КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности выразительного чтения басни.Обучение выразительному чтению басни служит своеобразной базой для выработки навыков живой разговорной интонации, умения выходить на непосредственный контакт с аудиторий. Б а с н я – небольшое аллегорическое эпическое произведение, которое имеет поучительную направленность. Это не просто рассказ, а рассказ, который подводит к определенным выводам, обобщениям. Свое начало басня берет в фольклоре: в притчах, сказках, развлекательных историях. Первоначально басни писались прозой, и только в 50-60гг. ХУ111в. появились рифмованные переводы Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова. И басня стала перерастать в художественное произведение. Родоначальником теории русской басни считается М. Ломоносов, который стремился придать басне нравственную направленность, а Cумароков предложил использовать басню для «перевоспитания общества». Настоящими баснописцами стали И.А. Крылов и Л.И. Глебов, басни которых хоть и напоминали эзоповские (по содержанию), но отличались богатством изображения действительности. В Украине Гулак-Артемовский, Гребинка, Боровиковский продолжали лучшие традиции создания басни, придав ей национальный колорит. Во время подготовки к чтению басни исполнитель должен учитывать ее жанровое своеобразие: традиционность в использовании аллегорических образов, сюжетность, наличие конфликта и т.п. Главным признаком басни является передача обобщенного типа через конкретный аллегорический образ. Через этот образ чтец осуждает или утверждает, обличает или высмеивает определенные жизненные явления. Т. е. при чтениине следует изображать, например, Лису, Волка, Овцу, а нужно передавать характеры, воплощенные в их образах. Существенную роль в правильном исполнении басни играет ее строение. В литературе традиционно выделяются компоненты басни: экспозиция, завязка, развитие действия, развязка, мораль. Мораль может смещаться. Но во всех случаях особенностью басни является то, что у нее есть развитие действия, четкое и мотивированное, ей присущ лаконизм в передаче рассказа. Поэтому видно, что она резко делится на две части: повествующую (широкую) и дидактическую концовку. Повествующая часть требует от исполнителя сосредоточения внимания на развитии действия, конфликта, а концовка заставляет задуматься над услышанным, сделать вывод. Жанровые особенности басни выдвигают перед чтецом требования к ее исполнению. В последнее время все чаще употребляется термин «рассказать» басню (исследователи исходят из происхождения термина «баять» - рассказывать). При этом исполнитель занимает определенное место: он выступает то, как участник событий, то, как их свидетель. Рассказчик является своеобразным идеологическим центром, через который раскрывается весь смысл произведения. Исполнитель басни ставит перед собой задачу не только заинтересовать слушателя, а и навязать ему определенное отношение к изображаемой проблеме, истории. При исполнении чтец сразу становится на ту или иную сторону конфликтующих сторон, хотя может и не выражать определенного отношения к персонажу, но оценивает событие или поступки героев. Мораль занимает особое место в рассказе исполнителя. Ее звучание особенное. После морали или перед нею обязательно выдерживается психологическая пауза, которая готовит слушателя к восприятию важной мысли или заставляет задуматься над сказанным. Чтец обращает внимание слушателей на мораль. Основным моментом в работе чтеца является и с п о л н и т е л ь с
|