Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


О ВЫБОРЕ ЧЕРТ




 

 

Изучать роль лучше всего постепенно. Но под каким углом зрения, для

кого, для какой цели необходимо изучение и построение образа?

Когда актер, готовя роль, пытается с минимальной мерой душевного

участия передать поведение персонажа в наиболее удобной для себя манере,

сосредоточив основные усилия на поисках выразительных жестов, он благодаря

своей готовности к неожиданностям выявляет в отдельных мелких черточках

типическое и в то же время специфическое в своем герое. (Готовность к

неожиданностям - это техника, причем очень важная для актера, и ею можно

овладеть. Поскольку основная задача актера состоит в том, чтобы сделать

некоторые вещи поразительными, он должен прежде всего сам поражаться этим

вещам.) Тщательно и с интересом (все это манеры, которым можно обучиться,

они естественны и необходимы, как движения, которые делает столяр у

верстака), причем с интересом даже тогда, когда он ищет в сфере

трагического, актер пытается прежде всего объединить черты, противоречащие

друг другу. Его задача состоит в том, чтобы совместить все эти черты,

привести их в равновесие в характере какого-то определенного, отличного и

удобоотличаемого от других действующих лиц персонажа, но ему не позволено

ради более удобного соединения этих черт игнорировать отдельные, отчетливо

заметные черты, то есть исходить из некоего кажущегося ему главным

представления о целом. Именно "непригодные", противоречащие другим черты он

должен использовать для создания образа. И как цельная уже и еще полная

противоречий личность, он, хотя и подчинен действию и позволяет, так

сказать, все с собой делать, но все же не растворяется в действии целиком.

Более того, он задерживает ход действия почти в такой же степени, как

продвигает его, он идет вместе с действием, то застывая, то плетясь за ним,

то даже заставляя тащить себя. Потому что отдельные черты в его поведении

взяты не только из данной пьесы, из "мира поэта"; актер (перенося

определенную черту из "мира поэта" в другой, а именно реальный, знакомый

ему, актеру, мир) придает этой черте особое, выходящее за рамки пьесы и не

совсем растворяющееся в ней значение.

Но под каким углом зрения, для кого, для какой цели актер совершает

такой постепенный отбор черт? Он выбирает их так, чтобы знание этих черт

облегчало ему проникновение в образ. Следовательно, извне, с точки зрения

внешнего мира, окружающих, с точки зрения общества. Стало быть, актер

ориентируется на объективное поведение персонажа, на те его поступки,

которые заметны всем. Но есть еще другая, противоречащая первой возможность

поведения персонажа, о которой мы уже говорили и которая также обусловлена

классовым положением и обстоятельствами (для показа этой возможности

применяется техника альтернативы, намека на другие варианты), но которая у

данного персонажа не реализуется: актер должен сделать ее видимой. Итак,

"черты" - это в известной мере шахматные ходы фигур, а не просто черты

характера (реакция на раздражение), абсолютные и ни от чего не зависящие.

Там, где речь идет о чертах характера, необходимо показать их как результат

воздействия окружающей среды. Черты имеют общественные причины и

общественные следствия. Только построенные из таких черт образы будут

реальными, и актер сможет показать их связь с окружающим миром.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты