Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Зрительно воспринимаемые элементы речи оратора

Читайте также:
  1. A. Элементы резания при точении
  2. II. Материальные элементы (МЭ)
  3. III.4.3) Виды и элементы вины.
  4. А) Основные элементы измерительных приборов
  5. Абстрактные, корневые, листовые и полиморфные элементы
  6. Аномалии и заболевания зрительного нерва
  7. Базовые элементы рукопашного боя
  8. Безынерционные нелинейные элементы
  9. Биогенные элементы и факторы, лимитирующие продукцию
  10. Более сложные элементы ER-модели

2.1. Внешность оратора:

— привлекательная, но в пределах нормы, излишняя привлекательность снижает доверие к оратору;

— умеренно модная одежда, так как очень модная одежда оценивается слушателями отрицательно;

— костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру;

— женщине лучше выступать без украшений, сумки;

— мужчине следует убрать все торчащее из карманов, например, ручки;

— одежда должна соответствовать возрасту, чтобы не раздражать аудиторию.

Повышают доверие к оратору:

— темная, традиционная одежда (темно-синяя, коричневая);

— добротный материал;

— эффектность одежды, которая связана с сочетанием цветов: резкий контраст (черный и белый); у мужчин — темно-синий костюм и белая рубашка, у женщин — темный низ, белый верх и яркий шарф или косынка;

— деловой стиль одежды особенно важен для женщин: платье с длинным рукавом, серое в мелкую полоску, синее, коричневое, бежевое;

— очки в темной оправе;

— приближающийся к прямоугольнику силуэт (костюм у мужчин, у женщин — костюм, блузка с прямыми плечами, прямая юбка).

Снижают доверие к оратору:

— одежда ярких насыщенных цветов;

— многочисленные украшения;

— кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики);

— мягкий свитер, джинсы, рукав реглан;

— округлый силуэт;

— усилия, затраченные оратором, чтобы выглядеть хорошо, если они заметны аудитории, например пластическая операция.

2.2. Манера выступления. Манера выступления хорошо запоминается, может повысить или понизить доверие к оратору. «Манера важнее, чем внешность, так как заставляет о ней забыть» (П. Сопер).

Составляющие манеры выступления, которые помогают расположить к себе слушателей: уверенность в себе; деловитость; дружеское отношение к слушателям; скромность; подъем.

Нельзя допускать, чтобы оратор выглядел уставшим, спешащим, недовольным, чрезмерно возбужденным, чтобы демонстрировал беспомощность, нерешительность, чтобы извинялся (извините, что задерживаю вас; потерпите, я скоро закончу).

Требования к оптимальной манере выступления:

— энергичность изложения: энергия передается слушателям, держит их в напряжении, повышает доверие к информации. «Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы» (Д. Карнеги);



— физическая бодрость: слушателям передается ощущение хорошей физической формы;

— уверенный внешний вид — тогда аудитория воспринимает информацию менее критически, с большим доверием. Как принять такой вид: выше держать подбородок, говорить как бы немного вверх (смотреть на пересечение стены с потолком); стоять прямо, смотреть в глаза слушателям. «Представьте, что слушатели должны вам деньги и пришли просить подождать» (Д. Карнеги);

— дружеский тон: разговаривайте непринужденно, будто перед вами один человек; подчеркивайте, что вы «свой» в аудитории, подчеркивайте общность ваших проблем, интересов, трудностей. Не нужно убегать сразу после выступления, следует дать слушателям возможность подойти, задать вопросы, высказать свое отношение к услышанному;

— сосредоточенность на содержании: слушатели должны чувствовать, что главная цель оратора — передать информацию, представить свое понимание проблемы.

2.3. Позы. Оратор должен следовать следующим рекомендациям:

— стоять слегка расставив ноги, сдвинув носки; упор на обе ноги не должен быть одинаковым, в наиболее выразительных местах упор нужно переносить на носок;



— грудь выставлена, живот подтянут;

— подбородок не должен быть опущен;

— руки слегка разведены, не неподвижны;

— позы должны быть открытыми (не скрещивать ноги, не закрывать грудь скрещенными руками, так как поза воспринимается как выражение превосходства над аудиторией);

— лучше стоять, чем сидеть: чем выше оратор над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), более убедительно выступление;

— поза самца гориллы: руки опираются на стол — поза доминирования, демонстрация агрессивности;

— выставлена вперед нога, если левая — агрессивность (готовится правой нанести удар собеседнику), правая — готов к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта.

2.4. Жесты. Жест — любое движение человека, не только рук.

Типы жестов: указательные; описательные; выразительные; подражательные — не использовать перед аудиторией.

Речь без жестов настораживает аудиторию, по словам П. Сопера, оставляет осадок предубеждения и недоверия.

Жестикуляция:

— должная быть естественной;

— должная быть разнообразной, так как одни и те же жесты раздражают;

— руки должны слегка сходиться и расходиться в такт движению;

— совет Ф. Снелла: 90 процентов жестов делать выше пояса, ниже — выражение неудачи, растерянности;

— локти не ближе трех сантиметров от корпуса; локти, прижатые к туловищу, показывает слабый авторитет;

— пальцы рук — слегка согнуты (как будто держите грейпфрут), неопределенное положение ладоней демонстрирует отсутствие силы и способности вести за собой;

— жестикулировать всегда обеими руками.

Не р е к о м е н д у е т с я:

— делать намеренные, легко опознаваемые и вызывающие раздражение жесты;

— жестикулировать непрерывно;

— теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов — проявление неуверенности;

— открыто шевелить пальцами.

 

Список использованной литературы

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д., 1999.

Михальская А.К. Основы риторики. М., 1989.

Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1993.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите составляющие образа оратора.

2. Какие типы ораторов различает С.Ф. Иванова?

3. Перечислите зрительно воспринимаемые элементы речи.

4. Какие рекомендации в отношении одежды вы могли бы дать своему другу, который намерен выступать перед большой аудиторией?

5. Какие жесты «противопоказаны» оратору?

6. Перечислите позиции оратора.

7. Каких ролей (позиций) оратор должен избегать и почему?

8. Перечислите способы речевого воздействия оратора на личность и дайте им оценку с точки зрения уместности их применения в риторической практике.


Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 28; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образ оратора | Инерционность, склонность к сопротивлению
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты