КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ТЕРМИНАХ И ПОНЯТИЯХАккультурация –процесс усвоения личностью элементов другой картины мира, культуры¸ субкультуры.
Активизация процесса обучения –процесс применения определенных методов и форм обучения с целью повышения активности школьников.
Актуализация- действие, которое предполагает воссоздание в памяти понятий, положений, правил, фактов, представлений, ранее усвоенных способов обучения с целью дальнейшего их использования в процессе обучения.
Алгоритм – цепочка последовательных действий, выполнение которых обеспечивает решение учебного задания.
Анализ художественного текста – процесс аналитического чтения произведения, в результате которого осуществляется условное разделение целостного художественного произведения на его составные части и элементы.
Аннотация – краткая характеристика содержания книги, статьи.
Аргументация – вид речевого высказывания, основой которого является необходимость мотивировать позицию того, кто высказывается.
Аспект – точка зрения, на основе которой оценивается какое-либо явление, предмет, событие.
Библиография – список источников информации с выходными данными. Биографический метод анализа произведения – совокупность приемов организации работы с текстом произведения, когда материалом изучения являются факты жизни и творчества писателя.
Вербальный – словесный¸ речевой, устный.
Дебаты – организационно структурированное обсуждение противоречивых взглядов и позиций по одной проблеме.
Дискуссия учебная – словесный метод обучения, предполагающий организацию совместной речевой деятельности учащихся с целью поиска правильного решения проблемы.
Диспут – спор на научную, литературную и др. тему, который происходит в присутствии аудитории.
Дифференциация обучения – учет индивидуальных особенностей учащихся в форме объединения их для дифференцированного обучения.
Знания – результат познавательной деятельности, зафиксированный в сознании человека.
Идентичность – равнозначность, одинаковость, похожесть двух (или более) явлений, предметов, понятий.
Иллюстрация – метод обучения, предполагающий непосредственное наблюдение объектов познания с целью осмысления системы теоретических знаний; изображения, при помощи которых учитель делает рассказ или текст наглядным.
Индукция – вид умозаключения, в котором фиксируется движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщению.
Инновационная педагогика– процесс создания, распространения и использования нововведений для решения современных педагогических проблем, требующих нетрадиционных подходов. Интерактивное обучение – новая форма познавательной деятельности, предполагающая активную коммуникацию, взаимодействие между участниками учебного процесса.
Интегративное обучение – форму обучения, предполагающая создание общего представления о проблеме или явлении на основе межпредметных связей.
Когнитивная установка– состояние внутренней готовности ученика к активной познавательной деятельности, когда задание не только понятно, но и воспринимается как личностно значимое.
Комиксы – короткие рассказы в рисунках с минимальным объемом текста.
Комментарии – пояснения (исторические, филологические, культурологические, иллюстративные и т.п.).
Композиционный анализ текста – путь анализа текста, который определяется особенностями композиции художественного текста. Конспект – сжатое, письменное изложение содержания книги, статьи, лекции, один из способов активизации познавательной деятельности учащихся.
Контекстное изучение произведения – вид организации изучения произведения, предполагающий использование сопутствующих контекстов: биографического, литературоведческого, культурологического.
Креативные (творческие) качества личности – качества человека, которые поддерживают его в активном творческом состоянии. Культурно-исторический метод анализа текста – система аналитических приемов, использование которых обеспечивает процесс изучения литературного произведения в культурно-историческом контексте.
Культурологический анализ художественного текста – система приемов изучения текста, предполагающая рассмотрение произведения в широком контексте мировой культуры.
Мотив – причина, условие, которые побуждают человека к действию.
Навыки – способ выполнения действий, сформировавшийся в результате многоразовых повторений.
Партитура лирического текста – форма отображения эмоциональных переживаний лирического героя при помощи анализа интонации, логических ударений, пауз в процессе беседы или самостоятельной работы учащихся.
Принцип компаративности– исходное положение организации анализа литературного произведения, предусматривающий изучение художественного произведения в сравнении с другими произведениями. Проблемная ситуация– учебная ситуация, когда задача не может быть решена на основе уже приобретенных знаний и опыта, потому ученики должны самостоятельно или при помощи учителя находить новую информацию или приобретать новый опыт для выполнения задания.
Творчески-генетический метод изучения произведения – совокупность методических приемов, которые предполагают изучение творческий истории художественного произведения (движения от замысла до его окончательного воплощения).
Тезисы– короткое систематизированное изложение мыслей определенного текста.
Тема урока – главная проблема урока, решение которой поможет реализовать цель урока.
Технология педагогическая – научно обоснованная педагогическая система, которая гарантирует достижение определенной учебной цели через четко определенную последовательность действий.
Урок бинарный – тип урока, в структуре которого воссоздается процесс рассматривания проблемы с использованием специфики разных учебных дисциплин (проводится при участии учителей разных предметов).
ЛИТЕРАТУРА Азбука уроку: планування, методика. Технологія проведення, аналіз. – Харків, 2006 Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 1992 Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова и др. – М..1991 Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980 Андреев О.А. , Хромов Л.Н. Учимся быстро читать. - М., 1991 Аркин И.И. Знания или способности? //Русская словесность в школах Украины. - 2002.- № 5 Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М. , 1999 Бойко М.И. Сочинения по литературе в средней школе. - К.,1970 Бэх И.Д. Традиційні і сучасні цілі навчально – виховного процесу // Педагогіка толерантності. – 2003.- № 1.- С. 26 – 29 Вітрук О.В. Складові високої ефективності уроку зарубіжної літератури // Всесвітня література в середніх навчальних закладах .- 1997. - № 4 Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. - Калуга, 1997 Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981 Горячев Б.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. – М., 1994 Громцева С.М., Маранцман В.Г. и др. Проверочные работы по литературе. 8-10 классы. –М., 1982
|