КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка художественного текста для чтения включает в себяэтапы(по Г.А. Олейнику): 1 этап – литературоведческий анализ текста: - выяснение сведения об авторе, - изучение эпохи, отраженной в тексте, - понимание темы, идеи, жанрового своеобразие произведения, - рассмотрение композиции, сюжета произведения, - анализ образов, - анализ эстетических качеств текста, - раскрытие подтекста; 2 этап – действенный анализ произведения (процесс работы над произведением, который раскрывает и выявляет сквозное словесное действие произведения и основные этапы его развития): - расчленение произведения на части, чтобы между ними была внутренняя связь, - озаглавливание каждой части, - определение перспективы творческого задания для каждой части (что касается чтения произведения), - выполнение соответствующих отметок в тексте (партитура текста). Для выразительного чтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил его, глубоко понял, а потом исполнил его перед слушателями. Работа над выразительным чтением произведения происходит, как правило, в несколько э т а п о в: 1) подготовка слушателей к восприятию произведения, так называемое вводное занятие (содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения и осведомленности слушателей); 2) первое знакомство с произведением (важно позаботиться о правильном впечатлении); 3) анализ произведения (постижение глубины художественного текста); 4) выяснение композиции и членение произведения на части (главная цель – решение сверхзадачи. Но этой цели достигают путем решения конкретных исполнительских задач, для определения которых надо проанализировать весь ход повествования, уяснить построение произведения и составить непрерывную цепь исполнительских задач. Большое произведение делится на части, последние – на куски); 5) определение отношения автора к изображаемой действительности (чтец как бы продолжает работу автора, воплощая написанное в звучащем слове); 6) уяснение особенностей языка автора (лексика, построение произведений, ритм и т.п., - т.е. что и как изображает автор); 7) работа над образами-персонажами (чтец должен представить героя, отношение автора к нему и выяснить свое отношение к герою); 8) представление изображаемых автором картин природы, событий, внешности и поведения героя (фантазирование); 9) запоминание текста (исполнитель не просто читает, а выполняет намеченные творческие задачи); 10) жизненно правдивое, целенаправленное чтение произведения по книге или наизусть. Этот творческий процесс протекает на публике, поэтому всегда есть элемент импровизации, многое зависит от самочувствия исполнителя и восприятия аудиторией художественного чтения. Одно из главных условий творческого самочувствия чтеца – собранность и сосредоточенность.
|