КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гипнотические опыты. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Мы рекомендуем воздерживаться от производства гипнотических опытов ради одной праздной забавы и избегать поверхностного и легкомысленного отношения к гипнотизму. Каждому опыту, как бы ни был он прост, раз его собираются произвести над лицом, с полным доверием, отдающимся во власть гипнотизера, должно предшествовать основательное изучение всей этой области и ея законов, а затем обладание знанием ея в полной мере. Даже при готовности согласиться, что главной побудительной причиной является в этом случае любопытство, мы допускаем, при отсутствии любознательности, наличность научного интереса, соединенного с занимательностью опыта. Руководствуясь этим предположением, мы ниже даем описание нескольких гипнотических опытов, которое присоединяет, к данному выше руководству, несколько указаний, относительно того, каким путем должно подвигаться изучение гипнотических знаний. Но рука в руку с этими практическими опытами должно идти стремление ознакомиться с сущностью и причиной этих явлений теоретически, и также изучение соответствующей литературы, особенно с книгой автора предлагаемой: «Больше свету!» Раз пациент погружен во вторую стадию гипноза и между ним и гипнотизером установилась связь (rapport), то начиная с простых внушений можно
— 88 — довести его до пробуждения галлюцинаций. Опыты сами собою непроизвольно повышают возбудимость пациента. Автор, напр., имел дело с очень податливым молодым человеком. В один из сеансов, после кратковременного воздействия, он был погружен в состояние гипнотического сна и установлена связь между ним и одним другом автора, в то время, как последний вел протокол. Сперва внушается, что предметом посещения является зоологический сад и посетители идут между рядами клеток. «Взгляните на семейство львов! Расскажите ваши впечатления от этой картины!» Сперва медленно, затем все живее и живее пациент начинает рассказывать, смотря не отрывающимся взором прямо перед собой. «Большой лев с громадной гривой лежит на солнце у самой решетки. Он, не отрываясь, смотрит на меня спокойным взором своих громадных глаз. Львица с тремя детенышами лежит в глубине. Она лижет одного из них и отстраняет другой лапой. Лев у решетки зевает и открывает громадную пасть...» «Взгляните: вот обезьяны!», прерывает его экспериментатор и снова субъект, сперва медленно, а потом все более и более оживляясь, начинает отдаваться внушенному представлению. «Да, обезьяны — совершенно верно. Вот одна большая преследует маленькую с яблоком, нет, пирожным в руке. Еще масса обезьян. Там, смотрите, вот потеха!», он начинает хохотать, но не говорит, что видит, а на вопрос экспериментатора показывает, куда надо смотреть и неудержимо хохочет. «Поглядите, поглядите! Ах, эти обезьяны!» Таким же порядком экспериментатор внушает ему представления и о других группах животных и, казалось, он убежден в существовании их всех и его
— 89 — воображение и воспоминание воплотили все эти группы. Наконец, экспериментатор говорит: «Вы видите там огромных сенбернарских собак?» «Да!» «Самая большая из них, с красивой головой и чудными глазами — вы. Kapo, ici, allons» С минуту субъект поражен и недоумевает, но затем слезает с кресла, на котором сидел, становится на четвереньки и так бежит к отошедшему экспериментатору. Сознание собственной личности совершенно исчезло, и все поведение соответствует поведению собаки. Затем, ему внушать, что он священник, что надо торопиться и говорить проповедь на тему: «Мы все грешники и страдаем от недостатка славы». Прихожане уже ожидают. Казалось, молодого человека сильно потрясло подобное внушение и он с большим благоговением отдался новой роли. Он вошел на кафедру, замененную стулом елейным, и начал спокойным тоном проповедь: «Достолюбезные прихожане! Слово Божие учит нас мало обращать внимания на падших и на сошедших с правого пути, так как все мы сами грешники, хотя бы и думали, что проходим безупречно свой жизненный путь». В целом ряде фраз, достаточно изящных и совершенно не сродных ни его воззрениям, ни степени развитая, молодой человек развивает данную ему тему и приводит ряд доказательств и текстов, которые давно исчезли из его памяти, со времени первых уроков по Закону Божию, но опять восстановились в разуме, как результат бессознательного воспоминания.
— 90 —
Вот одно из блестящих доказательств того неоспоримого факта, что силы бессознательной памяти и воспоминания не зависят от рассудка и раз полученное впечатаете всегда может быть снова облечено в плоть и кровь. Мы даже иногда восстановляем забытое во снах и чаще всего это случается в предсмертные моменты. Заем пациенту дали лимон и сказали, что это абрикос. Он с большим аппетитом его ел, и никто не сказал бы, что он ощущает кислоту, наоборот, весь вид его говорил о громадном удовольствии. Далее, он, вместо шампанского, выпил воды и сообразно внушению так опьянел, что ему сделалось нехорошо и могло стать еще хуже, если бы не своевременное обратное внушение. Из многих любопытных опытов, проделанных над этим субъектом, я нахожу нужными привести лишь два примера послегипнотического внушения, в виду их характерности. Экспериментатор внушил несколько утомленному субъекту, через несколько минуть пробудиться с ощущением довольства во всем теле и затем идти домой. Но затем, если он услышит три удара в дверь, он никуда не уйдет и предложит партию в скат, а когда увидит на столе два туза, то имеющимися картами швырнет экспериментатору в голову. Буквально так и произошло. Пациент проснулся, был весел и доволен и начал собираться уходить. Он уже надел пальто и простился, как раздались три удара в дверь. Тогда он доверчиво обратился к экспериментатору и попросил его поучить играть в скат. Тот, как и все присутствующее, отказали. Тогда пациент начал упрашивать, и его просьбы приняли бурный характер. Глаза приняли опять несколько остановившийся вид, но в остальном ничего не было заметно, из того, что характеризует сомнамбула. Наконец мы начали объяснение правил рата, он понимал очень хорошо и мы принялись играть. — 91 —
После небольшого промежутка времени, экспериментатор выложил к одному лежавшему на столе другого туза. Тогда пациент вскочил и вне себя закричал: «Неверно, вы мошенничаете! Я не играю!» И с этими словами бросил карты в голову экспериментатору. Затем он с мгновенье постоял и начал извиняться в своей несдержанности. Он даже не понимал, как это вышло. В другой раз я ему внушил, чтобы он проснулся через час, при звоне часов в комнате, и с этого момента никого не видел, кроме одного молодого человека и, чтобы затем он был молодой девушкой, влюбленной в этого молодого человека. С ударом часов пациент проводит по лбу и производит ряд движений, действительно характерных для молодой девушки. Упомянутый молодой человек подходит к пациенту, тот сконфуженно хватается за пуговицу платья и пугливо-смущенно отвечает на вопросы. Господин становится несколько назойливым, а девица-пациент смущается все больше и больше потому, что не может вспомнить своего имени, хотя и пытается. Визитная карточка из его бумажника, на которой он, разумеется, может прочесть лишь имя мужчины — свое имя — повергает его в ужас. Требование поцелуя он отвергает с девическим возбуждением и негодованием, но в общем настроение у него довольно возвышенное. Когда затем экспериментатор приказал ему подписать имя и фамилию, а я отнял у него карандаш, он никак не мог понять, как это случилось. Точно также он не мог отдать себе отчета, как случилось, что он откуда-то получает удары по плечу, рукам и т. д. (он получал их от меня) и откуда помеха передвигается, когда я становился ему на дороге. В заключение, экспериментатор объявил, что он уходит
— 92 — из комнаты и надеется, что молодые люди сговорятся о помолвке. Он и пошел к двери, открыл и закрыл ее, но остался в комнате. Молодой человек еще раз объявил пациенту, что он его горячо любит, и просил, в знак помолвки, подарить ему поцелуй. С робкой и наивной готовностью пациент бросился к нему на шею и приблизил свои уста к его губам. В этот самый момент экспериментатор разрешил послегипнотическое внушение и галлюцинацию. Субъект был поражен и сконфужен двусмысленным положением, в котором он очутился по пробуждении и тем взрывом хохота, который он вызвал во всех присутствующих. Подобный же опыт приводит и д-р Бинетт, ассистент парижского Сальпетриера. «Мы внушили одной пациентке, что по пробуждении она не должна видеть одно из присутствующих, г-на Ф., но будет слышать его голос. По ея пробуждении Ф. стоял перед ней, но она на него и не взглянула. Он вытянул руку, она даже не пошевельнулась. Мы сидели около нее и ожидали дальнейшего. После маленькой паузы, она выразила удивление, что Ф. нет в лаборатории, и спросила, где он. Мы отвечали, что он вышел, и посоветовали ей уйти в свою комнату: Ф. стал у двери. Пациентка всталаи пошла к двери. Подняв руки к ручке, она наткнулась на Ф. Эта неожиданная помеха ее смутила. Она пыталась миновать ее, но, встречая ее повсюду, испугалась и решила больше не подходить к двери. Затем взяли шляпу, лежавшую на столе, и показали ее пациентке. Она взяла ее в руки, чтобы убедиться в том, что это настоящая шляпа. Шляпу надели на голову Ф. Пациентка решила, что шляпа держится на воздухе. Ея удивление было громадно и достигло апогея, когда Ф. снял шляпу и несколько раз поклонился. Она видела, что шляпа описывает кривую, и
— 93 —
решила, что, очевидно, это результат механического приспособления. Затем решила, что шляпа висит на нитке, и встала на стул, чтобы отыскать нитку. Далее, аббат Мерик сообщает: «Я сказал одной загипнотизированной особе: «По пробуждении вы увидите на стуле у стола петрушку с двумя горбами в большой шляпе». Пробудившись, она разражается хохотом. Она встает и хохочет до слез. «Чему вы смеетесь?» «Да разве вы не видите?» и она покатилась со смеху. «Что такое?» «Вон на стуле, в углу». Она не может покончить со смехом. Я повторяю вопрос, и она описывает петрушку по своему представлению». Далее, аббат Мерик сообщает: «Мы ставили разнообразные вопросы, производили различные опыты на извращение внешних чувств, мы вызывали попеременно то приятные ощущения, то выражения испуга и ужаса, внушая ей последовательно впечатления картин кладбища, гроба, змеи, великолепного цвета, весеннего ландшафта и т. д. Что мы не предписывали, все являлось ея взору. Пока иллюзия поддерживалась, внушенный предмет пребывал перед глазами пациентки, несмотря ни на какие убеждения остальных присутствующих. Пациентку поражало и обижало сомнете в правдивости ея слов. Комедия вызывала сожаление. Было очевидно, что все чувства посредствующая нам в общении с внешним миром, могут быть извращены подобным же образом. Я дал пациентке стакан воды и сказал ей, что это шампанское. Она начала пить с видимым удовольствием. Тут я ее остановил и сказал, что это уксус. Тогда она выплюнула это изо рта, со словами: «Фу, какая мерзость». Я заставлял ея слух воспринимать внушенные звуки: рев, резкий вопль,
— 94 —
концерт в соседней комнате. Черты лица, чувство, слух уже не были надежными посредниками в общении с вывший миром. Казалось, что они являют душе лишь видения, или что, последняя сама находится под исключительным воздействием слов, описаний или приказаний того, кто загипнотизировал и сохранил духовное влияние на пациентку». Известный английский гипнотизер Кеннеди описывает свой следующий опыт: Загипнотизировав по обыкновению от 10 до 12 чел., он внушил им упасть со стульев, что они и произвели с шумом, упав один на другого. Затем одним он внушил, что они оперные певцы, а среди присутствующих находятся высочайшие особы. Певцов он просил исполнить их лучшие номера, внушив им, что они получили от него тетради нот, певцы начали пресерьезно перелистовать тетради, которых у них не было в действительности, и назначать капельмейстеру нумера для аккомпанемента. Певцы выступали, давали знак капельмейстеру, откашливались и начинали пресерьезно петь. Очень забавно было видеть, как по внушению, что музыка сфальшивила, они вступали в препирательство с капельмейстером. Затем оператор спросил одну особу, не желает ли он предпринять путешествие в воздушном шаре; предложение было принято. Было разрешено взять с собою приятеля, после этого они распростились. Стол, стоявший в середине, послужил гондолой; знак к отъезду был подан и шар начал подыматься. Оператор, под предлогом осмотра сети, соскочил со стола и крикнул им, что они выше 300 метр. над землею. Друзья делились впечатлениями, как земля становится меньше и люди понемногу исчезают и т. д., наблюдали облака, птиц и т. д., и необыкновенно точно воспринимали впечатления, как это делается у всех,
— 95 —
совершающих путешествие по воздуху. Теперь Кеннеди внушил путешественникам: «Мы находимся на высоте 2000 м. от земли» и разрешил гипноз одного из них. Этот последний, к своему удивлению, увидал себя на столе вместе с другими говорящими какой-то несуразный вздор, и никак не мог понять, в чем дело. Его первым стремлением, понятно, было соскочить со стола, но приятель стал его удерживать, уверенный, что последний собирается покуситься на самоубийство, намереваясь броситься из лодки, — началась борьба. Приятель умолял, заклинал не прыгать, если не ради себя, то во имя своей семьи. Но чем больше тот умолял, первый все больше и больше желал выйти из этого нелепого положения. Теперь Кеннеди обратил внимание господина под гипнозом на себя. Этим воспользовался другой и соскочил, вызвав отчаяние первого и горькие у него слезы. Кеннеди тем временем опять влез на стол, дал понять оставшемуся, что жизнь и ему надоела и со словами: «Прости, друг!» бросился вниз. Покинутый всеми, в отчаянии смотрит кругом. И последний спутник исчез, и он один на несколько тысяч метров над поверхностью земли без помощи, на лишенном руководителя шаре. Что делать? В последней степени отчаяния он ложится на стол и рыдает. Но довольно. Кеннеди идет, и будить его. Тот протирает глаза и бросается бежать. Другой раз Кеннеди внушил нескольким мужчинам, что один из них — непослушный грудной ребенок, доведший до отчаяния своими криками няньку. Другому внушено, что он очень нетерпеливая нянька, третьему — что он мать. Чтобы сделать комедию забавнее, он последних нарядил,
— 96 —
—одного в чепец, другого в фартук; Когда он сосчитал до трех, двое из находившихся под внушением — нянька и ребенок — серьезно принялись за исполнение своих ролей. Ребенок, уже лежавший на полу, начал необыкновенно натурально кричать. Нянька бегала и искала (потом она их нашла) бутылку с молоком и пеленки. Дав ребенку молока, она взяла его на руки, но, так как дитя не хотело успокоиться, завернула его в готовые пеленки и положила в громадную корзину. Но ничего не помогало. Дитя кричало все сильнее и сильнее и нянька со злостью таскала корзину по полу туда и сюда. Наступил момент появления матери. Было сделано внушение, и она появилась на сцену. Крупная перебранка между обеими сторонами. Мать берет ребенка на руки и начинает с ним ходить. Но дитя кажется, слишком тяжелым и опять укладывается в корзину, заменяющую колыбель. Но крикуна ничем не успокоишь. Наконец он надоел и матери, та его отшлепала и отдала няньке. Эта в отчаянии схватилась за бутылку, довольно похожую на ликерную и дала ее ребенку; затем она с таким ожесточением начала с проклятиями дергать корзину, что та перевернулась. Тут опять возгорелось недоразумение, обе стороны бросились друг на друга. Внушение и удар в ладоши оператора и все участвующее замерли на местах, в живописных позах. Другой раз Кеннеди среди добровольных зрителей заметил одного, так называемого, «просветленного», который за спиной оператора строил гримасы, давая людям понять, что дело не совсем чисто. Публика уже начала испытывать враждебное настроение к оператору. Последний, обеспокоенный этим, обернулся назад и увидал виновника. Он попросил у одного из присутствующих палку,
* Страницы отсутствуют…
|