КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Литературное творчество школьниковГлавная цель новой школы – выявить самостоятельные творческие силы ребенка. С. Руссова Известно, что именно творческая личность обеспечивает прогресс нации. Проблема формирования творческой личности сегодня стоит особенно остро. Поэтому на уроках литературы и во внеурочной работе важно выявлять творческие способности учащихся и создавать условия для их развития. При этом важно помнить, что ''творческие способности – это продукт самодвижения, самостоятельного решения задач и вопросов, самостоятельного раскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями…Это продукт развития, причем развития свободного, для которого интерес, увлечениеи страсть – главные движущие силы'' (Б.П. Никитин) Формирование личности творческой средствами художественной литературы предполагает: - систематическое решение на уроках и вне уроков разнообразных творческих задач; - учет возрастных особенностей учащихся и последовательное усложнение форм работы; - приобщение к работе на уроке всех учащихся, во внеурочной деятельности – по возможности большего количества учащихся; - использование на уроке и вне его главным образом текста художественного произведения; - использование различных способов, подходов к ученику и направление его деятельности на достижение максимально оригинального результата во время выполнения задания; - личностно ориентированный подход к учащемуся. Учитель литературы на уроках литературы и особенно во внеурочной работе большое внимание должен уделять развитию литературного творчества учащихся. Основные цели литературного творчества: - развитие речи, индивидуального языкового стиля школьника; - развитие литературно – творческих и читательских способностей (''от маленького писателя – к большому читателю'' – Рыбникова М.А.); - развитие творческого начала в личности школьника; - развитие остроты восприятия человека и социальных проблем жизни. Основные принципы развития литературного творчества: - принцип доступности литературного творчества для школьников определенного возраста; - свобода выбора жанра сочинения в соответствии со склонностями и способностями школьников.
Основные жанры литературного творчества: жанры художественной литературы: - сказка, - загадка, - стихотворение, - пейзажная зарисовка, - басня, - сценка – диалог, - небольшая пьеса, - инсценировка эпизода или небольшого по объему произведения, - дневник, - воспоминания, - киносценарий, - письмо, - эссе, - эпиграмма, - перевод; публицистические жанры: - заметка в газету, - интервью, - репортаж, - газетный отчет, - письмо в газету, - отзыв о книге, фильме, спектакле, музыкальном произведении, картине художника, - рецензия, - очерк, - статья, - фельетон, - литературный обзор произведений современных писателей и произведений сверстников; - литературно-критическое предисловие к прочитанной книге; послесловие к книге; литературно-критическая статья о стихотворении, рассказе, пьесе, повести, романе современных авторов; - доклад; реферат. Методические пути, приемы и условия развития литературного творчества школьников: - создание литературно-творческой атмосферы в классе, школе посредством систематической презентации произведений учащихся (в школьных стенгазетах, альманахах, по школьному радио, на литературных вечерах), встреч с профессиональными литераторами и авторами – сверстниками из других школ; - организация литературно-творческих кружков, конкурсов и т.д.; - систематическое обогащение жизненных и литературных впечатлений учащихся путем организации внеклассной работы по литературе и внеурочной воспитательной работы; - коллективное обсуждение и рецензирование произведений сверстников; - сравнительный анализ близких по теме произведений известных авторов; - изучение творческой лаборатории классиков; - стимулирование социально ценностных мотивов литературного творчества учащихся; - упражнения по развитию литературно слуха, наблюдательности, литературно – творческого воображения; - редактирование школьниками своих сочинений и сочинений сверстников. Для развития литературного творчества учащихся не обязательно, чтобы учитель сам был писателем. Однако учитель непременно должен знать, как он может развивать дар слова у учащихся, понимать сущность литературного творчества, учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, при этом оптимально сочетая классную и внеклассную работу по литературе. Приведем пример работы клуба ''Литературное творчество''. Организуя работу клуба, учитель должен создать условия для развития личностного потенциала школьников, их самореализации с учетом их интересов потребностей и возможностей. Вся деятельность клуба должна организовываться на основе принципов: добровольности, открытости, гласности, возможности для каждого быть членом одновременно разных клубов, выборности руководителя клуба, равноправного участия в работе клуба учителей и учащихся. Основными условиями работы клуба могут стать: - примат гуманных отношений, - ориентированность на каждую отдельную личность, - сменяемость руководства, попеременное взаимоподчинение, - организация дел творческого характера, - информация о деятельности клубов (выставки, презентации, концерты, конкурсы, передачи по школьному радио и др.). Клубное объединение должно удовлетворять следующим признакам: - автономность и самобытность жизнедеятельности, - наличие ведущей цели, - открытость объединения, - наличие комфортной среды, - самоуправление, самоорганизация, самодеятельность учащихся. - сотрудничество учителей и учащихся. - стиль взаимоотношений учителей и учащихся ''на равных'', - предоставление широких возможностей для самоактуализации личности.
Цель работы клуба –развитие литературных способностей учащихся.
Программа работы клуба: 1.Темы для работы над сочинениями разных жанров: - тезисы и конспект, - доклад, - цитирование, - репортаж, - интервью, - рецензирование, - аннотация, - библиография, - отзыв, - путевые заметки, - портретный очерк, - сравнительная характеристика, - рассуждение проблемного характера, - статья в газету, - рассказ с необычным построением, - юмористический рассказ, - фельетон, - устный рассказ, - стихотворение, - повесть, - басня… 2. Формы работы: - лекции и практические занятия по усвоению теоретического материала, - устное обсуждение написанного произведения, - письменные отзывы и рецензии с последующим устным обсуждением, - встречи с мастерами-художниками слова, - творческие командировки (в музей, музыкальную школу, на производство, на вечер, на спектакль, на концерт и т.д.), - литературные вечера, - встречи в литературных, музыкальных, художественных гостиных, - конкурсы на лучшее произведение, - презентации произведений, - работа в ''творческой мастерской писателя'', - работа в библиотеке, - чтение ''за круглым столом'', - публичные выступления, - размышление над словами известного писателя по вопросам литературного творчества, - литературные игры (''Умники и умницы'', ''Суд над писателем или героем произведения'', ''Письмо писателю Х1Х века'', КВН, этюды, воображаемые путешествия ''по следам литературных героев'' и т.д.), - инсценирование произведений, составление киносценария, - выпуск газеты, альманаха, оформление альбома, - фотовыставки, - составление различных памяток по написанию сочинения, - радиопередачи … 3. Теоретический материал для изучения (например): т е м а с о ч и н е н и я – это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится; о с н о в н а я м ы с л ь - ответ на поставленный темой вопрос; т е з и с ы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении; тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания; ц и т а т а – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова используют для подтверждения своей собственной мысли, чтобы познакомит читателя с авторитетным мнением, для более красочного выражения собственных мыслей, для сохранения при изложении особенностей языка и колорита исходного текста); р е п о р т а ж – это ваш рассказ о каком-то важном факте, событии, очевидцем или участником которого вы являлись (репортаж воссоздает картину происшествия, рассказывает о том, как оно произошло); и н т е р в ь ю – это предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким – либо лицом; о т з ы в о прочитанной книге – обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображенным событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор с элементами анализа литературного произведения (состоит из двух частей: высказывается мнение о том, что понравилось или не понравилось, затем обосновывается, аргументируется высказанная оценка); г а з е т н а я с т а т ь я – это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати; р а с с к а з – небольшое прозаическое произведение, рисующее одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц (в рассказе есть завязка, кульминация, развязка) . 4. Памятка '' О работе над совершенствованием написанного'': Читая рукопись в первый раз, основное внимание обращайте на содержание написанного. Определите : - соответствует ли сочинение теме, - раскрыта ли основная мысль, - соответствует ли сочинение составленному плану, - соразмерны ли его части, - не нарушена ли связь между частями сочинения, - хорошо ли подобраны цитаты. Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучие и т.п.. Перепишите рукопись, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи. Углублению знаний учащихся по литературе, развитию их способностей, навыков самостоятельной работы над художественным произведением способствуют и факультативные занятия.
|