КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Композиция публичного выступления
Устное публичное выступление имеет смысловую структуру – композицию, т. е. структурно-смысловое содержание текста. Традиционно композиция выступления является трехчастной (вступление, основная часть, заключение), так как аудитория ждет такого его построения, и это облегчает восприятие. В с т у п л е н и е состоит из зачина и завязки. Цели зачина: — подготовить аудиторию к восприятию материала; — установить контакт, взаимопонимание, доверие; — овладеть вниманием аудитории, заставить слушать. Цели завязки: — сообщить тему текста; — заинтересовать постановкой проблемы — заявить основной тезис (основную мысль); — показать актуальность обсуждаемых вопросов для данной аудитории. О с н о в н а я ч а с т ь состоит из изложения, доказательства (аргументации) и опровержения. Цель изложения — сформулировать основной тезис и развернуть его. Цели доказательства: — обосновать (аргументировать) точку зрения; — проиллюстрировать теоретические положения примерами; — убеждение и побуждение. Опровержение присутствует только в аргументирующей речи, целью его также является убеждение и побуждение. З а к л ю ч е н и е состоит из собственно заключения и абсолютного конца речи. Цели собственно заключения: — напоминание основного тезиса; — обобщение (нужно сформулировать словами обобщающий вывод); — призыв для того, чтобы мобилизовать слушателей на некоторую реакцию. Цели абсолютного конца: — усилить интерес к предмету; — закрепить впечатление о речи; — соблюсти этикет, протокол (Какие будут вопросы? До свидания). Сильные позиции устного публичного выступления — это вступление и заключение, следовательно, говорить там необходимо самое главное, поэтому эффективна рамочная конструкция построения устного публичного выступления (Цель нашей лекции… Итак, мы установили, что...). В разнородной или неподготовленной аудитории важную информацию лучше давать в перечислении (во-первых, во-вторых…); в аудитории единомышленников — в конце выступления; в нейтральной, незаинтересованной, критически настроенной — в начале. Обязательное условие — структура (логика) публичного выступления должна обнаруживаться и быть понятной для слушателей. Для этого можно обозначить структурные части особыми словами (начну с..., теперь перейду к..., и наконец, о..., в заключение отмечу, что...); паузами, понижением тона; числительными (не более трех).
3. Правила организации начала устного публичного выступления В с т у п л е н и е — обязательный элемент любого выступления. В хорошо подготовленной аудитории должно быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина. Зачин нужен для завладения вниманием аудитории. Внимание аудитории может быть непроизвольным (к движущемуся предмету в аудитории), произвольным (сознательным) и послепроизвольным (поддерживаемое интересом). В аудитории нужно вызывать произвольное внимание, для этого нужно создать у слушателей установку на внимание. Приемы захвата внимания: — обращение к событию, времени, месту. П. Сопер советует: «Начните с места, где находитесь» (Мы собрались сегодня в аудитории…; Вот висит портрет…; Сегодня годовщина…; Два месяца назад я выступал в этой же аудитории и тогда...; Вчера вечером сообщили, что…); — обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что их волнует ежедневно, к вопросам, которые помогут им решить повседневную проблему. Аудиторию могут интересовать вопросы жизни и смерти, здоровье, деньги, профессию, социальный престиж, опасности, безотлагательные мероприятия, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к животным и др. Можно затронуть «групповые интересы» (коррупция, налоги, экология, преступность); злободневные интересы (эпидемия гриппа, выборы, новые законы, положение в мире); «конкретные интересы» (автомобиль, дом, бедность, покупки); — внимание аудитории можно привлечь, вызвав любопытство: затронуть необычный факт, о котором слушатели не знают (Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах?); привести парадокс, который заставит задуматься; поставить слушателей перед дилеммой (Кто более велик: Пушкин или Гоголь?). Аудитория обычно не стремится решать проблему, а предоставит эту возможность оратору, и внимание будет обеспечено; — обращение к борьбе, конфликту, которые вызывают невольный интерес. Люди охотно наблюдают за скандалами, драками, пожарами, авариями (Ссоры между супругами — обычное дело. Почему?); — демонстрация какого-либо предмета (Вот книга, но в ней нет ни слова правды); — рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из жизни, о переживаниях, ощущениях (Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что…; Как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...; Недавно я прочитал, что...; Однажды со мной произошел такой случай...); — цитирование знакомого или знаменитости; — исторический эпизод (Знаете ли вы, что...); — ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации (Вчера в газете, программе...); — совет Д. Карнеги: постановка проблемного вопроса и ответ на него, но малоподготовленная пассивная аудитория реагирует на вопрос пассивно; — риторический вопрос, задать его эмоционально, после вопроса — пауза; вопрос должен быть развит, конкретизирован, одиночный вопрос выглядит декларативно; — изложение цели и задач выступления —эфективный ход в подготовленной аудитории, где слушатели хорошо разбираются в проблеме. — риторическое обращение (Начнем, коллеги. Дамы и господа!). Существуют т е х н и ч е с к и е п р и е м ы захвата внимания для привлечения неосознанного внимания: — произнесение намеренно громкой фразы; — произнесение фразы «чужим голосом»; — совершение необычного действия (например, долго искать что-либо в портфеле); — включить свет, произвести стук (например, хлопнуть в ладоши). Во вступлении н е л ь з я говорить, что Вы не оратор; начинать с извинений; начинать шуткой, так как русская аудитория к этому не привыкла, отдельный человек воспринимает шутку отлично, но аудитория в целом воспринимает такого оратора как несерьезного. Если коммуникативный прием (например, стремление понравиться аудитории) будет расшифрован, то его действие будет равно нулю, и он ухудшит коммуникативную позицию оратора.
|