КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления в русской философииВ русской философии традиционно выделяют следующие исторические периоды: I период – зарождение философской мысли на Руси XI-XVII; II период – русская философия Просвещения XVIII – нач. XIX; III период – русская философия XIX – нач. XX; IV период – советская философия 1917-1991; V период – современная российская философия (с 1991 – по наст. вр.). Каждому периоду соответствует свое философское умонастроение, формирующее специфические направления философской мысли. На особенности древнерусской философии наибольшее влияние оказало христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, внедряясь в основы общественного бытия и психологии, оно стало интегрирующей силой национальной русской культуры. Русская философская мысль не была изолирована от традиций мировой философской мысли. Сложными путями античная философия достигла читающих и мыслящих людей Киевской Руси. Восприятие античной мысли было противоречивым. Русь восприняла две византийские философские традиции: объяснение бытия на основе христианской догматики и связь христианской философии с античной мудростью. Православная церковно-монашеская традиция, пронизанная аскетизмом и мистикой, отрицала философию и все мирское знание. Философия рассматривалась как «служанка богословия. Но эта традиция, шедшая от византийской духовной культуры, была не единственной. Другая традиция, содержавшая рационалистические элементы, была связана с культивацией наследия античной, древнегреческой философии, с идеями Аристотеля. В частности, благодаря переводу на старославянский язык сочинения «Диалектика» византийского мыслителя Иоанна Дамаскина (VII—VII),в основе которого лежали фундаментальные идеи Аристотеля, Киевская Русь непосредственно приобщилась к великому наследию античной культуры. Период зарождения философской мысли на Руси соответствует периоду средневековой европейской философии и делится на два этапа: древнерусская философия Киевской Руси (XI—ХIII) и средневековая русская философия Московского государства (XIV—XVII). В рамках первого периода развития русской философии сформировались три важнейших идейных направления отечественной философской мысли – историософское, нравственное и религиозное. Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, за укрепление централизации русского государства, были на стороне светской великокняжеской власти. Киевский митрополит Илларион (ХI в.) в знаменитом труде «Слове о Законе и Благодати» поднимает историософскую проблематику и затрагивает круг социально-философских проблем: вопросы истории человечества, закономерности его изменения, указывает на важность места России в общемировом историческом процессе; огромное значение принятия христианства на Руси. Владимир Мономах (1053—1125) – великий князь, политик, мыслитель в своих «Поучениях» оставил потомкам нравственные заветы: власть – это ответственность; долг – справедливость; каждый человек – неповторим, мерило полезности человека – труд; к церкви нужно относиться с почтением, но без подобострастия. Митрополит Климент Смолятич(XII в.) – затрагивает религиозную и гносеологическую проблематику в труде «Послании к пресвитеру Фоме». Он рассуждает о двух методах познания: тайном, не нуждающемся в усилиях ума знании, достигаемом святыми, и обыденном знании, обоснованном практической жизнью. Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В нём человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости Бога, сокрытой в твари. Московского Средневековая русская философия государства продолжает и развивает философские направления, возникшие в Киевской Руси. Труды монаха Филофе́я(ок. 1465-1542) посвящены историософской проблематике. Согласно его учению «Москва-третий Рим» в основе исторического процесса лежит божественное провидение. «Третьему Риму – Москве» как истинному продолжателю христианского учения предначертано свыше стоять вечно. Падение «старого» и «нового» Рима старец Филофей объяснил тем, они изменили истинной православной вере и за это подверглись Божьей каре. Среди религиозных направлений русской философии средневекового периода можно выделить исихазм, нестяжателей и стяжателей. В XIV веке на Руси большое распространение получило учение синайских и египетских аскетов IV—VII вв., развившееся на Афоне, – исихазм (от греч. – покой, безмолвие, отрешённость). Это мистическое направление в православном богословии: этико-аскетичекое учение о пути человека к единению с Богом через уединение, «очищение» сердца слезами и через сосредоточение сознания в себе самом. В конце ХV в. возник знаменитый спор между иосифлянами (стяжателями) во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сорским и Василием Патрикеевым. Иосифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной государственной властью. Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное – это развитие и совершенствование внутреннего духовного мира человека. Не имея материальных богатств на земле легче уходить из этого мира. В этом споре победили иосифляне. В средневековой Руси XIV – XV веков широко распространились ереси. Ересь (от греч. – особое вероучение) – сознательное отклонение в вопросах религии от официальной доктрины церкви. Одной из ересей стало стригольничество, возникшее в Пскове и затем распространившееся на Новгород. Другой ересью XV века была ересь «жидовствующих». Группа вольнодумцев сформировалась в Великом Новгороде и в Москве, её основателем стал «жидовин Захария Скара». Наиболее важными представителями нравственного направления русской философии эпохи Московского государства были Симеон Полоцкий (1629-1680), Юрий Крижанич (1618-1683), Епифаний Славинецкий (ок. 1600-1675). Второй период русской философии – русская философия Просвещения XVIII – нач. XIX ориентирована на социальные, научные и технические достижения Европы, а так же на секуляризацию. Наряду с традиционным философствующим богословием в эту эпоху появляется светская философия. Важную роль в формировании новой культуры и философии играют «Ученая дружина Петра I», выпускник Славянской академии М. В. Ломоносов и создание Московского университета в 1755 г. Кружок «Ученая дружина Петра I», организованный Феофаном Прокоповичем(1681—1736), объединил идеологов дворянства, горячих сторонников новой философии и науки. Разносторонним гением русского Просвещения стал М. В. Ломоносов (1711—1765). Его творчество, будучи самобытным, своими истоками обязано античной и европейской философии и науке. Основой философской онтологии и научных воззрений Ломоносова стала атомно-молекулярная гипотеза, опираясь на которую, он разрабатывает учение о материи и движении. Ученый дает определение материи: «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность»; или: материя «есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Он отождествляет материю с веществом, которое, в его понимании, состоит из элементов и корпускул – группировок элементов (молекул). Движение он делит на внешнее (между макротелами) и внутреннее (между элементами). Большое достижение Ломоносова – открытие закона сохранения материи и движения. Одним из первых он начал развивать идею изменчивости природы, в частности, применил принцип историзма к изучению планеты и ее недр. В гносеологии большое значение Ломоносов придавал эмпирии (греч. – опыту), но не противопоставлял ее теории. Стремился преодолеть крайности эмпиризма и рационализма. Ломоносов разделяет популярную на Западе теорию двух истин: научной и религиозной, так как сферы науки и религии не совпадают. При этом он резко критиковал невежественных церковников, требовал, чтобы они не вмешивались в науку и не смели «ругать науки в проповедях». Науки подразделял по степени теоретического обобщения материала. Социально-политическая философия этого периода наиболее ярко представлена в творчестве А. Н. Радищева (1749-1802). Его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) стало миной замедленного действия, но большой разрушительной силы, заложенной под фундамент монархического абсолютизма и крепостничества. Он первым среди русских философов выдвинул идею народной революции и республиканской власти. Будущее общество видится ему свободным, справедливым объединением людей, в котором отсутствует эксплуатация. Бескомпромиссная критика современных ему реалий со всех возможных точек зрения – моральной, политической и экономической обошлась ему ценой собственной жизни. Деятельность декабристов стала теоретическим развитием и попыткой практического воплощения идей Радищева. В III период развития русской философии XIX – нач. XX вв. ключевыми являются социально-философские и религиозно-философские вопросы.В 30—40-е годы XIX века после восстания декабристов остро встает проблема исторического пути России. В решении этого вопроса оформились две позиции: западничество и славянофильство. Их явное или скрытое противоборство продолжалось в течение всего периода XIX и XX веков. Западники (Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский и др.) указывали на экономическое, политическое и культурное отставание России от передовых стран Европы. Цивилизованная буржуазная Европа казалась им идеалом, к которому должна стремиться застойная Россия. Западники справедливо критиковали негативные явления российской действительности, но они не смогли рассмотреть оборотную сторону западной цивилизации с ее нарастающей бездуховностью, культом капитала, наживы, эгоцентризма. Славянофилы (Н. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.)делали ставку на русскую самобытную культуру. Православие они считали духовной основой российского общества, монархию – наилучшей формой правления, крестьянскую общину – экономическим и нравственным фундаментом русской жизни. Ключевое понятие их философии – «соборность». Соборность зиждилась на духовной общности (в церкви, семье, государстве и т. д.) и предполагала взаимодействие деятельности человека и божественного вмешательства. Контакты с Западом славянофилы не исключали, но полагали, что политически, экономически и духовно западные социальные модели для России разрушительны. Разумеется, позиция славянофилов не была лишена определенных слабостей. Они идеализировали прошлое страны, не понимали консервативности монархизма и церкви, колебались в своем отношении к крепостничеству». В 60—70-е гг. XIX векапоявляется новая волна славянофильства, именуемая почвенничеством (Ап. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский).Консерватизм и идеализм – важнейшие характерные черты философии почвенников. Русский ученый, публицист и общественный деятель Н. Я. Данилевский (1822—1855)в книге «Россия и Европа (1869) разрабатывает теорию «культурно-исторических типов». В ней отвергается идея единого исторического развития общества. Критерий оценки и отбора типов – вклад нации в культуру по четырем направлениям – религия, политика, экономика и собственно культура. Каждый из типов проходит в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. По мнению Данилевского, существует десять отдельных культурно-исторических типов общества (или десять цивилизаций). Славянский тип культуры только зарождается. Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, «самодостаточности» культур, создаваемых народами. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры, которые подобны «многолетним одноплодным растениям», живущим много лет, но цветущим и плодоносящим только раз в жизни. Идейный оппонент философии почвенников – философия революционного демократизма (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский), которая отличалась материализмом и индивидуализмом, сочетала идею крестьянской революции с идеями утопического социализма. Революционные демократы полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму. Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX – нач. XX века,когда появились предпосылки для образования философских систем. Этот временной отрезок истории русской философии называется религиозной или идеалистической философией, богоискательством, «золотым веком русской философии». Наиболее значительные религиозные философы этого этапа: JI. H. Толстой, Н. Ф. Федоров, B. C. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, C. JI. Франк, Н. О. Лосский, Л. И. Шестов, П. А. Флоренский и др. В ответ на кризис официальной церковной идеологии нарастает волна религиозного реформаторства, представленного, в частности, толстовством. Великий русский писатель Л. Н. Толстой (1828-1910) был крупным философом, который создал религиозно-этическое учение о мире, о человеке, о смысле жизни и общественном переустройстве, которое получило название толстовство. Все планы преобразования жизни Толстой связывал с усовершенствованием человека. В. С. Соловьев (1853—1900) – русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик свои философские воззрения он синтезировал в систему, которую назвал «философией всеединства». Идея всеединства – центральная идея философии Соловьева. Он исходит из тезиса древнеиндийской философии – «все едино». Абсолют (сущее), который есть Ничто и вместе с тем Все – это есть Бог, понимаемый пантеистически. Он порождает природный мир – бытие, через которое познает сам себя. При этом в Абсолюте (Боге) выделяются два состояния (начала) – абсолютное безусловное единство и потенциальное бытие («первая материя», порождающая множественность природных форм). Потенциальное бытие или «душа мира» уже не является всеединством. В нем – потенция (лат. – возможность) единичности и материальности мира. Мир – это видоизменение Абсолюта, где он развивается по восходящей линии от низших ступеней к высшим. Цель развития – достижение Абсолютного «всеединства». Человек занимает некое среднее положение между безусловным началом и переходящим миром явлений. Единственное естественное право материи,— говорил В. Соловьев,— это право совершенствоваться или одухотворяться. В достижении абсолютного добра человечество в ходе своего исторического развития проходит последовательно три ступени: родовую, хактеризующую прошлое, но сохраняющуюся в настоящем в форме семьи; национально-государственный строй, господствующий в настоящем, и всемирное общение жизни как идеал будущего. Христианство и наука являются методами самосовершенствования. Другой выдающийся русский мыслитель П. А. Флоренский (1882-1937) стремился синтезировать самые различные области знания в единое, цельное мировоззрение. Этот мыслитель преподавал и заложил основы философского образования и философской мысли в ЛЭТИ.Богословие и история философии, филология и этнография, искусствоведение и история, физика и математика, электроника и биология равно находили свое место в его исследованиях. Философ уверен, что достижения науки не могут формировать душу человека, что накопленные знания не являются гарантом богатого духовного мира личности. По его мнению, мерилом культурных явлений может служить метод взаимного «просвечивания разных областей знания друг в друге», где важнейшими аспектами этого «многомерного высвечивания» являются духовное наследие церкви и научная мысль будущей России. IV советский период развития русской (российской) философии с 1917 по 1991 гг. делят на два параллельных направления: философию русского зарубежья и советскую философию. В 1922 году новый советский режим насильственно выслал из РСФСР на пароходе более 160 деятелей культуры, в том числе и философии, выступавших против новой власти. Эта беспрецедентная кампания получила название «Философский пароход» или «высылка интеллигенции». Основная тема русской философии в эмиграции - трагедия России как общемировая трагедия. С этим было связано обсуждение «русской идеи», особое развитие получившее в творчестве И. А. Ильина (1883—1954). Ключевым направлением в философии русского зарубежья в 1920-е и 1930-е гг. социально-философское учение, идейно-политическое движение – евразийство. Его начало связано с выходом в свет основополагающей работы Н. С. Трубецкого (1890—1938) «Европа и человечество» (1920). Евразийское учение представляет собой в наиболее полном объеме разработанный вариант русской идеи, охватывающий самые разнообразные научные, религиозные, философские концепции, в центре которых – идея России как самобытной цивилизации, имеющей черты как европейской, западной, так и азиатской, восточной, цивилизаций. Благоприятные возможности для своего развития в России после Октябрьской революции 1917 г. получила только материалистическая философия. Ключевым ее направлением стала советская марксистская философия. Важной предпосылкой ее становления явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Меринга, А. Бебеля, а также Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма, называемая также марксистско-ленинской философией. В советскую эпоху продолжил свое развитие в трудах В. И. Вернадского (1863—1945) иА. Л. Чижевского (1897—1964) русский космизм, возникший в XIX в. Вернадский дал определение биосферы, разработал учение о ноосфере как сфере разума – высшем состоянии биосферы. Чижевский пытался найти механизм солнечно-земных связей. По его мнению, жизнедеятельность биологических объектов Земли зависит от солнечной активности, цикл которой 11 лет. По его расчетам войны и эпидемии на Земле приходились как раз на пики солнечной активности. Он развивал парадигму целостности мира; обосновывал принципы единообразия и детерминизма; глобальный эволюционизм мироздания. К работам «немарксистского» содержания советского периода русской философии относятся работы М. М. Бахтина(1895-1975), посвященные философии культуры, философии языка, герменевтике. В 60-80-е гг. складываются и развиваются оригинальные философские идеи М. К Мамардашвили (1930-1990). Э. В. Ильенков (1924-1979)выстраивает свое понимание гегелевской диалектики, ведутся споры о природе информации. Ю. М. Лотман(1922-1993) и возглавляемая им школа активно занимается разработкой семиотики и философии культуры. В это же время развертывается активная работа в области общей теории систем, философской антропологии, логике.
|