Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В 7 Общество как социальная система




Под социальной системой в социологии понимается упорядочен­ная, построенная, как правило, иерархически совокупность индиви­дов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных ус­тойчивыми связями и отношениями, взаимодействующая со средой как единое целое.

Успехи в развитии биологии в XIX в., в частности появление эволюционной теории Ч. Дарвина, позволили преодолеть механи­ческие представления об устройстве общества и способствовали рас­пространению «организмической» (от слова «организм») модели, вместе с которой в общественную науку пришли такие понятия, как: «орга­ническое целое», «саморегуляция», «морфологическая структура» и т.д. Эволюционная теория стала одним из основных факторов идей­ного климата второй половины XIX в.

Активным последователем Ч. Дарвина в социологии был Гер­берт Спенсер (1820—1903). При этом он уподоблял строение общества строению живого организма. Каждая из сфер общественной жизни (экономическая, политическая, духовная) имела аналоги среди органов чело­веческого тела и несла соответствующие функции.

Социологическая теория Г. Спенсера является предшественни­цей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия «структура», «функция», «система», «социальный институт». Изменения в структуре, по его мнению, не затрагивают функции: увеличение размеров социальных единиц неизбежно про­буждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной ак­тивности, естественное разделение труда. Со временем органическая теория общества потеряла свою популярность и была вытеснена дру­гими социологическими школами, но категории «система», «струк­тура», «функции» приобрели общенаучное значение.

В ХХ в. представление об обществе как о целостной органичес­кой системе в значительной степени формировалось под влиянием общей теории систем, разработанной А.А. Богдановым и Л. фон Беталанфи.

В наиболее полном и законченном виде теория социальных сис­тем была представлена в трудах американского социолога Толкотта Парсонса (1902—1972),

Парсонс попытался создать логико­дедуктивную теоретическую модель, охватывающую человеческую реальность во всей ее целостности и многообразии. Ученый выделил следующие основные функции социальных систем:

адаптация системы к внешним объектам;

целедостижение (получение от внешних объектов удовлетворе­ния с помощью инструментальных процессов);

интеграция (поддержание «гармонического» бесконфликтного отношения между элементами системы);

воспроизводство структуры и снятие напряжений (сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

Реализация данных социальных функций обеспечивается, по мнению Парсонса, различными социальными подсистемами:

  • функция адаптации обеспечивается экономической подсистемой;
  • функцию целедостижения обеспечивает политическая подсис­тема, которая тоже включает различные подсистемы, обеспечиваю­щие ее собственное существование;
  • функция интеграции опирается на подсистему правовых ин­ститутов и обычаев;
  • функция воспроизводства структуры существует с помощью подсистемы верований, морали и органов социализации (семья, си­стема образования и т.д.).

Социальная деятельность как основа социальной системы также включает четыре подсистемы: культурную, социальную, личност­ную, органическую. Парсонс считает, что именно эти подсистемы лежат в основе социального взаимодействия между индивидами. Чем более развито общество, тем более сложны подсистемы, обеспечивающие его функ­ционирование. К сожалению, теоретическая конструкция Парсонса опиралась лишь на эволюционный (количественный) путь развития общественных отношений, упуская из виду качественные переходы. Этот крен проявился в особой усложненности конструкции соци­альной структуры ученого.

Несмотря на это, понятие «социальная система» является ключе­вым в современных социологических теориях. Социальную систему обычно рассматривают наряду с культурой как подсистему более широкого понятия — «общество» и соотносят, как мы уже говори­ли, с понятием «население».

Словарь «Современная западная социология» дает развернутое определение понятия «общество», приближая его по содержанию к термину «социальная система»1. Понятие «общество» в нем рассмат­ривается в двух смыслах:

в широком смысле — означает совокупность всех способов вза­имодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга;

в узком смысле — означает структурно или генетически опре­деленный:

а) тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность;

б) относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) этой устойчивой целостности.

В связи с этим важно еще раз подчеркнуть отличие понятия «общество» от понятия «население», которое отражает лишь фор­мальные признаки единства между людьми. В данном случае речь идет о форме взаимоотношений между индивидами, о внешней сто­роне, хотя и существенной, но не являющейся определяющей при анализе общества как саморазвивающейся социальной системы.

.Социальная структура общества.Сущ естеств структ общ (демогр) и соц. Соц стр – взаимосв разл соц общностей, классов, соц гр, слоев, проф квалифик, соц-демогр, террит, сем-бытовых общн, склад, функнир, измен на базе относ устойч взаимоотнош. Соц-класс структ – совок классов, соц слоев и гр, а также взаимосв и взаимод м/у ними и внутри них. По Ленину люди делятся на классы по их отношению к собственности. По Веберу классы имеют различия, не связанные с собственностью. В основе класс структ – разд труда и эконом разд общ. Осн элем класс стр: 1)классы; 2) соц гр (совок людей, кот опред обр взаимод др с др, осозн свою принадл к дан гр и счит-ся ее членами с т зрен др людей);3)соц слой (совок индив, объед по каким-л. общ призн и имеют одинак статус);4)соц страта(соц сл, гр, объед каким-л. общ соц призн) I Маркс – примат класс структ, II Вебер, Сорокин – сущ и др основания, по кот можно структур общ-во (не собств) – теор стратиф 4 класса: 1)высш(очень состоят, основа могущ – собств); 2)средн(предст науки, искусства, крупн менедж – достат обеспечены); 3)ниже (~рабочие); 4)в основном труд связан с землей. Интеллигенция – особ слой людей проф занят высококвалиф умств трудом, треб для выполн высш/сред-спец образование. Необходимость изучения проблемы соц структуры обусловлена тем, что в ней сфокусированы основные противоречия, присущие общ на данном этапе развития.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты