КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные категории текста
Необходимо знать основные категории текста, или его основные признаки. Т е к с т о в а я к а те г о р и я (характеристика) — это такой признак, который свойствен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, т. е. это типологический признак, который запрограммирован уже на уровне первичного авторского замысла и представляет собой отдельный параметр этого замысла. Итак, основными признаками текста являются его цельность, связность, членимость, тематичность, логичность, темпоральность локальность, оценочность, композиция. Ц е л ь н о с т ь (смысловая) — содержательное единство текста, текст — результат речевой деятельности, которая, как любая деятельность человека, имеет цель и мотив, а они определяют предмет речи. Единство предмета речи — это соответствие теме высказывания. К этой категории относят следующие признаки: — текст — это высказывание на определенную тему; — в тексте реализуется замысел говорящего; — к тексту можно подобрать заголовок; — текст — законченное (автономное) высказывание; — текст имеет начало и конец (т.е. дискретен). Ч л е н и м о с т ь — категория формы, структурное свойство. Текст состоит из нескольких предложений. Обратите внимание, одно предложение, даже очень распространенное, — это не текст. Безусловно, это речевое произведение, но не текст, так как его части сочетаются по законам синтаксиса, а текст можно расчленить на самостоятельные предложения. Итак, надо запомнить: текст состоит из двух или нескольких предложений. С в я з н о с т ь— структурное свойство. Текст — сложный объект, состоящий из нескольких предложений связанных между собой по смыслу и формально, в особые группы (Пешковский, Лосев, Гальперин и др.). Основу связности составляет «коммуникативная преемственность»: каждое предложение строится на базе предыдущего. Т е м а, как и авторский замысел, есть существенный и необходимый признак всякого текста. Это экстралингвистический фактор, который входит в ядро текста и определяет его структуру. Тема — предмет речи, который выступает субъектом тезиса текста; это сфера действительности, общая проблема, в рамках которой создан текст. Тему можно определить, ответив на вопрос, о ч е м говорится в тексте. Формулируется тема с помощью назывных предложений. Тема выражается в тематических группах, которые составляют тематическое поле тематического единства. О с н о в н о й т е з и с (главная мысль) — точка зрения автора, которая включает указание на предмет речи и его основной, по мнению автора, признак. Чтобы сформулировать тезис, надо ответить на два вопроса: о ч е м говорится в тексте и ч т о говорится об этом предмете. Тезис бывает высказан непосредственно в текстах с ярко выраженной воздействующей функцией. В некоторых случаях тезис «растворен» в тексте, тогда он реконструируется путем сжатия текста. Часто один текст содержит несколько тезисов, которые располагаются последовательно, логично выстраивая содержание. Ключевые слова — базовые слова и фразы, которые несут главную смысловую нагрузку, отражают логику изложения, повторяются в тексте. Л о г и ч н о с т ь.Общий смысл текста выясняется в ходе анализа информации, заключенной в его минимальных смысловых частях, т. е. сам текст — это отражение процесса формирования смысла. Информационная роль фрагмента зависит от самого состава и последовательности расположения. Логика изложения и логика рассуждения не всегда совпадает. Т о н а л ь н о с т ь текста— это текстовая категория, в которой отражается психологическая установка автора, эмоционально-экспрессивное содержание текста. Поле тональности — результат психологического самораскрытия автора, которое обладает эффектом усиленного воздействия на адресата текста. О ц е н о ч н о с т ь отграничивается от эмоционально-экспрессивного содержания и включает только интеллектуальные оценки, отражающие авторское представление о положительном или отрицательном содержании явления и отношение к адресату речи на основе логической дихотомии «хорошо — плохо»: Мать ждала письм,а но так и не дождалась (скрытый авторский вывод — осуждение детей). Т е м п о р а л ь н о с т ь текста (текстовое время). Время и пространство — универсальные свойства всего материального, это необходимое условие мира явлений. Текст как отражение определяет фрагмент действительности. Объективное время — это относительно адекватное отражение времени реального (исторического, календарного). Концептуальное время — отражение идеальных сущностей, которые выведены на базе анализа концептов и концепций. Различение этих времен — в точке отсчета. Точка отсчета — это некое условное «теперь», «сейчас», от которых можно оттолкнуться и выстраивать временную перспективу текста. Средства языка — это слова и словосочетания, передающие значение времени: вчера, завтра, в будущем, во время войны, времена года: летом, зимой. Л о к а л ь н о с т ь текста — текстовое пространство, которое тесно связано с темпоральностью. Объективное пространство — пространство, которое представляет отраженное подобие реального мира, оно пропущено через воспроизведение. Другие виды пространств: концептуальное, психологическое, социальное. Исходная точка в локальной системе координат является некой точкой «здесь» в применении к речевой ситуации. В сочетании ее с аналогичной точкой темпоральности «сейчас» образуется исходный пункт текстового хронотопа: «Я — здесь — сейчас». Базовые языковые единицы — средства пространственного действия, слова, семантика которых является абстракцией отношения определенных частей, сторон объекта к самому тексту: низ, верх, сторона, поверхность. К о м п о з и ц и я текста представляет собой единство внутренней структуры содержания, внешнего его деления на части и самих частей в их совокупности. Структурная целостность текста выражается в наличии структурно-смысловых частей: вступления(введения, зачина, экспозиции), основной части и концовки. Заголовок отражает тему или основную мысль. Вступление конкретизирует ее и задает пространственно-временную развертку смысловых блоков основной части. Основная часть, которая состоит из нескольких смысловых частей, содержит развитие темы, определяет подтемы, детали, аргументы. Заключение — свертывание информации целого текста, концовка завершает текст. Текст никогда не моделируется одной текстовой категорией, а только всегда их совокупностью. Все категории текста имеют одно назначение — реализовать или декодировать коммуникативное намерение автора текста. Целый текст — коммуникативная система, текстовая категория — это одна из коммуникативных линий этой системы, которая материализовалась языковыми средствами. Таким образом, мы будем понимать текст как коммуникативную структуру, как речевую реализацию авторского замысла.
|