КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности выразительного чтения стихотворений.Выразительное чтение поэзии – это своеобразная школа проверки творческого «я» каждого читателя. Поэзия специфическими средствами заостряет чувств, способствует эмоциональному познанию действительности. Лирика занимает особое место в жизни человека. Она раскрывает перед слушателем реальную жизнь через переживания. Известный ученый И. Забелин настаивал на особенном влиянии поэзии даже на развитие науки: «Осознается это учеными или не осознается, но без предшествующего развития искусств невозможна была бы современная наука… Не потому, конечно, что ученый А не может жить без поэта Б, а потому, что современная наука не может развиваться без способности к образному мышлению, воспитывается это образное мышление поэзией и искусством» (Забелин И. О культуре мышления //Новый мир – 1961 – № 1.- С.165) Поэзия - это искусство, к тому же искусство образное. Автор в образах и картинах передает возникший в его сознании мир. И чтец вводит слушателей в мир художественных образов через чувства, заставляет их жить эмоциональной жизнью и ведет через чувства к мыслям и выводам. Благодаря своей глубокой эмоциональности поэзия может активно влиять на слушателя, заставляя его волноваться, радоваться, сочувствовать , но никогда не оставаться равнодушным. Эмоциональное состояние слушателя зависит от эмоционального заряда исполнителя, который должен обязательно разобраться во всех вопросах относительно замысла и содержания произведения, что взволновало автора и стало объектом исследования. Основные компоненты стиха - ритм (звуковое созвучие)и гармония, звуковая организация стихов, в которой отражено все богатство окружающего мира человека. Главное для чтеца – умение свободно владеть ритмом как художественным средством. Ритм решает определенные идейно-художественные задачи. Основа ритма – стихотворная строка. Обязательной нормой чтения считается остановка голоса – пауза в конце строки. Слова каждой строчки тяготеют к слиянию одного с другим, и весь речевой поток тяготеет к последнему ударному слогу. Эта устремленность поддерживается наличием р и ф м ы , которая замыкает строку: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин)
Тяготение слов в строке одного к другому в чтении выражается в плавном их произношении. Плавное течение стихотворной строки в некоторых случаях прерывается ц е з у р о й, особого рода паузой. Она возникает в удлиненной строке, например, после 2 или 3 стопы в пяти - шестистопном ямбе. Остановка на цезуре по своей протяженности несколько меньше, чем пауза в конце строки. Цезура не останавливает движение голоса, а лишь приостанавливает с тем, чтобы звуковой поток сейчас же устремился дальше: Я – вождь земных царей / и царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, / вам говорю я: горе ! Едва я принял власть, / на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг / и камень бросил в море. ( В. Брюсов ) Чтение стихотворных произведений зависит от вида лирики: гражданская лирика имеет сильное волевое начало, несет утверждение определенных нравственных норм, поэтому она требует активного влияния на слушателей; пейзажная лирика сопровождается другой формой общения: чтец «делится» своими чувствами, которые возникли у него под влиянием увиденного; любовная лирика требует передачи гаммы чувств, тончайших изгибов человеческой души... При чтении любого стихотворения исполнителю важно добиться, чтобы слушатели попали «на одну волну» с ним. Чтец всегда субъективен в своих чувствах, но он должен быть объективным в передаче мысли замысла автора. При таком условии слушатель воспринимает объективную оценку исполнителя и откликается мыслями и переживаниями. Происходит взаимное понимание и ощущение авторского замысла. Капская А.Й. предлагает такой план исполнения поэтических произведений: 1. Определить жанровые особенности лирического произведения. 2. Раскрыть и прочувствовать настроение лирического героя и всего произведения. 3. Передать развитие переживаний лирического героя. 4. Определить отношение чтеца к герою, которое основывается на правильном понимании и ощущении его переживаний. 5. Сохранять во время чтения единство содержания и формы. 6. Обращать внимание на особенную роль «творческого видения» во время чтения. 7. Использовать соответствующую форму общения, учитывая вид лирики. 8. Обратить внимание на лаконизм и ограниченность в исполнении мимики и жестов. 9. Придерживаться пауз после каждой строчки.
|