КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной источник____________________________________ 2 страницаНекоторые нормы, например табу в отношении инцеста или каннибализма, структурируют действия в широком многообразии контекстов и культур. Большинство же норм носят весьма ограниченную область применения. Например, нормы, регулирующие приветствие и невербальную коммуникацию существенно варьируются от культуры к культуре и от субкультуры к субкультуре. Более того, они могут существенно изменяться при социокультурных изменениях. Так в подростковой среде часто проявляются попытки от- Нормативное поведение в малой группе 607 клонения от норм, выступающие как форма подчеркивания собственной независимости от мира взрослых. Поэтому знание культурной специфичности или имики норм является важным аспектом налаживания продуктивной коммуникации как раз в этом случае применима поговорка - «со своим уставом в чужой монастырь не лезут». Точно также продуктивность взаимоотношений воспитателя с воспитанниками должна предполагать информированности первого о специфических нормах, принятых в группе подростков. Феномен формирования и функционирования норм являлся предметом многочисленных исследований, проводившихся в рамках разных традиций и подходов. Характеризуя существующие исследовательские подходы к проблематике групповых норм, Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская предлагают объединить их в три крупных блока: • исследования, изучающие влияние норм, разделяемых большинством членовгруппы; • исследования, изучающие влияние норм, разделяемых меньшинством членовгруппы; • исследования, изучающие последствия отклонения индивидов от групповых Исследования нормативного влияния группового большинства.Исследования этого направления во многом стимулированы ставшими теперь уже классическими работами Соломона Аша (Asch, 1951: 1955), по существу положившими начало экспериментальному изучению феномена конформного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства - своего рода групповой нормой. В современной литературе представлены подробные описания этих экспериментов, вызывающих несомненный интерес (Аронсон, 1998; Майерс, 1997, Пайнс и Маслач, 2000; и др.). Как правило функционирование групповых норм изучалось в контексте группового давления. Одной из наиболее иллюстративных в этом смысле вариаций экспериментов Аша является ситуация в детском саду когда у детей, сидящим за одним столом просят оценить пищу. Причем у большинства она вкусная, а у одного - нет. Опрос организован таким образом, что ребенок, у которого пища не вкусная, должен отвечать последним. Выслушав положительные отзывы сверстников. Ребенок оказывается перед дилеммой - отстаивать свою позицию или подчиниться мнению большинства. У маленьких детей превалирует тенденция к подчинению, у подростков - к неподчинению. Как показали исследования Аша в случае группового давления возможны четыре типа реакций, связываемых им с личностными особенностями: некритическое подчинение мнению большинства, приводящее к полному согласию и изменению собственных оценок - внушаемость; внешнее подчинение мнению группы при внутреннем разногласии с ним во имя избегания возможного конфликта- конформность; отстаивание собственной позиции вне зависимости от ее совпадения с мнением большинства - нонконформность; наконец, демонстрация несогласия с любым мнением группы, даже при внутреннем согласии с ним, во имя самоутверждения - негативизм. В многочисленных эмпирических исследованиях феномена конформного поведения изучался целый ряд индивидуальных и личностных характеристиках членов группы, предрасположенных к нему. В литературе (см., например, Аронсон, 1998; Кричевский, Дубовская, 2001; и др.) приводятся данные, свидетельствующие об отрицательной зависимости между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными Социально-психологические характеристики малой группы 608 чертами, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность. Показано также, что лица женского пола более конформны, чем лица мужского пола. Кроме того, изучались возрастные колебания конформного поведения. М. Шоу и Ф. Костанзо (Shaw, 1971) показали наличие криволинейной зависимости между возрастом и конформностью, причем своего максимума конформность достигает к 12 - 13 годам, затем, постепенно снижаясь (были взяты четыре возрастные группы испытуемых: 7 - 9, 11 - 13, 15 - 17 лет, 19 - 21 год). Культуральная специфика отечественной аудитории была показана А.П. Сопиковым (он работал с испытуемыми в возрасте 7-18 лет). В его экспериментах степень конформности с возрастом снижалась и наименьшие ее проявления приходились на 15—16 лет, после чего заметных изменений в падении конформности не наблюдалось (Баранов, Сопиков, 1970). Здесь следует отметить, что различия в конформности весьма вариативны не только от культуры к культуре, но и субъективной значимости изучаемого нормативного давления, субкультурного и ситуативного контекстов. Человек может проявлять высокую конформность в одном ситуативном контексте и низкую - в другом. К числу изучавшихся исследователями групповых факторов конформного поведения, как показывают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская (2001), относятся величина группы, структура коммуникативных сетей, степень групповой сплоченности, особенности композиции группы. Показано, что конформность возрастает с увеличением единодушного в своих ответах группового большинства, как правило, до 3 - 4 человек. Однако стоило в этом большинстве хотя бы одному человеку проявить инакомыслие (оно выражалось в противоречии его ответа с мнением остального большинства), как процент конформных реакций тотчас же резко падал. Были выявлены также позитивные зависимости между усилением децентрализации коммуникативных сетей и групповой сплоченности, с одной стороны, и ростом конформного поведения, с другой (там же). Установлено, что гомогенные, т. е. однородные по какому-либо признаку, группы отличаются большей конформностью, чем гетерогенные группы. Причем влияние фактора гомогенности на усиление конформности связано с тем, насколько релевантен для последней признак, лежащий в основе гомогенности группы. Важным условием конформного поведения являются, кроме того, оценка так называемым наивным (по терминологии С. Аша) субъектом, олицетворяющим собой групповое меньшинство, как собственной компетентности, так и компетентности группового большинства. В частности, высокая степень уверенности наивного субъекта в собственной, компетентности уменьшает его зависимость от мнения группового большинства. Однако эта зависимость будет возрастать, если компетентность группового большинства оценивается наивным субъектом высоко. Рассмотрение специалистами феномена конформного поведения неизбежно затрагивает и вопрос, связанный с его оценкой. Действительно, как трактовать такого рода поведение: как сугубо негативный по своей сути феномен, означающий бездумное, рабское следование моделям поведения, установленным другими, или сознательное приспособленчество индивида в социальной группе? В литературе обнаруживаются попытки более глубокого его анализа, сосредоточивающегося, в частности, на процессах соответствия внешнего согласия индивидуума с групповыми нормами (публичная конформность) их внутреннему (личному) одобрению, т.е. фактически на поиске разновидностей комфортного поведения (Кричевский. Дубовская, 2001; Shaw, 1971). На наш взгляд такого рода Нормативное поведение в малой группе 609 оценочные дебаты малопродуктивны. Если тенденция имеет место, то нет смысла ее нега-тивизировать, а гораздо более продуктивно нахождение в том числе и утилитарно-рациональной подоплеки. Такого рода осмысление феномена конформности представлено в ряде теоретических подходов, к анализу которых мы и переходим. Еще в начале 1950-х годов Л. Фестингер (Festinger, 1953) предположил, что публичная конформность будет сопровождаться личным одобрением норм только в том случае, если субъект хочет остаться в группе. Причем угроза наказания вызовет лишь внешнее согласие с группой, не затрагивая подлинного изменения во взглядах. Несколько позднее М. Дойч и Г. Джерард (Deutch, Gerard, 1955) указали на два типа социального влияния в группе: нормативное и информационное. В первом случае конформность вызывается желанием личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями, во втором -поведение большинства используется как источник информации, помогающей личности принять наиболее подходящее для нее в данной ситуации решение. Дальнейшее развитие обсуждаемый вопрос получает в уже упоминавшейся работе В.Э. Чудновского (1981), выделяющего два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее подчинение индивидуума группе. Внешнее подчинение проявляется в двух формах: во-первых, в сознательном приспособлении к мнению группы, сопровождающемся острым внутренним конфликтом, и, во-вторых, в сознательном приспособлении к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта. Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидуумов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Автором были выявлены следующие виды внутреннего подчинения: а) бездумное принятие неверного мнения группы на том основании, что «большинство всегда право», и б) принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора. По мнению автора, подобная логика выполняет функцию примирения двух противоречивых тенденций: стремления индивидуума быть в согласии с группой и вместе с тем в согласии с самим собой. В модели социального влияния в малой группе, предложенной Г. Келменом (Kelman, 1967), обращается внимание на факторы, обусловливающие активность самой личности в принятии решения в ситуации возникающего перед ней выбора Автором описываются три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация и интернализация. В случае подчинения принятие влияния другого лица или группы носит чисто внешний, прагматический характер, а сама продолжительность подобного поведения ограничивается ситуацией присутствия источника влияния. Следующий уровень принятия влияния другого лица или группы - идентификация. Рассматриваются две ее разновидности: классическая идентификация и идентификация в форме реципрокно-ролевого отношения. В первом случае субъект идентификации стремится частично или полностью уподобиться агенту влияния (будь то отдельные члены группы, ее большинство, или группа в целом) в силу испытываемой к нему симпатии и наличия у него желательных для усвоения черт. Во втором случае принятие влияния осуществляется в форме реципрокно-ролевого отношения: каждый участник взаимодействия ждет от другого определённого поведения и сам старается оправдать ожидания партнера (или партнеров). Причем, если сложившиеся отношения удовлетворяют человека, он будет вести себя так вне зависимости от того, наблюдает за ним партнер или нет, поскольку для Социально-психологические характеристики малой группы 610 его собственного самоуважения существенно оправдать ожидания другого. Идентификация может частично напоминать подчинение, если имеет место принятие личностью навязываемого поведения, не вызывающего у нее чувство удовлетворения. Вместе с тем идентификация отличается от подчинения тем, что в этом случае, как считает автор, субъект большей частью верит в навязываемые ему мнения и формы поведения. В любом случае, как полагает Г. Келмен, мнения, принятые через посредство идентификации, не интегрированы с ценностной системой личности, а скорее изолированы от нее. Такая интеграция характерна для третьего уровня принятия социального влияния -интернализации. Отличительной особенностью последней является совпадение (частичное или полное) мнений, высказываемых отдельным лицом или группой, с системой ценностей данной конкретной личности. Фактически в этом случае элементы оказываемого влияния становятся частью самой личностной системы субъекта, которую автор пытается отдифференцировать от системы социально-ролевых ожиданий. Благодаря действию процесса интернализации поведение члена группы становится относительно независимым от внешних условий: присутствия агента влияния, побудительных воздействий соответствующей социальной роли. Однако, как отмечает Г. Келмен, субъект не может полностью освободиться от влияния ситуационных переменных. В некоторых случаях, столкнувшись с множеством ситуационных требований, ему приходится выбирать из ряда конкурирующих ценностей. Модель Г. Келмена позволяет достаточно дифференцированно подойти к анализу проявлений нормативного поведения в малой группе, беря за основу столь мощный динамизирующий и в то же время селективный по своей природе фактор активности личности, каким являются присущие ей ценности. Вместе с тем эта модель может, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская (2001, с. 127), быть дополнена за счет включения в нее, как минимум, еще одного уровня нормативного поведения, также предполагающего обращение к ценностному моменту поведения личности, но в связи уже с собственно групповыми целями и ценностями, порождаемыми совместной групповой деятельностью. В подходе Г. Джерарда представлена попытка связать рассмотрение, конформного поведения личности с процессом поиска ею соответствующей информации в группе (Deutsch, Gerard; 1955). Она реализовалась в построении информационной теории конформности (Gerard; 1972), основывающейся на идее о том, что конформность должна рассматриваться как часть более общей теории, затрагивающей последствия поиска информации, связанной с межличностными отношениями в ситуациях сравнения и оценки собственного поведения с поведением других членов группы. Джерард выделяет два типа социального сравнения: сравнительное и отраженное оценивание, определяя два общих типа зависимости от других членов группы - информационную зависимость и зависимость влияния, т.е. зависимость, обусловленную либо присутствием других членов группы в качестве источника информации, либо наличием власти одного субъекта над другим. Оба типа зависимости делают личность повышенно чувствительной к социальному воздействию. Рефлексивное оценивание, по мнению Джерарда, основывается на обоих типах зависимости, в то время как сравнительное оценивание включает в себя преимущественно информационную зависимость. Таким образом, информационный подход позволяет рассматривать конформность в аспекте процессов социального сравнения, трактуя ее как одно из проявлений тенденции сравнения. Нормативное поведение в малой группе 611 Несколько попыток объяснения феномена конформного поведения осуществлен в рамках подхода с позиции теории психологического обмена. Основатель данного подхода Джордж Хоманс распространил свое понимание обмена на феномены группового поведения (Homans, 1961). По его мнению, личность ведет себя конформно не ради соответствия групповой норме, а с целью заслужить одобрение других членов группы. Отсутствие группового одобрения приводит к отказу от конформного поведения. Так как члены группы считают, что конформность групповым нормам является обладает утилитарной ценностью, то социальное одобрение выступает в качестве механизма его подкрепления. Сходную точку зрения высказывают Холландер и Виллис (Hollander, Willis, 1967), подчеркивающие инструментальную функцию конформности как специфического вознаграждения для других членов группы, облегчающего процесс взаимодействия и содействующего дальнейшему обмену вознаграждениями. По мнению РЛ. Кричевского и Е.М. Дубовской, трактовка конформного поведения с позиций теорий психологического обмена отличается несомненным прагматизмом. пытаясь вынести оценочное суждение в отношении данного феномена эти же авторы приходя к своеобразному компромиссу признавая конформность к групповым нормам в одних ситуациях как позитивный, а в других ситуациях - негативный фактор функционирования группы (2001, с. 129-130). Действительно, следование некоторым установленным стандартам поведения важно, а иногда и просто необходимо для осуществления эффективных групповых действий, в частности, в экстремальных условиях (Harrison, 1984). Кроме того, рядом исследований показано, что в отдельных случаях конформность может иметь своим результатом даже альтруистическое поведение или поведение, согласующееся с моральными критериями самой личности (Shaw, 1971). Рассмотрение нормативного функционирования в контексте конформного поведения не представляет одну позицию, характеризующуюся в большей степени экспериментально-эмпирической подоплекой. Представляя «взгляд со стороны» представители данного подхода сталкиваются с целым рядом сложностей объяснительного свойства. Более глубинный взгляд представлен в разработках французской школы, к рассмотрению особенностей которой мы и переходим. Исследования нормативного влияния группового меньшинства.Оформившись в качестве самостоятельного направления в социально-психологических исследованиях к 1970-м годам, французская школа исходно выступала как альтернатива американской экс-перименталистской традиции академического толка. Исходя из стремления приблизить социальную психологию к феноменологии реальной, а не лабораторной, социальной жизни, французские социальные психологи (Maas, Clark, 1984; Moscovici, Faucheux, 1972; Moscovici, Pauicheler, 1983; Nemeth, 1986) разработали альтернативу уже анализировавшемуся выше конформистскому подходу. По мнению одного из крупнейших представителей этого подхода Серджо Московичи (1983), традиционный подход делает акцент на рассмотрении трех аспектов проблемы: социальном контроле за поведением индивидуумов, исчезновении различий между ними, выработке единообразия группового поведения; Такое понимание нормативного (уже - конформного) поведения составляет основу некоей функционалистской модели социального взаимодействия, согласно которой поведение личности в группе есть адаптивный процесс, призванный уравновесить ее с окружающей социальной средой. Способствуя этой адаптации, конформность фактически выступает Социально-психологические характеристики малой группы 612 как определенное требование социальной системы (группы), предъявляемое к ее членам с целью выработки между ними согласия, способствующего установлению равновесия в системе. Поэтому индивидуумы, следующие групповым нормам, должны в логике модели рассматриваться действующими в функциональном и адаптивном ключе, а отклоняющиеся от принятых норм воспринимаются как ведущие себя дисфункциональным и дезадап-тивным образом. Согласно Московичи (1983), функционалистская модель социального взаимодействия содержит следующие шесть фундаментальных положений. 1. Влияние в группе распределяется неравномерно и осуществляется одно 2. Функция социального влияния состоит в том, чтобы сохранять и укреп 3. Отношения зависимости обусловливают направление и величину соци 4. Формы, в которых выступает процесс влияния, зависят от состояния не 5. Согласие, достигаемое благодаря взаимному обмену влиянием, основы 6. Все процессы влияния должны быть поняты как проявления конформно Нормативное поведение в малой группе 613 ективная реальность элиминируется из проводимого исследователем анализа (приводится по: Кричевский, Дубовская, 2001, с. 131-132). Московичи разработал дескриптивная модель влияния меньшинства (1983), представляющую собой альтернативу изложенной выше функционалистской модели, включает следующие «блоки» анализа. (приводятся по Кричевский, Дубовская, 2001, с. 133-140). 1. Аргументы в пользу существования модели.Утверждается,. что функциони Одним из первых строгих эмпирических доказательств влияния, оказываемого меньшинством, явились ставшие теперь уже классическими эксперименты Московичи с сотрудниками (1972; 1983), в которых участвовали группы испытуемых из шести человек (двух «сообщников» экспериментатора и четырех «наивных» субъектов). Испытуемым предъявлялся тест цветового восприятия будто бы с целью установления их перцептивной компетентности. Стимульным материалом служили слайды голубого цвета, однако «сообщники» экспериментатора при каждом предъявлении постоянно называли зеленый цвет, оказывая тем самым влияние на большинство. Полученные результаты состояли в следующем. Во-первых, «сообщники», т. е. меньшинство, действительно оказывали влияние на ответы «наивных» субъектов (8,42% выборов в экспериментальной группе относилось к зеленому цвету, тогда как в контрольной группе таких выборов оказалось лишь 0,25%). Во-вторых, менялся порог цветового различения. При предъявлении испытуемым последовательного ряда оттенков между чисто-голубым и чисто-зеленым цветом в экспериментальной группе обнаружение зеленого цвета происходило на более ранней стадии, чем в контрольной. Таким образом, влияние меньшинства выступило не только как одномоментно фиксируемый факт, но и характеризовалось определенной устойчивостью. 2. Поведенческий стиль меньшинства.Как показали исследования (1984; 1972; Социально-психологические характеристики малой группы 614 3. Социальное изменение.По мнению Московичи и Пейчеле (Moscovici, Paicheler, 1983), социальное изменение и инновация, подобно социальному контролю, являются проявлениями влияния. Оспаривая точку зрения, согласно которой изменения и инновации дело рук только лидера, они отстаивают и право меньшинства инициировать эти процессы. Примером может служить ситуация с изменением групповых норм, олицетворяющих собой достаточно устоявшиеся законы большинства. При определенных условиях, однако, меньшинство способно «выдвинуть» свою норму и взять верх над консервативным большинством. Рассуждения исследователей опираются на ряд экспериментов. В одном из них, выполненном Немесом и Вочтлером (Nemeth, Wachtler, 1983), испытуемым в случайном порядке были предъявлены слайды с изображением образцов будто бы итальянской и немецкой живописи. Испытуемые контрольных групп обнаруживали преимущественное предпочтение образцов «итальянской» живописи, квалифицировавшееся экспериментаторами как своеобразная групповая норма. Вводимые в экспериментальные труппы «сообщники» экспериментаторов представлялись остальным их членам как лица либо итальянского, либо немецкого происхождения. Эти «сообщники» открыто заявляли о преобладающем у них интересе к работам «своих соотечественников». В результате независимо от участия в эксперименте «сообщника - немца» или «сообщника - итальянца» испытуемые экспериментальных групп к картинам «немецких» мастеров отнеслись с большим предпочтением, чем испытуемые контрольных групп. Подобный факт интерпретируется Московичи и Пейчеле (Moscovici, Paicheler, 1983) как следствие значительного влияния не совсем обычной позиции группового меньшинства. Та же исследовательская линия была продолжена в серии экспериментов Paicheler (там же), позволивших получить аналогичные данные. В ситуации групповой дискуссии было показано, что меньшинство может ускорить процесс нормативного изменения, и одновременно определены условия, при которых это должно произойти. Суть исследования состояла в изучении слияния, оказываемого крайним и твердым в своих взглядах субъектом («сообщником» экспериментатора) на установки членов группы (речь шла об установках относительно равноправия женщин), вследствие чего они определенным образом менялись. В самом начале эксперимента испытуемые демонстрировали весьма умеренные феминистские установки, в ходе последующей дискуссии становившиеся более однозначно выраженными как в сторону феминизма, так и в противоположном направлении. В этот момент в группу вводился «сообщник» экспериментатора - человек с резко выраженными либо феминистскими (в логике обсуждаемого подхода - новатор), либо антифеминистскими (в логике обсуждаемого подхода - консерватор) настроениями. В то время как «сообщник-феминист» оказывал значительное влияние на установки членов группы, усиливая в Следует отметить, что Пейчеле, исходя из социологического и исторического анализа тенденций жизни современного ей общества (в данном случае - французского), рассматривала установки с более выраженной феминистской окраской в качестве своеобразной социальной нормы в их феминистское начало, высказывания «сообщника-антифеминиста» вызывали в группе поляризацию мнений. При этом феминистски настроенные субъекты еще больше укреплялись в своих убеждениях, а нейтралы и антифеминисты попадали под сильное влияние антифеминистских взглядов сообщника. В этой связи Нормативное поведение в малой группе 615 Московичи и Пейчеле замечают, что было бы наивным рассматривать влияние меньшинства как работающее только в позитивном или прогрессивном направлении. 4.Конфликт.Процессы влияния, полагает Московичи, неизбежно связаны с пре
|