КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности искусства художественного чтенияПонятие « в ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е» имеет несколько значений: - чтение вслух с сохранением правильной интонации (словарь Д.М. Ушакова); - искусство творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский); - самостоятельный вид искусства, суть которого состоит в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове (Б. Найденов); - исполнительское искусство, материалом которого является литературное произведение (М. Германова); - публичное исполнение литературного произведения (БСЭ). Все эти определения объединяют три момента: выразительное чтение - это искусство, это искусство в действии, материалом для этого вида искусства является литература. Таким образом, выразительное чтение - это вид искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове. Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора. Понятие выразительности исторически истолковывалось как выявление глубинных смыслов и скрытых элементов. Современный французский исследователь театра П. Пави отмечает: «...выразительность – не более чем вторичный процесс «извлечения» уже готовых смыслов, которые уже существуют в тексте». Искусство художественного (выразительного) чтения, так же, как и театральное, - искусство исполнительское, в основе которого лежит литературное произведение. Однако в каждом из названных искусств воплощение осуществляется разными выразительными средствами. В театре пьеса исполняется коллективом участников, в искусстве же художественного чтения исполнителем произведения является один человек. В театре каждый актер играет одну роль, воплощает один образ, а чтец, исполняя произведение, воплощает всю систему образов. Театральное искусство – искусство синтетическое. «Жить» в пьесе и воздействовать на публику актеру помогают декорация, свет, реквизит, грим, костюмы. А в искусстве художественного чтения нет никаких дополнительных выразительных средств, кроме тех, которыми располагает сам исполнитель (его голос, интонация, мимика, жест). Актер перевоплощается в образ персонажа, действует от его лица, живет его жизнью. Чтец не перевоплощается в образы персонажей. Он рассказывает о них, о том, как они живут, действуют, думают, говорят, выявляя одновременно собственное к ним отношение; рассказывает так, как будто сам является свидетелем тех событий, о которых повествует автор. При этом чтец в воображении слушателей вызывает не только образы персонажей, но и окружающую их обстановку, их быт, условия их жизни и т. д. Журавлев Д.Н. пишет: «Чтец одновременно и автор, и декоратор, и осветитель, и гример, и костюмер, и композитор, и герой, и героиня, потому что он один должен удержать в руках все составные части рассказа и перебросить их в зал (Об искусстве чтеца. - М., 1960 , - С.43). Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает. Каждый исполнитель по-своему трактует образы героев, мысли и намерения автора, по – своему «видит» изображенную им жизнь, по-своему определяет смысл ее явлений и ту идею, которая в них раскрывается. Разнообразие трактовки обусловлено личными индивидуальными особенностями каждого исполнителя: его жизненным опытом, пониманием данного автора, теми оттенками чувств, переживаний, которые вызывают у него изображенные в произведении люди и события. Эти личные впечатления, мысли и чувства, обусловливая своеобразие трактовки, определяют творческое намерение чтеца, т. е. ч т о и с к а к о й ц е л ь ю он хочет раскрыть слушателям, читая данное произведение. Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель. Осуществление намеченной цели создает словесное действие, которое является «собственно художественным чтением» (В.Н. Аксенов). К.С. Станиславский утверждал: «Активность, подлинное, продуктивное, целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть и в речи! Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача: внедрять в других свои видения. Неважно – увидит другой или нет. Об этом позаботятся матушка – природа и батюшка – подсознание. Ваше дело хотеть внедрять, а хотения порождают действия». Через художественное (выразительное) чтение читатель лучше понимает суть произведения, его своеобразие, лучше чувствует героев, настроение произведения. Выразительное чтение является могучим средством проникновения в текст художественного произведения. Методист М.А. Рыбникова утверждает, что основной метод проникновения слова в сознание – метод выразительного чтения. Великий реформатор русского театра К.С. Станиславский в работах «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над ролью» четко сформулировал правила работы с текстом, образом, ролью, которые стали известны под названием системы Станиславского. Методист В.В. Голубков из этой системы предлагает позаимствовать принципы работы над текстом: - изучение текста, максимальное вживание в его идейно-художественное содержание; - общественная направленность, действенность выразительного чтения; - хорошее понимание «задач», которые следует поставить перед слушателем при чтении текста. Выразительное чтение – это практическое овладение учащимися основными законами искусства чтения. Обучение школьников выразительному чтению строится с учетом законов художественного чтения – искусства творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Выразительное чтение в школе преследует прежде всего воспитательные цели:- формирование духовно богатой, всесторонне развитой, творческой личности учащегося. Содержание и методы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастом учащихся и программой по литературе, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения. Выразительной чтение имеет две стороны: - проникновение в смысл исполняемого произведения, - ''передачу исполнительского проникновения слушателям'' (С. Кочарян). В работе по выразительному чтению на уроке основное место и время зани – мает проникновение в художественное произведение, творческое освоение текста. Важно зародить у ученика желание донести до слушателя свои мысли и чувства. '' Читай с чувством'', - говорит иногда учитель ученику и не понимает, что ставит перед учеником невыполнимую задачу и толкает его на ложный путь наигрыша и притворства. Область чувств – эмоциональная сфера и не поддается прямому управлению. Теоретик актерской игры К.С. Станиславский учил: ''Чувству приказать нельзя, а надо его добиваться другими путями…Должна появиться такая психологическая ситуация, которая даетвозможность возникнуть эмоциональному отношениючеловека к определенному кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будет им пережито''. Чтение вслух обращено к слушателям. Для восприятия чтения необходимо, чтобы слушатели понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием определенных знаний, определенного опыта. Поэтому учитель обязансчитаться с возрастом и развитием своих учеников. Различают два вида понимания: непосредственное и опосредованное. Непосредственное понимание возникает сразу и сливается с восприятием. Это понимание возникает при первом знакомстве с произведением. Опосредованное понимание создается постепенно в процессе постижения произведения. Для выразительного чтения в школе непосредственное восприятие, возникающее при первом знакомстве произведения, чрезвычайно важно, так как здесь решается вопрос: нравится или не нравится произведение. Именно первыевпечатления – ''семена'' будущего творчества (К. С. Станиславский). Поэтому при первом чтении произведения учителю рекомендуется читать либо самому, либо дать учащимся послушать чтение мастера в записи, либо разрешить прочитать специально для этого хорошо подготовленному ученику. Но может быть неправильным и восприятие слушателя. Поэтому первое чтение обычно предваряется беседой или лекцией учителя. На уроках литературы применяется выразительное чтение трех видов: - выразительное чтение учителя, - выразительное чтение учащихся, - чтение мастеров звучащего слова в грамзаписи. Методология художественного чтения едина для всех. Она требует естест- венности, простоты и действенности от любого чтеца. Но методика обучения для каждого возраста особая. Обучение выразительному чтению начинается с первого класса. Уже в начальной школе перед учащимися ставятся основные задачи выразительногочтения: - учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим, читая текст произведения; - у учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении; - учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили. В соответствии с возрастом детей решение этих задач в начальных классах достигается путем практической работы без опоры на какие-либо теоретические знания. Сведения теоретического характера учащиеся получают в 1У – У1 классах. Восприимчивость, впечатлительность, конкретность мышления учащихся 1У – У1 классов создают прекрасную базу для развития воссоздающего и творческого воображения. Ребята легко включаются в рассказ. Непосредственность, доверчивость и эмоциональность учащихся позволяет легко вовлекать их в переживание перипетий судьбы героя. Развитие волевых качеств, желание действовать, влиять на окружающих создает благоприятные условия для развития умения действовать словом в процессе общения со слушателем. В средних классах анализ литературного произведения проводится чаще всего ''вслед за автором'' (т.к. для учащихся главным при восприятии литературного произведения является сюжет, реальные события и эпизоды), и этот путь наиболее удобен для обучения выразительному чтению. В методике выразительного чтения должен быть соблюден один из важнейших принципов дидактики – принцип постепенного накапливания знаний, умений и навыков (например, в У классе у школьников вырабатывается навык рассказа-повествования о последовательно происходящих событиях сказки, в У1 классе школьники знакомятся с особенностями чтения басни, в У11 классе учатся передавать многокрасочность и сложность композиции описания степи в повести Н.В. Гоголя ''Тарас Бульба'', в У111 классе, читая по ролям драматическое произведение, учащиеся выявляют характерные особенности героя и т.д.) В каждом отдельном случае преподаватель должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста.
Подготовка и исполнение литературного произведения
Воплощение литературного произведения в звучащем слове – искусство нелегкое. «Прочесть как следует произведение лирическое, – говорил Н.В. Гоголь, - вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать. Нужно разделять искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно и душою и сердцем почувствовать всякое слово его – и тогда уже выступать на публичное его чтение».
|