, мы можем найти массу примеров в повседневной жизни. Вот один из примеров: одно лицо, страдавшее

 

 

Оператору надо для окончательного погружения

пациентку в месмерическое состояние, пустить в

ход пассы сверху вниз. См. стр. 24.

 

 

бессонницей, за отсутствием обычного сонного по­рошка, получало стакан молока с сахаром, не зная о том, что порошка там нет. Тем не менее, каждый раз после молока, особа эта погружалась в продолжительный, спокойный и освежающий сон к искренней радости близких.

А если воображение способно творить такие чу­деса, то отчего не воспользоваться им как сред­ством лечения?

 

— 34 —

 

Общеизвестен анекдот, как врач прописал женщине, жаловавшейся на колотья в боку, рецепт и отдал ей со словами: «это надо приложить к тому месту, где больно». При встрече с нею, последняя сообщает, что средство помогло. Затем выяснилось, что больная приложила не прописан­ный пластырь, а просто рецепт к больному месту; она вообразила, что это помогает — и средство по­могло.

Действительно, часто достигают необычайно успешных результатов при помощи месмеризованных бинтов, колец, перчаток и пр.

Для дальнейшего объяснения мы приведем несколько примеров из книги Джемса Котса, кото­рую горячо рекомендуем всем, обладающим знанием английского языка.

Так, напр.: «Я магнетизировал, — пишет он, — полотно и бумагу для пациентов с весьма удовлетворительным успехом и вот один из примеров:

«Мистер Дж. Н., купец из Сторнвея, явился ко мне в Ливерпуль от имени своего отца, ста­рика, страдавшего бессонницей, следствием как забот, так и значительного возраста,

«Все средства наилучшего ухода и медицины были пущены в ход, но безрезультатно. В конце концов обратились за советом ко мне. Я намагнетизировал кусок фланели с намереньем вы­звать сон. Мистер Дж. Н. взял его с собой, дома его вшили в белье больного старика, не сооб­щая об этом последнему. При перемене белья на ночь, больной надел его и спустя четверть часа погрузился в сон, длившийся девять часов».

Далее Котс сообщает:

«В 1888 году я был в Гласго и пользовал там одного господина. По делам он часто переезжал через море и теперь, по болезни, ему опять пришлось ехать в Шотландию. Вскоре по приезде он заболел и притом

 

 

— 35 —

так серьезно, что, казалось, дни его сочтены, Все методы, и средства медицины были безрезультатны, не помогли и вспрыскивания сильно действующих средств. Наоборот, они уве­личивали страдания. отнюдь не принося желанного облегчения.

«По приглашение семейнаго врача я заинтересо­вался этим случаем. Познакомившись с ним, узнал, что пациент в течение шести недель или очень мало, или совсем не спал.

«Я начал лечение в 10 час. вечера, а в 11 час. пациент уже погрузился в глубокий сон.

«После двухнедельного курса, пациент, приговоренный уже к смерти, встал с постели, и к радости близких, совершал небольшие прогулки».

Вышеприведенные сообщения отнюдь не являются выдумками или преувеличениями фактов действительной жизни, наоборот, они вполне беспристрастны, как и сообщения об исцелениях, следствиях так называемых симпатических средств. Как тут, так и там дело не обходится без участия таинственных сил природы, какое бы имя им ни давали. Но существование их уже установлено наукою, а сущность отчасти исследована.

В этой части оставлены в стороне научные основания, мы рассматривали месмеризм лишь как существующее учение и, главным образом, как метод лечения, остановившись на нем, как на первой ступени той важной области человеческого знания, которой мы посвящаем вторую часть.

 

 

______________

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Г И П И О Т И З М .

I. Общая часть.

 

Сущность гипнотизма довольно близко сходна с сущностью месмеризма. В определении различий между ними мы будем следовать воззрениям творца этого учения, д-ра Джемса Брайда (Манчестер), который видит их в самом воздействии: с одной стороны — упорная фиксация взгляда и оттуда подчи­ненное состояние (гипнотизм), и перенесение магнетического флюида и оттуда месмерический сон (месмеризм).

Мы это определение принимаем в более обшир­ном смысле и причисляем к гипнотизму также и обширную область внушения, и разнообразнейшие явления подчинения духа и воли.

Гипнотизм сам по себе является искусственно вызванным состоянием мозговых центров, регулируемых взглядом и голосом оператора, — состоянием при котором отсутствует всякое проявление собственной воли пациента. Гипнотизм основывается на присущей каждому человеку способности, в мень­шей или большей степени, подчиняться мыслям и желаниям другого лица в такой мере, что он принимает эти мысли и желания за возникшие в нем самом и свое «я» вполне, отождествляет с личностью воздействующего на него лица. Эту-то способность, присущую каждому здоровому человеку,

— 37 —

 

и называют податливостью внушению, а самого человека — податливым (суггестивным).

При применении гипнотизма, при наличности по­датливости внушению, прежде всего, необходимо со­блюдение уже указанного в главе о месмеризме условия: пациент должен располагать способностью сосредоточения воли и внимания. Далее, гипнотизер должен обладать импонирующей внешностью и способностью внушить веру в свои гипнотические силы и, наконец, быть проникнутым верой в самого себя и действительность своего метода лечения.

Гипноз охватывает сферу почти неограниченных размеров и способен предоставить гипноти­зеру такое владычество над человеческим телом, которое переходить пределы мыслимого. При по­мощи его можно вызывать, ускорять и задерживать любые представления фантазии, можно изменять подвижность органов и членов тела вплоть до каталептического состояния окоченелости или гибкости, вызывать при помощи приказания или требованием подражания самые разнообразные и сложные вывихи и положения органов и членов, бредовые предста­вления, обманы чувств, приподнимать деятельность памяти по отношению к происходившему в состоянии гипноза и, наконец, гипнотизируемому можно внушить ряд действий, имеющих быть совершен­ными после пробуждения из гипноза. Последнее носить имя послегипнотического внушения.

По воззрениям современной науки гипнотизм и внушение одно и то же. Мы же можем указать ина существующее между ними различие, — гипнотизм есть состояние организма, а внушение — причина, его вызывающая, стало быть — воздействие и воздействую­щая сила.

Д-р Бернгейм так определяет гипнотизм:

«Мозг регулируешь все функции организма. Все органы через посредство нервных волокон свя­заны с определенными психическими мозговыми клеточками. Каждая психическая клеточка, подвергаясь влиянию

 

— 38 —

представления, передает это воздействие нервам, а эти последние должны обратить идею в действительность. Таким образом, всякое представление, воспринятое мозгом, имеет стре­мление обратиться в действие. Так, например, если я скажу кому-нибудь: «встаньте», то этот кто-то встанет или будет стараться встать. Даже если выступит на сцену рассуждение и нейтрализует его первое представление, если помешает его соб­ственная воля, первое, невольное, рефлекторное дви­жение укажет на стремление встать, и если бы было возможно изобразить графически все мускульные движения данного лица, то мы увидали бы кривую, первое направление которой отвечало бы указанному движению, но в тот момент, когда его готовы были выполнить, это движение было подавлено волей субъекта. Представление стало движением или проявило тенденцию стать им.

«Если я скажу: «у вас на лбу сидит оса», то субъект начнет испытывать более или менее резко выраженное ощущение зуда. Представление стало ощущением.

«Я скажу: «вот бежит собака», в мозгу субъекта появится образ собаки и проявит тенденцию пред­ставится его взору. Представление имеет тенденцию воплотиться в образ.

«Каждое воспринятое мозгом представление есть суггестия — внушение. Каждая суггестия имеет стремление реализироваться. Человек поддается внушению. Но обыкновенно эта податливость внушению, это стремление мозга воплотить воспринятое предста­вление, ограничивается при посредстве высших сил мозга, рассудка, внимания и рассудительности, составляющих контрольный аппарат мозга. Он-то и действует, тормозя или разъединяя суггестию. Представление, которое я стремлюсь внушить, не вос­принимается. Или оно воспринято, но действие, в которое оно должно обратиться — движение (вставание), ощущение (зуд), образ (фигура собаки), —

 

— 39 —

хотя и возникает в сознании, но не в полном объеме Рассудок образует противовес воображению и автоматической деятельности мозга. Все, понижаю­щее и ослабляющее контроль мозга повышает податливость внушению, т. е. облегчает мозгу восприятие и реализацию представления.

«Таково действие естественного сна. Контрольный аппарат тогда бездействует и, наоборот, безгра­нично царить фантазия. Сны являются преобразованием впечатлений и идей вне всякого порядка и связи; это ряд образов, вызванных к жизни растительною жизнью человека и силою фантазии. Нет рассудка, чтобы наблюдать за порядком. Легко доказать, насколько мозг, лишенный во сне инициативы, легко поддается внушению. Положим, я нахожу субъекта в естественном сне. Если я с ним осторожно заговорю, порою удается, не пробу­ждая от сна, вести разговор и получать ответы от спящего. Я подымаю его руку и держу ее несколько секунд кверху. Она остается в этом по­ложении. Это уже каталепсия, т. е. фиксация подчи­нения руки, объясняется отсутствием инициативы у спящего. Он сохраняет вытянутое положение руки, как хранит внушенное представление.

«У многих заснувших можно вызвать анестезию и анальгезию словами: «ваша кожа нечувстви­тельна». Если я скажу: «вот лает собака», может реализироваться галлюцинация слуха. Это — внушенный сон. Если скажу человеку в состоянии есте­ственного сна: «встаньте, ходите, работайте», то могу добиться, что он встанет и пойдет работать, иначе сказать, я обращаю его в активного сомнамбула.

«Повторяю, что всего этого можно достигнуть у многих людей в состоянии естественного сна, при помощи естественной податливости внушению, физиологически повышающейся во время сна. Это не были проявления гипнотизма, не было выходящее из нормы состояние. Я лишь демонстрировал проявле­ния податливости внушению, показал насколько они

 

 

— 40 —

 

различны в своей интенсивности, свойственны естественному сну.

«Те же самые проявления, ту же самую повышенную податливость внушению я стремлюсь вызвать у бодрствующего человека тем, что вызываю у него представление о сне, что я отвлекаю его мозг от впечатлений внешнего окружающего мира, тем уси­ливаю внушенное представление и ослабляю кон­троль мозга при помощи слова, т. е. внушения. Тогда объект опыта выказывает податливость внушению, как во время естественная сна: превращение внушенного представления в движение, ощущение, образ или действие облегчается. Этим путем я могу по­будить мозг к разнообразным динамическим про­явлениями, словом могу использовать эту повы­шенную податливость внушению в терапевтических целях.

«Стало быть, то, что называется гипнотизмом, есть в сущности лишь обострение нормальной особенности мозга, податливости внушению. Гипнотизиро­вать кого-нибудь значит вызвать в объекте такое определенное состояние, которое, подобно сну, повышает податливость внушению. Ведь и без сна концентрация мозга повышается под влиянием мозговых представлений, особо увлекательных, который, так сказать, всецело завладевают мозгом, связывают его и не допускают вмешательства посторонних представлении. И в этом случае, податливость внушению, а следовательно, способность превращать это представление в движение, ощущение, образ и действие значительно повышается. Религиозный экстаз, галлюцинаторные сны, порой являющиеся и в бодрствующем состоянии, необузданность фантазии — в речах и письменная, развитее религиозного и социалистического фанатизма, проявление его в страстных, увлекательных речах, побуждения добрых и злых страстей — вот повседневные про­явления внушения.

«Так называемое гипнотическое состояние или,

 

— 41 —

как я предпочитаю его называть, состояние подвнушенности, ничем не отличается — это доказано опы­тами—от того, которое само возникаешь в нас самих, когда наш дух всецело занять самим собой, когда он сконцентрировался на определенном впечатлении и изолировал себя от внешнего мира.

«Действительно, все так называемые гипноти­ческие явления, как-то: каталепсия, анальгезия, галлюцинации, внушения действий, послегипнотические внушения могут реализироваться и в естествен­ном сне».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты