Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Средства логической выразительности.




Логическая выразительность и точность достигаются правильной постановкой л о г и ч е с к о г о у д а р е н и я. К.С. Станиславский призывал : «Чаще берите книгу, карандаш, читайте и делите прочитанное на речевые такты (речевой такт – часть фразы, которая выражает относительное смысловое единство, имеет полное интонационное оформление и выделяется паузой)...Это заставляет анализировать фразы и вникать в их суть». В каждом речевом такте есть определенный смысл и свой смысловой центр – логическое ударение.

Л о г и ч е с к о е у д а р е н и е – выделение голосом слов в предложении для подчеркивания его логического ( смыслового) значения.

Читая отдельные речевые такты, надо голосом передавать незавершенность мысли (голос идет вверх) и только на последнем такте голос по сравнению с началом снижается («падает на дно»), передавая завершенность выражения.

По функциональным особенностям различаются логические ударения тактовые и главные.

Т а к т о в ы м л о г и ч е с к и м называется ударение, которое действует в рамках только одного речевого такта и выделяет в нем лишь одно слово. Сколько в фразе речевых тактов, столько и слов, на которые падает логическое ударение..

Г л а в н ы м л о г и ч е с к и м называется такое ударение, которое действует в рамках всей фразы, всех речевых тактов и в единстве с мелодикой понижения голоса выделяет одно слово среди уже выделенных и им завершает содержание данной фразы.

Логические ударение выделяется интонационно.

И н т о н а ц и я (от лат. громко говорю ) – ритмико-мелодический лад языка, который отражает интеллектуальную и эмоционально-волевую стороны речи в последовательных изменениях высоты тона голоса, силы и времени звучания, а также тембра голоса

Разъединяющие п а у з ы между речевыми тактами (небольшие перерывы в звучании, остановки между речевыми тактами, отдельными словами) служат для передачи относительного или полного завершения мысли, и перед каждой паузой голос опускается до определенного уровня.

Л о г и ч е с к а я п а у з а обусловлена конкретным содержанием, а

п с и х о л о г и ч е с к а я п а у з а, обусловленная чувством, настроением или намерением чтеца, имеет целью вызвать определенное чувство: настороженности, припоминания, жалости, сдерживания чувств, запугивания, напряжения...

Психологическим паузам родственны паузы ф и з и о л о г и ч е с к и е, которые диктуются не переживаниями, а физическим состоянием говорящего: больной, запыхавшийся человек делает частые, нелогичные паузы, и исполнитель, желая проиллюстрировать как говорил персонаж, может в какой -то мере имитировать его прерывистую речь.

Имеют место при чтении и паузы р и т м и ч е с к и е (стихотворные). Ритм (закономерное повторение соизмеримых единиц, воспринимаемое нашими органами чувств, в частности на слух) свойствен и прозаической речи, но наиболее отчетливо он проявляется в стихах, где ритмической единицей является строка, отдельный стих. Для того, чтобы ритм стиха не пропадал и не искажался в чтении, отдельные строки стихотворения всегда отделяются друг от друга паузами, которые называются стиховыми или построчными.

Когда построчные паузы совпадают с логическими, их соблюдение не может вызывать каких – либо затруднений. Например:

Когда же я очнулся вновь /

И отлила от сердца кровь,//

Она была уж далеко; //

И шла / хоть тише, / но легко, //

Стройна под ношею своей, /

Как тополь, / царь ее полей!

(М. Лермонтов. Мцыри )

 

Но построчная пауза нередко оказывается в середине речевого звена. Для того чтобы она при этом не соблюдалась формально, не звучала нарочито и нелогично, а, наоборот, была осмысленной и содержательной, необходимо отыскать в содержании текста такие эмоционально-образные оттенки, которые превратят построчную паузу в психологическую, оправдают ее по смыслу.

И беден был ее наряд; ///

И шла она легко, // назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. /// Летние жары /

Покрыли тенью золотой /

Лицо и грудь ее, // и зной

Дышал от уст ее и щек.

(М. Лермонтов. Мцыри)

 

Работа над логическим осмыслением произведения является первостепенным значением всякого чтеца. Н.В. Гоголь обращал на это особое внимание. Он советовал М.С. Щепкину, чтоб артисты запомнили «смысл всякой фразы, который может вдруг измениться от одного только ударения, перенесенного на другое место или другое слово».

Логическое ударение может менять свое место в зависимости от контекста и цели речи. Поэтому его необходимо определять только в целостном контексте.

При определении места ударений следует продумать, какие из слов могут быть опущены. Такой прием называется с к е л е т и р о в а н и е , т.е. обнажение смыслового «скелета» фразы.

Например:

Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугроб (А.П. Чехов. Ванька )

Если опустить менее значимые слова, то предложение приобретен такой вид:

Ночь темна, но видно...деревню...деревья...сугробы.

И все-таки фраза сохраняет основной смысл. Как раз на эти-то слова и будут падать логические ударения.

Тщательное и длительное наблюдение за расстановкой логических ударений привело к определению некоторых закономерностей, которые полезно знать, чтобы быстрее и точнее найти место логического ударения.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 989; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты