Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальные нормы и место права в их системе




Глава2 ТЕОРИЯ ПРАВА

Впроцессе своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоотношения с объектами природы (материальными объ­ектами), а также друг с другом. Несмотря на многообразие свя­зей, их можно типизировать и определить, какое же поведение является распространенным, массовым, нормальным.

Понятие «норма» в самом широком смысле означает правило, образец, стандарт, руководящее начало. Все нормы, использу­емые людьми, делятся на два вида (рис. 2.1).

Несоциальные нормы.Эти нормы регулируют отношение че­ловека к природе, технике и представляют собой специфиче­ский язык общения человека с материальными объектами. К ним можно отнести технические, сельскохозяйственные, кли­матические, физиологические, биологические, химические, сани­тарно-гигиенические и другие нормы. Особое место занимают технические нормы, основанные на познании законов природы и направленные на регулирование производственных процес-



Глава 2. Теория права


§ 1. Социальные нормы и место права в их системе



 


Рис.2.1. Виды норм

сов, а также обслуживание непроизводственных потребностей людей. Они в принципе могут быть установлены (открыты) лю­бым человеком. Несоблюдение технических или других несоци­альных норм порождает ответные негативные последствия на конкретные действия человека со стороны сил природы или материальных объектов. Например, нарушение агротехниче­ских правил ведет к снижению урожайности сельскохозяйст­венных культур.

Социальные нормы.Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандар­ты, масштабы поведения одного человека по отношению к дру­гому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламен­тированную ситуацию. Социальные нормы учитывают интере­сы тех или иных социальных групп и могут создаваться опреде­ленными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.


Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид об­щественных отношений (поведение в общественном месте, от­ношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не от­дельный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная си­туация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют не-персонифицированность, неконкретность адресата.

В-четвертых, за нарушение социальных норм санкции сле­дуют со стороны людей (индивидов, организаций, государства, общества).

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие.

1. Ритуалы — правила поведения, в которых акцент делается
на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не
столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию,
демонстративное действие, имеющее целью внушить людям оп­ределенные чувства. Например, при открытии сессии Государ­ственной Думы РФ исполняется Государственный гимн РФ,
что должно внушать депутатам чувство ответственности за свою
деятельность.

2. Обряды — также символические действия, но в отличие от
ритуалов глубже проникающие в психологическую сферу чело­века, преследующие еще и воспитательные, идеологические це­ли, например, обряд заключения брака, захоронения и др.

3. Мифы — предания, сказания, повествования, былины, ко­торые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

4. Обычаи — правила поведения, сложившиеся исторически,
на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеоб­щими в результате многократного повторения. Иначе обычаи
можно определить как стереотип поведения. Они прочно вхо­дят в сознание людей потому, что выражают какую-то жизнен­ную закономерность, например передачу имущества умершего
его родственникам, воспитание детей матерью, кровную месть,
двоеженство и др.

5. Традиции — правила поведения, которые регулируют, как
и обычаи, устойчивые отношения. Но традиции носят поверх-



Глава 2. Теория права


§ 1. Социальные нормы и место права в их системе



 


постный характер, поскольку не затрагивают какой-либо обще­ственной закономерности, а больше относятся к внешней сто­роне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исто­рический шлейф. Вот почему, если ломку обычаев люди пере­живают мучительно, ломка традиций происходит менее болез­ненно. Примером исчезнувших таким образом традиций могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же тради­цией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.

6. Религиозные нормы — правила поведения, регулирующие
отношения между людьми через призму требований божествен­ного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен
служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Под­чинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку
предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требова­ния религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные
санкции: епитимья, анафема, Страшный суд, попадание в ад,
лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опо­средуют человеческий и божественный путь Бога и требуют
помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение, Вознесе­ние, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведе­ние людей, например 10 библейских заповедей (не убий, не
прелюбодействуй, не укради и др.).

7. Правовые нормы — правила поведения, являющиеся обяза­тельными и охраняемые от нарушений силой государственного
принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важ­ные общественные отношения (структуру и порядок осущест­вления государственной власти, взимание налогов, ответствен­ность за правонарушения, использование земли, недр, охрану
окружающей среды и др.)- Поскольку нарушение этих норм
может принести обществу значительный вред, государство и ус­танавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суро­востью по сравнению с мерами реагирования за нарушение
других видов социальных норм.

8. Моральные нормы — правила поведения, определяющие,
что есть добро и что есть зло. Моральные требования, предъяв­ляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляют­
ся с помощью средств духовного' воздействия: через чувство
долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего
поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опи­раясь на выработанные нравственные требования, усваивая их,


каждый человек может самостоятельно регулировать свое пове­дение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутст­вие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а ду­ховный характер (осуждение, презрение).

В истории политико-правовой мысли не раз допускалось смешение права и морали, поэтому крайне важно отличать эти две категории:

а) нормы позитивного права создаются или санкционируют­ся только государством, поэтому они выражают государствен­ную волю. Мораль же, наоборот, создается всем обществом и
не нуждается в признании государством. В самом деле, человек
узнает о добре и зле не столько из текста законов, сколько из
общения с другими людьми;

б) правовые нормы обеспечиваются государственным при­нуждением, за их неисполнение предусмотрены различные на­
казания, применяемые правоохранительными органами госу­дарства. Мораль же обеспечивается силой общественного воз­действия, причем оно может быть не менее действенно, чем
государственные санкции;

в) правовые нормы зафиксированы в официальных доку­ментах, определенным образом систематизированы. Моральные нормы не имеют четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а существуют в основном в сознании лю­дей. Моральные нормы стихийно рождаются, незаметно исче­зают, нельзя указать ни точных сроков, ни причин, ни порядка их появления. Поэтому нормам морали в значительной степени свойственны неопределенность и расплывчатость;

г) если право в основном оперирует понятиями прав и обя­занностей, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуе­мого, то мораль — категориями добра и зла, похвального и по­стыдного, честного и бесчестного, благородного и подлого;

д) мораль регулирует гораздо больший круг отношений, чем
право, сфера ее действия шире. Однако многие ситуации полу­чают оценку как со стороны права, так и со стороны морали.

9. Политические нормы — правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами и другими социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использо­вание государственной власти. Политические нормы часто фор­мулируются в виде призывов, лозунгов и носят весьма общий и



Глава 2. Теория права


§ 2. Понятие права



 


       
   

 

доступный характер. Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Доходчи­вость, простота, лозунговость — особенности политических норм. Политические партии демократической ориентации про­возглашают переход к рыночной экономике. Партии коммуни­стического толка предлагают «защиту человека труда» и постро­ение «социализма с человеческим лицом». В пределах общих ло­зунгов можно выделить и более конкретные политические нормы, например, осуществить либерализацию цен, приватиза­цию государственного имущества или повысить минимальную оплату труда, обеспечить каждого жильем.

10. Нормы этикета — правила поведения, касающиеся
внешнего проявления отношения к людям, причем отношения
благоприятного, располагающего к общению (обхождение с ок­ружающими, формы обращений и приветствий, манеры, одеж­да и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброже­лательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом
плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм
может расходиться с его истинным отношением к людям, со­бытиям. И тем не менее, как говорится в пословице, лучше ху­дой мир, чем добрая ссора. Примеры норм этикета: мужчина,
выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб
берут руками, а не вилкой; гостю неприлично пристально раз­глядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стои­мостью вещей.

11. Эстетические нормы — правила поведения, регулиру­ющие отношение к прекрасному и безобразному. Например,
считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище
цветами. Однако не все эстетические нормы столь конкретны.
Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той
или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма
субъективны. Недаром говорят: «О вкусах не спорят». Напри­мер, к сюрреалистической живописи С. Дали относятся по-раз­ному: есть у него не только поклонники, но и противники.
И тем не менее в обществе все же существует идеал красоты,
составляющий основу социальной нормы. Отклонение от идеа­ла красоты, существующего в обществе, бросает тень на чело­века хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вку­са, о неполноценном развитии личности. Общепринято, напри­мер, что одежда человека не может состоять одновременно из
предметов, имеющих разное назначение: галстук и кроссовки,
ювелирные украшения и хозяйственная сумка.


12. Деловые обыкновения — правила поведения, складыва­ющиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный харак­тер. Например, принято, что студенты приветствуют препода­вателя стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки, а на других — с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям — путевого листа или товарно-транспортной накладной).

Важно отметить, что в действительности столь четко разде­лить нормы по видам удается не всегда, так как приведенная классификация во многом представляет собой результат абст­ракции. Так, одна и та же норма может быть закреплена в пра­ве, оценивать ситуацию с точки зрения морали и, помимо это­го, в своей основе являться обычаем.

Итак, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены в конечном счете экономическими, политически­ми, социальными, бытовыми и другими условиями, существу­ющими в обществе. Правовые нормы являются составной частью системы социальных норм, но частью самой важной, несущей ос­новную нагрузку по упорядочению жизни общества. Это связано с тем, что они регулируют жизненно важные вопросы: государст­венной власти и подчинения, осуществления политической дея­тельности, прав и свобод граждан, форм собственности, приме­нения труда и сферы распределения, вопросы социальной защи­ты, военной сферы, дипломатической, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Как часть целого правовые нормы не должны противоречить другим социальным нормам, в противном случае уровень и качество их реализации снижаются.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты