КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идеалистические представления об устройстве мираИдеалистическая линия в философии также появилась ещё в античности. Родоначальником идеализма был древнегреческий философ Платон(5-4 в. до н.э.). По его мнению, основой мира является сверхчувственная реальность – «царство идей». Идеи – это общие понятия, вечные, никем несотворимые и неуничтожимые, не имеющие конкретного образа, не воспринимаемые органами чувств, постигаемые только умом (например, идеи истины, красоты, добра и зла и т.п.). Идеи порождают бесконечное многообразие материальных объектов, которые являются бледными копиями, слабыми подобиями идей. Душа человека бессмертна и до рождения находится в «царстве идей». При рождении она падает в тело как в пещеру или могилу. Тело искажает истинную картину мира и навязывает душе представление о том, что существует один-единственный мир, воспринимаемый органами чувств. Однако в душе живут смутные воспоминания о виденном до рождения в «царстве идей». Именно этим объясняются, например, настойчивые попытки людей найти в нашем мире Бога, счастье, справедливость и т.п. Идеалистической была средневековая философия, так как первоосновой мира считался Бог – разумная и всемогущая сила, чистый дух, творящий материальный мир из ничего. Идеалистических взглядов придерживался Г.Гегель, утверждавший, что мир творит, а затем и направляет его развитие Абсолютная идея (Мировой дух). Идеалистические представления широко распространены и поныне. В наше время для обозначения духовной первоосновы мира кроме Бога употребляют такие метафизические понятия как Мировой Разум, Вселенское Космическое Сознание и т.п. Таким образом, по мнению идеалистов, сознание, дух – первичны, материя – вторична.
4. Дуализм Наиболее известным и талантливым учеником Платона был Аристотель (4 в. до н.э.), сказавший: «Платон мне друг, но истина дороже». В отличие от своего учителя Аристотель был дуалистом. Он признаёт вечное сосуществование двух равноправных реальностей: есть материя как некий бесформенный исходный материал, из которого состоит мир, и есть платоновское «царство идей», только идеи Аристотель называет формами. При соединении материи с формами появляются различные материальные объекты и явления. Дать окончательный ответ на вопрос о соотношении естественной и сверхъестественной реальностей, а, следовательно, кто более прав – материалисты, идеалисты или дуалисты – пока невозможно, это вечный вопрос философии, обсуждающийся тысячелетиями. Вместе с тем, появляются новые научные теории, которые могут сделать бессмысленным этот спор. Некоторыми учёными высказывается мысль о том, что мир состоит из энергии. Энергия имеет разную частоту вибраций, вследствие чего образуются различные этажи мироздания. Верхние этажи – тонкоматериальные или даже духовные – образованы энергией с высокой частотой вибраций, низшие – плотноматериальные – энергией с низкой частотой вибраций. Мы, люди, живём на одном из этих этажей, где энергия достаточно низкой частоты образует тот материальный мир, который мы воспринимаем с помощью органов чувств и считаем его единственно существующим. Ниже нас, возможно, находятся этажи, которые верующие называют адом, а те этажи, которые выше, - раем. С позиции энергетического подхода к строению мира становятся понятны настойчивые призывы религий заняться своей душой, ориентировать её на духовные ценности, то есть настраивать на более высокую частоту вибраций, что позволит бессмертной человеческой душе, расставшись с телом, попасть в рай.
|