Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Методы диагностики креативности




Читайте также:
  1. Cтруктуры внешней памяти, методы организации индексов
  2. II. Методы искусственной детоксикации организма
  3. II. Методы несанкционированного доступа.
  4. III. Методы манипуляции.
  5. IV. Традиционные методы среднего и краткосрочного финансирования.
  6. IX. Методы СТИС
  7. R Терапевтическая доза лазерного излучения и методы ее определения
  8. V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В
  9. А. Тепловые методы исследования – Термический анализ
  10. Административно-правовые методы

Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:

1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности – личностные факторы;

2) анализ мышления творческого и его продуктов – факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр.

Первые тесты по выявлению креативности разработаны Гилфордом.

Южнокалифорнийские тесты Гилфорда. Построены на концепции Гилфорда, на модели интеллекта. Умственную операцию, которая образует основу креативности, нужно проверять по четырем типам содержания:

- изобразительное,

- семантическое,

- поведенческое,

- символическое.

Разработать задания таким образом, чтобы получать разные типы результатов: 4 на основе изобразительного содержания, 10 на семантическое и символическое содержание (например, легкость словоупотребления, легкость в использовании ассоциаций...). Тесты на креативность ориентированы на взрослых начиная со старших классов. Все тесты имеют низкие показатели валидности и надежности. По этой причине не используются для практических целей. Неудача связана с тем, что Гилфорд не учел личностный аспект креативности, он измерял мышление.

Наиболее известны методики Поля Торренса. Нужно ориентироваться не на результат выполнения теста, а фиксировать сам процесс выполнения. Его тесты построены почти как у Гилфорда. Но Торренсу удалось создать тесты высокой надежности, валидности, так как он не пытался разработать факторных чистых тестов, которые диагностируют только одну способность, например креативность. Творческий процесс сложный, разделить его невозможно.

Торренс в 1966 г. разработал 12 тестов «Творческого мышления». Они сгруппированы в вербальную, изобразительную, звуковую шкалы:

- вербальная – оценивает вербальное творческое мышление;

- изобразительная – оценивает изобразительное творческое мышление;

- звуковая – оценивает словесно-звуковое творческое мышление.

Тесты следует проводить в виде игровых занятий. Торренс предлагает диагностировать испытуемых начиная с 5 лет, далее – вся школа и взрослые. Каждая батарея тестов имеет две эквивалентные формы.



Тест на оценку вербального творческого мышления. Состоит из 7 субтестов:

1) задание «Задайте вопросы», любые вопросы, но не простые;

2) задание «Отгадайте причины», перечислите большое количество причин того, что произошло;

3) задание «Отгадайте последствия»;

4) задание «Плоды усовершенствования», придумать больше интересных и необычных способов изменения известного в быту предмета;

5) задание «Необычное употребление» известного в быту предмета;

6) задание «Необычные вопросы» к усовершенствованному предмету из 5-го задания;

7) задание «Давайте представим» необычную ситуацию и большое количество догадок о возможных последствиях этой ситуации.

Тест на оценку словесно-звукового мышления состоит из двух субтестов, которые проводятся с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры.

1-й субтест – звуки и образы, узнать звуки.

2-й субтест состоит из 9 слов, слова повторяются 4 раза.

Ответы на этот тест оцениваются только по оригинальности.

В 1980 г. – Торренс предложил тест креативности, проявляемый в действиях и движениях для дошкольников. Задания созданы таким образом, чтобы дошкольники могли проявить креативность мышления в закрытом помещении.



Фигурный тест Н.Б. Шумаковой. Стандартизирован на наших школьниках. Проверен на надежность и валидность. Методика состоит из трех заданий: можно выполнять групповым способом. Для детей от 8 лет. Каждому испытуемому выдают цветные карандаши или фломастеры, ручку, ластик, клей и тестовую тетрадь. На первой странице ребенок записывает информацию о себе. После этого психолог дает общие инструкции к тесту.

1. Задание. Наклеить фигуру на белом листе и на основе фигуры нарисовать рисунок. Дать оригинальное название. 10 минут дается на все.

2. Задание. Незаконченные фигуры. Нарисовать неординарную картинку. Дать название. 10 минут.

3. Задание. Изобразить на листе:

o линии,

o круги.

При этой диагностике лучше использовать одну форму, не боясь списывания. У испытуемых не возникает желание срисовывать. Нужно нарисовать то, чего нет у других.


Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 23; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты