КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности выразительного чтения прозаических произведенийСовременные ученые Б.С. Найденов, Т.Ф. Завадская, Н.М. Соловьева, Н.Н. Шевелев считают целесообразным идти к чтению художественной прозы от рассказывания: на основе личного опыта; подробного пересказа текста; художественного пересказа текста; рассказа народной сказки; пересказа спектакля, фильма и т.п. И только после таких «упражнений» переходить к обучению выразительному чтению прозы. Прежде чем начать читать прозаическое произведение, необходимо обдумать сведения об авторе, жанр, тематику, основную идею произведения, подтекст, образы героев и их взаимоотношения, пронаблюдать язык и особенности композиции. Чтецу приходится иметь дело с прозой разного характера: с отрывками из романа и повести, с рассказом, новеллой. И каждый жанр имеет определенные нюансы, на которые необходимо обратить внимание при чтении. Жанровые виды прозы еще не окончательно подсказывают чтецу интонацию , надо еще учесть определенные стилевые оттенки прозы. Например, читая рассказ, следует обратить внимание на то, какой он по характеру: описательный, юмористический, сатирический. Это помогает исполнителю искать интонационные варианты для каждого вида рассказа. Так при исполнении юморески звучит легкая ирония или злая сатира и т.п. Во время исполнения прозаических произведений чтец постоянно держит контакт с аудиторией, поскольку он переполнен мыслями, чувствами, впечатлениями, чем и старается поделиться со слушателями. Он заставляет слушателей неотрывно следить за развитием действия, поведением героев, их поступками; он заставляет слушать себя. Чтобы достичь высокого исполнительского мастерства, необходимо иметь четкую «карту» читательского пути к звучанию текста: определение творческой цели, разделение на логические части, озаглавливание их, фантазирование конкретных видений, определение собственного отношения и исполнения. Хорошо придерживаться примерного плана исполнения: 1. Определить жанр прозаического произведения. 2. Определить роль исполнителя. 3. Определить отношение к читаемому (рассказываемому). 4. Определить цель чтения (рассказа). 5. При передаче прямой речи через интонацию подчеркнуть характер героя, поскольку в конкретном случае передаются его слова. 6. Исполнителю не перевоплощаться в героев, чей диалог передается, а воспроизводить их разговор. 7. Во время чтения сохранять стиль, синтаксические конструкции предложений текста, поскольку рассказ чтеца – это звуковое донесение художественного произведения, которое автор доверил читателю. 8. Использовать рассказывающую интонацию, которая является своеобразным образцом устной литературной речи. Вот, например, как можно подготовить текст к его прочтению вслух:
|