КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение текста в современной лингвистике
Т е к с т — основная единица общения. Люди общаются не отдельными словами и предложениями, а именно текстами. К такому выводу пришли лингвисты Л.С. Выготский, М. М. Бахтин, Н. И. Жинкин. «Человек не говорит отдельно придуманными предложениями, а одним задуманным текстом», — писал Н. И. Жинкин. Само понятие «текст» существует давно, но в терминологическом понимании используется сравнительно недавно. В науке о тексте — лингвистике текста — много спорного, дискуссионного. Прежде всего, это касается самого определения текста. Некоторые ученые признают текст только в письменной речи, другие находят возможным и существование устных текстов, но только в монологической речи. Некоторые признают и существование текста в диалогической речи, понимая под ним реализацию любого речевого замысла, каковым может быть и просто желание пообщаться. Так, по мнению М. Бахтина, текст как знаковый комплекс относится к высказываниям и имеет те же признаки, что и высказывание. Но текст в понимании Бахтина имеет сложную структуру, которая включает два субъекта: автора и адресата. Как отмечаетБахтин,«подлинная сущность текста всегда разыгрывается на рубеже двух сознаний, двух субъектов, <…> второе сознание, сознание воспринимающего, никак нельзя элиминировать или нейтрализовать» (Бахтин 1996, с. 310). Явное расширение понятия текста объясняется философскими воззрениями Бахтина на процесс общения, его пониманием роли диалога и диалогизма в процессе человеческой коммуникации. Общению Бахтин приписывал экзистенциальное значение: «Быть — значит общаться» (Бахтин 1996, с. 344). «Жить, — пишетБахтин, — значит, участвовать в диалоге — вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слововходит в диалогическуюткань человеческой жизни, в мировой симпозиум»(Тамже, с. 351). Поиск сущностных признаков текста в лингвистике не остановился на выделении факторов говорящего и воспринимающего субъектов. Ю. М. Лотман развил эту мысль и выделил в тексте черты интеллектуальной личности, т. е. наделил текст чертами человека, нашел возможность отождествить эти два, казалось бы, разнородных явления — текст и человека. Ю. М. Лотман определял текст как «сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, как трансформационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности» (Лотман 1992, с. 130). Тем не менее такое увеличение объема понятия «текст»расширяет предметную сферу лингвистики и позволяет выделить новую единицу языкового анализа — д и с к у р с, в состав которого текст входит на правах составляющей. Дискурсом можно назвать уже то,что Бахтин и Лотман именовали текстом, потому что при выделении и описании этого явления учитывался широкий социальный контекст, а для правильной интерпретации смысла речевого сообщения,помнению обоих исследователей, необходимо привлекать обширную социальную информацию. В настоящее время выделяется два подхода к пониманию природы текста. Первый основан на познании грамматической природы текста, описании его грамматических признаков, характеристик текста как явления грамматического уровня, которое занимает высшую ступень в системе языковых единиц. Второй подход в исследовании текста основывается на понимании текста как явления речевого характера, и поэтому при описании текста делается упор на признаки, которые раскрывают его коммуникативные возможности. Это различие в исследовании текста находит отражение и в его определении. Большинство ученых все же считает текстом только определенным образом построенную, организованную речь или совокупность высказываний, объединенных по формальному и содержательному признаку. Текст рассматривается как тематически связное, единое в смысловом отношении и целостное в отношении замысла речевое произведение (Горелов, Седов 1998). Наиболее полное определение этого термина дал И. Р. Гальперин: «Текст — произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». Таким образом, текстом может быть названо любое по объему высказывание, если оно подчинено единой теме, если тема раскрывается согласно авторскому замыслу, если высказывание кому-либо адресовано и создано с учетом целевой установки.
|