Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Введение. Деловые и ролевые игры в курсе «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»




_____________

Малько Ю.В.

Чурилова Г.А.

Деловые и ролевые игры в курсе «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе». : Учебное пособие

Под ред. проф. Малько Ю.В. – СПб. : СПБГУТД, 2008

 

 

Учебное пособие подготовлено для студентов

специальности ___________________ «Социальная работа»

всех форм обучения.
Содержание

Введение

Раздел 1 Методологические основы применения активных форм обучения

Раздел 2 использование активных форм и методов обучения в системе высшего образования и подготовка специалистов в сфере социальной работы

Раздел 3 Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности

Раздел 4 Деловая игра как метод активного обучения

а) история происхождения

б) типология структуры

в) виды деловых игр

Раздел 5 Конструирование деловых игр и психологические основы проведения деловых игр

Раздел 6 Ролевые игры: причины возникновения

а) Типология и функции

Заключение

Список литературы

Глоссарий

Примечание I: Примерные сценарии проведения деловых игр


Сценарии:

1) Модель практического деления в форме «кейзстади»

2) «Ты будущее России» - деловая игра

3) «Моя Родина» - деловая игра

4) Проект внедрения деловой игры «Мы – вместе»

5) «Студенческая экономика» - деловая игра

6) Модель практического занятия «Индивидуальный прогноз счастья в жизни личности»

7) Социальный проект - деловая игра «Моя инициатива»

8) Социальный проект – ролевая игра «Лагерь лидеров студенческого самоуправления Северо-Западного федерального округа»

9) Ролевые игры в детском оздоровительном лагере

а) «Поселенцы» - ролевая игра

б) «Дикий Запад» - ролевая игра

в) «Замок» - ролевая игра


Введение

«В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствова­ния, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богат­ства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов тре­бует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными ха­рактеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учеб­ных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в ав­торитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктив­ных или активных методов обучения.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных об­ластях научного знания и исследована многими педагогами и психологами».

В рамках реализации национального проекта «Образование» особое внимание уделяется внедрению деловых, организационных и ролевых игр в процесс обучения и воспитания молодого поколения.

Значительна роль активных форм обучения и сферы подготовки профессиональных специальных работников, особенно в сфере ….. работы с молодежью.

Определяемое в общей форме понятие - игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. Игра - это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. У животных она связана с основными формами инстинктивной деятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека игра -«дитя труда» (В. Вундт). Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века появились первые систематизированные теории игровой деятельности. Наиболее распространенными являются следующие из них: К. Кросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Источником игры являются инстинкты, т.е. биологические механизмы. Они одинаково действуют как у животного, так и у человека. Эти биологизаторские представления нашли отражение и в других теориях. Так, К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избытка энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях. Согласно Шиллеру, игра - это скорее наслаждение, эстетическая деятельность. Для Спенсера различие между игрой и эстетической деятельностью лишь в том, что в игре находят выражение низшие способности, в то время как в эстетической деятельности - высшие. К. Бюлер, подчеркивая увлеченность, с которой играют дети, утверждал, что смысл игры заключается в удовольствии, которое она доставляет ребенку. Но при этом не раскрывалась причина, которая вызывает у детей это чувство радости от игры. З. Фрейд полагал, что игра - это способ выражения общественных запретов. В игре отражаются подсознательные влечения. Некоторые ученые рассматривают игру как отдых. Не всеми учеными признается также значение игры. Так, М. Монтессори говорила о бессмысленности игры и о том, что ее надо искоренять. Приведенные взгляды преимущественно отражают биологизаторские позиции их авторов и, кроме того, в них систематически не изложены теории игры. Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В. Вундт; он игру включал не только в биологический аспект, но и в социально-исторический.

Принципиально по-другому подходят к игре отечественные педагоги и психологи. Игру они рассматривают как человеческую деятельность. Она есть средство познания ребенком действительности (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Д.С. Эльконин, А.А. Люблинская). Эльконин дал анализ развернутой формы игровой деятельности детей. Он подчеркивал социальную природу ролевой игры. Им была выделена единица игры - роль и связанные с ней действия по ее реализации - «в ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности». Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры выступает не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами. Не человек - предмет, а человек - человек. Эльконин подчеркивает, что «так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль и органически связанные с ней действия и есть единица игры».

Предлагаемое учебное пособие ставит задачей изложить не только методологические основы деловых и ролевых игр как активных форм обучения и воспитания, но и дать практические рекомендации, предложить примерные сценарии и социальные проекты деловых и ролевых игр, которые могут быть реализованы студентами специальности «Социальная работа» как в процессе прохождения учебной практики, так и в ходе их дальнейшей профессиональной деятельности.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты