Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Учебник для юридических вузов




МВД РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Серия - «Учебники для вузов, специальная литература»

Философия

 

Учебник для юридических вузов

Издание четвёртое, исправленное и дополненное.

Учебник

Рекомендован: научно-методическим советом по философии
учебно-методического объединения при Министерстве
образования и науки Российской Федерации

 

Санкт-Петербург


ББК ххх

К хх

 

К хх Кудин, В.А. Балахонский, В.В., Джегутанов, Б.К.

ФИЛОСОФИЯ: Учебник для юридических вузов, издание четвёртое, исправленное и дополненное / под ред. В.А. Кудина. В.В. Балахонского, Б.К. Джегутанова – СПБ.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. – 630с.

ISBN хххххххххх

Учебник подготовлен на базе кафедры философии Санкт-Петербургского университета МВД России, учитывая достижения мировой и отечественной философской мысли, может помочь курсантам и слушателям (студентам) юридического вуза сформировать научное миропонимание и гуманистическое мировоззрение как основание для творческого мышления и умения эффективно решать задачи, стоящие в современных условиях в России перед правоохранительными органами.

Авторский коллектив:

Предисловие Глава I   Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII – В.А. Кудин Б.К. Джегутанов – В.А. Кудин В.И. Стрельченко – И.И. Кальной С.Г. Чукин – А.Б.Федоров. В.П. Фёдоров – Б.К. Джегутанов - А.А.Артемов –Олейников В.С. – А.А. Кочин - В.П. Фёдоров – А.А. Грякалов В.В.Балахонский Н.Н. Сотникова – А.А. Корольков Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Заключение – Г.Н. Хон – Г.Н. Хон - А.М. Назаренко – А.Ф. Назаренко – В.В. Балахонский – А. А. Кочин Б.К. Джегутанов – А.И. Худяк – Б.К. Джегутанов – Б.К. Джегутанов - В.И. Кукушкин - И.П. Кобзарь – В.С. Оленников - А.Д. Кузнецова – В.А. Кудин - Б.К. Джегутанов – Б.К. Джегутанов

Рецензенты:

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского юридического института генеральной прокуратуры РФ;

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Военно-медицинской академии МО РФ

ББК ххх

© Коллектив авторов, 2010

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2010

ISBN хххххххххх


Оглавление

Предисловие……………………………………………………….4

 

Глава I. Философия, её роль в жизни человека и общества ……….17

Глава II. Космоцентризм античной философии ..………………….59

Глава III. Теоцентризм. Западноевропейская схоластика
средних веков ……………………………………………...95

Глава IV. Философия эпохи Возрождения ……………………….123

Глава V. Философия Нового времени …………………………….144

Глава VI. Немецкая классическая философия…………………….176

Глава VII. Европейская философия XIX—XX веков …………….217

Глава VIII. Русская философия XIX—XX веков…………………276

Глава IX. Бытие как исходная категория философии ……………301

 

Глава X. Сознание как способ бытия человека в мире …………..327

 

Глава XI.Универсальные связи бытия ……………………………356

Глава XII. Познание и понимание как формы человеческой жизнедеятельности………………………………………374

Глава XIII. Научное познание, его уровни, методы и формы……417

Глава XIV. Природа и общество …………………………………440

Глава XV. Человек, его природа и сущность …………………….458

Глава XVI. Общество как объект философского анализа ……....506

Глава XVII Личность, ее свобода и ответственность ……………547

Глава XVIII Человек и мир на рубеже тысячелетий:
философские проблемы …………………………….567

Заключение…………………………………………………….606

Сведения об авторах ………………………………………608

Справочный материал ……………………………………622

 


Кудин В.А. -генерал-лейтенант милиции, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ;

Джегутанов Б.К. - профессор кафедры философии Санкт-Петербургского университета МВД России, Заслуженный работник высшей школы РФ, академик Академии геополитических проблем, доктор философских наук, профессор

Предисловие

У людей, живших в далеком прошлом, живущих сегодня, к философии отношение двоякое. На уровне обыденного представления она есть абстрактное знание, оторванное от реальной действительности. Для других она выступает существенной частью жизни общества, человека, как душа культуры, ибо философия есть идея совершенной мудрости, указывающей нам последние цели человеческого разума. В этом смысле философия является фундаментом культуры, пронизывая и синтезируя разнообразные отрасли познания и практики многогранной и многообразной человеческой деятельности. С этой точки зрения, роль философии трудно переоценить, поскольку все проблемы она черпает из самой жизни, являющейся отражением общественного бытия.

Безусловно, такая форма рационального восприятия действительного мира не могла возникнуть, как любая наука, без творческого воображения. При этом без знаний никогда нельзя стать философом, вместе с тем, и одни знания никогда не создают философов, если целесообразная связь всех знаний и навыков не образует единства и не возникает сознание соответствия этого единства высшим целям человеческого разума. Именно поэтому решение философских проблем помогает человеку и обществу в целом осмыслить окружающий мир, осознать свое собственное Я, понять свое предназначение в жизни и на этой основе осуществить самореализацию формирующейся личности на всех этапах жизненного пути.

Однако, если в науке определенное знание и понимание общее, безличное в своих зафиксированных формах, в конечных результатах познания, то в творчестве философа, деятелей искусства (художника, скульптора, композитора, поэта), как правило – индивидуальное, личное и потому всегда уникальное, неповторимое, в этом легче всего убедиться на таком жизненном примере: в оригинале любая картина художника, любое творение скульптора или стихотворение поэта – уникальны.

Это качество, применительно к художественному творчеству, в определенной мере присуще и философии. В оригинальных творениях мудрецов античного мира, в философствовании того или иного мыслителя (в его конкретных идеях о первоосновах мира, концепциях, в системах его учения, теории и т.д.) достаточно отчетливо проявляется его личность – в индивидуальных особенностях его мышления, в тональности обоснований своей позиции, в специфическом стиле их изложения, в субъективных пристрастиях, философских симпатиях и антипатиях.

С этой точки зрения, нельзя не согласиться с мнением нашего великого соотечественника В.И. Вернадского: «В истории человеческой мысли философия сыграла и играет великую роль: она исходила из силы человеческого разума и человеческой личности и является попыткой из личности познать сущее» (см.: В.И. Вернадский. Страницы автобиографии. М., 1984, с. 137). Таким образом, субъективное начало в философии определяет главным образом специфику знания и понимания в ней, содержание и степень достоверности, истинности того и другого знания. Например, знал ли Платон наверняка, что реально существуют «идеи» вещей? Конечно, нет. У него не было и не могло быть действительного, на фактах основанного знания о них. Но он знал, как и другие люди, что существуют составляющие мир единичные вещи: конкретные растения, конкретные животные, конкретные овощи и фрукты однако он, в отличие от других людей, пытался осмыслить бытие этих вещей в своем личном размышлении, абстрагируясь, обобщая и понял, что у каждого класса одноименных вещей есть нечто общее, существенное для них. Поэтому он, обладая глубокими знаниями в конкретном, на основе общенаучного познавательного принципа, индуктивно в своем личном разуме выявил соотношение единичного и общего, оформив его в оригинальную философскую теорию «идей».

Пример Платона – образец того, как фантазия и чувство оплодотворяют философскую мысль в ее личностном, субъективном претворении, обусловливая общность философии с искусством, когда философские знания становятся убеждением, то есть отличие философии от науки есть именно отличие убеждения от простого знания. В таком случае, философствовать можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума, чем в достаточной мере обладали мыслители – мудрецы древности, в отличие в простолюдин. Именно в таком аспекте философское знание профессионально необходимо сотрудникам правоохранительных органов, которые должны осознать ту непременную истину, что все существующие теории государства и права прежде всего базируются на тех или иных философских идеях. Следовательно, чтобы понять суть правовой теории, надо знать те исходные мировоззренческие и философские основы, на которых она построена.

С другой стороны, юридическая деятельность, как правило, связана с конфликтной ситуацией. Противостояние в этом конфликте идет не только по линии законно - незаконно, но и по линиям: справедливо - несправедливо, нравственно - безнравственно, гуманно – негуманно. В такой ситуации современный сотрудник органов МВД вынужден, хочет он этого или нет, сознает он это или нет, занять определенную мировоззренческую и нравственную позицию. Одна из задач философии в процессе обучения в нашем университете как раз и состоит в том, чтобы дать будущим сотрудникам правоохранительных систем целостное, гуманистическое мироощущение, миропонимание, мировосприятие и на этой основе сформировать мировоззрение главным образом в оценке сложных явлений и событий современной социальной действительности. В этих целях не менее важно развить у обучаемых способность к теоретическому мышлению, которое позволяет им самостоятельно решать сложные проблемы, возникающие в их практической деятельности. Мало того, в процессе обучения, особенно в ходе семинарских занятий показывать неразрывную связь философии и права и на этой базе раскрывать мировоззренческое и методологическое значение философского познания в практической деятельности сотрудника ОВД.

Основательная философская подготовка в соответствии с концепцией высшего образования в университете МВД исходит и связано с тем, что сфера деятельности обязывает каждого обучаемого быть способным принимать ответственные и квалифицированные решения, как за свою судьбу, так и судьбы других людей, общества и государства в целом.

Способность же к самостоятельному принятию таких решений в бурном потоке современной социально-политической жизни не приходит стихийно, а формируется в ходе систематического обретения философских, социально-политических, правовых знаний и жизненного опыта. На приобретение таких качеств и ориентировано преподавание философии в университете как обязательной учебной дисциплины, являющейся фундаментом культуры современного профессионально подготовленного специалиста органов внутренних дел, поскольку философия как мировоззрение и методология пронизывает и одновременно синтезирует разнообразные отрасли познания и практики, объективно отражая реальное бытие природы, общества и самого человека.

Именно поэтому философия, в особенности ее важнейший аспект (философско-правовая проблематика), соотношение философии и правовой науки, анализ в философско-правовом плане социальной действительности представляет значительный интерес, как на онтологическом, так и на гносеологическом уровне. Со всех этих позиций формирование философии правосознания выпускников университета есть высшая форма познания природы и сущности права в сфере профессионального мышления, профессиональных отношений и профессиональной деятельности.

Философское наследие человечества обширно: есть философия природы, философия истории, философия жизни, философия культуры, философия науки, философия медицины Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение она неразрывно связана с социально-политическими интересами, с политическими и идеологическими отношениями в обществе.

Будучи зависима с самого начала возникновения от социальной действительности, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Именно поэтому философия, по меткому выражению Гегеля, тождественна со своей эпохой. Она всегда мыслит в духе своего времени, но в качестве знания выходит за пределы своего века, порождает новую форму развития и в наступившем тысячелетии, которое будет важнейшим историческим поворотом в движении человечества.

Мир, в котором мы живем, вступив в полосу глубоких социально-исторических преобразований во всех структурах экономики, политики, культуры, в третьем тысячелетии востребует высокопрофессионально подготовленных специалистов во всех сферах жизнедеятельности человека. Вместе с тем, специалист будущего - это не просто специалист «знающий», он прежде всего специалист «понимающий».

В классической модели образования в свое время был примат «знания» над «осознанием», когда основной ее идеей была «парадигма обучения», ведущими лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание. В целом указанный круг педагогических идей в первой половине ХХ столетия успешно функционировал.

Позже, особенно после второй мировой войны, стали накапливаться различные проблемы. В современных условиях трактовка целей и содержания образования через знание и познание ставит школу, вуз в сложную ситуацию: объем знаний и количество дисциплин растут на несколько порядков быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования. В результате вуз оказывается перед дилеммой: или учить небольшой части знаний и предметов, или набирать отдельные знания из разных предметов и дисциплин. Попытки выделить так называемые основы наук или базисные знания пока тоже не увенчались позитивным результатом.

Кроме того, а это главное, «знающий человек», не всегда способный и понимающий, а хороший специалист, часто ограничен в личностном плане. Во многом это происходило потому, что образование в целом было направлено не на индивидуальное обучение, не на развитие человека, не на становление его как личности, а на массовое обучение. В этих условиях преобладающей была монологическая форма обучения, явным или неявным образом предполагающая интеллектуальную несамостоятельность обучаемого.

Современная модель образования требует нового образа человека, новой парадигмы, которая будет уже не «парадигмой обучения», а «парадигмой образования», которая ориентирует педагогическую практику на создание условий, способствующих самоопределению, саморазвитию человека. Одним из таких важнейших условий как раз и является философия.

Отнюдь не умаляя значимости профессиональных знаний в становлении специалиста-юриста, следует сказать о том, что ныне выработана определенная методология обучения на основе постижения богатейшего наследия общечеловеческой культуры, являющейся результатом развития философской мысли и достоянием всего человечества.

Это достояние реализуется главным образом философией, которая выступает в реальной жизни в двух ипостасях. С одной стороны, как и положено смысложизненным ориентирам, она предписывает лишь «образ личности», то есть указывает не как следует поступать личности в той или иной ситуации, а какой ей надлежит быть в данную эпоху. С другой стороны, философия понимается не только как совокупность знаний, лишь ждущих потребления и осознания, а прежде всего как необходимое условие, подвигающее человека на личностное усилие быть человеком, исполниться, состояться им.

При этом важно учитывать, что философские методологические установки отличаются от установок педагога, юриста, геолога, инженера, биолога, математика, химика, физика. В философии человек – самый сложный и многогранный объект познания, включающий в себя, по замечанию ученых Запада, «три аксиомы»:

а) принцип индивидуализма (эгоизма) как ведущий мотив деятельности;

б) принцип зоологического дуализма, включающий человеческое (духовное) начало и «звериный базис» (физиология человека);

в) принцип пессимизма и теоретического бессилия изменить что-либо в мире. При этом, не полемизируя с такими взглядами, всегда следует помнить, что человек, как животное существо имеет телесную организацию и обусловленные его физиологические потребности, специфичные и отличные от животных, которые удовлетворяются социальным способом, где орудие удовлетворения ведет к новым потребностям и «это порождение новых потребностей является историческим актом». (Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. – В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.3. С.27).

Поэтому человек - это то, что находится в постоянном заново рождении, это существо, которому собственными усилиями удается поместить себя самого, свое сознание, свою нравственность, свои желания в некое поле, сопряженное с предельными силами, с предельными основаниями, природу которых и раскрывает философия как исторически, так и на современном этапе своего развития.

Иными словами, человек постоянно изменяется в пределах вида под влиянием как биологических, так и социально-природных и социально-психологических факторов, то есть изменяется как сам объект познания, так и уровень наших знаний об объекте.

Как известно, сила индукции порождает приверженность к стереотипам, неумение и нежелание считаться с реальностью. А жизнь требует радикальных изменений в научных ориентирах в любой области деятельности, а груз прошлого, оглядка на него мешают видеть новое. Именно потому нам нужна в современных условиях научно обоснованная диалектическая концепция развития, плюрализм мнений, выработанных в здоровой обстановке равноправной состязательности и конкуренции научных идей для выработки истинной концепции, так как истина одна, а пути к ней ведут многообразные. В этих условиях любые задачи, стоящие перед специалистами различных отраслей знания, можно решить, опираясь только на научную философскую методологию.

Следовательно, методологические установки в подлинном смысле слова – это система сознательно детерминированных идей, определяющих четко познавательные (информационные), мотивационные (эмоций, чувства, симпатии, антипатии), оценочные (ценностные) и поведенческие установки и действия. «Мы можем, - как подчеркивал в свое время Ф. Энгельс, - познавать только при данных нашей эпохой условиях и лишь настолько, насколько эти условия позволяют». Даже гении не могут не отражать эпоху, в которой творят.

С другой стороны, современная эпоха, как никогда в прошлом, сближает философию с конкретными науками. Молодому поколению России, вступающему в профессиональную деятельность в различных областях познания, ярким примером для подражания могут служит русские ученые, сделавшие себе имя как у себя дома, так и в Европе во второй половине ХIХ – начале ХХ века: физиков Лебедева, Столетова, Умова; химиков Менделеева, Бутлерова, Бекетова; биологов и физиологов Мечникова, Сеченова, Тимирязева, Попова.

В своей познавательной деятельности они не ограничивались одними частными естественнонаучными данными. В своих научных взглядах и мировоззренческих принципах они твердо стояли вровень со свом временем. Благодаря этим ученым в таких ведущих отраслях естественнонаучного познания, как физика, химия, биология, физиология был обеспечен невиданный прорыв в выявлении важнейших закономерностей развития природы. Их деятельность, будучи нацеленной на материальные объекты, явления и процессы, с необходимостью порождала соответствующую общую мировоззренческую установку – убеждение в объективной реальности внешнего мира, отражаемой человеческим сознанием. Это и составило По-достоинству относительно самостоятельную форму материалистического мировоззрения в его преимущественной естественнонаучной обусловленности.

Точно также и сегодня мировоззренческие установки и методологические основы в любой сфере деятельности должны диалектически и органично соответствовать сложным задачам, решаемым современным естествознанием, социально - гуманитарными и техническими науками. Они должны быть результативными и эффективными, способствовать успешному переходу этих наук в новое качественное состояние, уверенно встав на путь интенсивного развития.

В этом деле образ мышления, идеалы, выбор добра, вся система обучения и образования, в том числе и в правоохранительной деятельности, должны способствовать формированию высококвалифицированного специалиста – профессионала, способного диалектически мыслить и ежедневно добывать знания, постоянно работая над собой на любом участке как проводник общечеловеческой нравственности и человеколюбия.

Именно поэтому следует подчеркивать личностный, индивидуальный характер человека данного вида деятельности, усваивающего философию. Это важно в новом тысячелетии, когда мы живем уже в другой реальности, которая радикально изменила онтологию человеческого существования, когда на первый план выдвигаются стратегии жизненной самореализации личности, ориентированные на свободное творчество и развитие его собственных, духовных и физических сил.

Кроме того, современное познание требует основательной перестройки в умах и сердцах, в психологии и мышлении. Здесь нужен не специалист, живущий по принципу “чего хотят сверху” и легко меняющий свою оболочку; не дилетант, быстро подстраивающийся к моде, а глубоко и фундаментально подготовленный профессионал, способный перепахать себя глубоко, основательно, прежде чем вооружиться на уровне жизненной установки стратегией мышления и новыми идеями беззаветного сужения обществу. Вот почему нельзя быть настоящим работником правоохранительных органов, не имея твердых научных, мировоззренческих, диалектико–материалистических и социально-философских установок.

Отсюда должны измениться те исходные, базовые основания будущего работника правоохранительных органов. Представляется, что такими базовыми качествами должны быть прежде всего профессионализм и гуманитарная культура. Профессионализм в силу того, что он делает человека специалистом своего дела и тем самым, хотя и не всегда, но в принципе гарантирует ему успех в работе, а гуманитарная культура обеспечивает способность специалиста адаптироваться к изменяющимся условиям его жизнедеятельности, поскольку именно она развивает его духовные, психологические, личностные компоненты.

Ведь в действительности и общество в целом, и сотрудники органов внутренних дел в особенности еще далеко не готовы психологически, личностно вести работу по созданию благоприятных условий, обеспечивающих правопорядок в современной жизни. В силу этого совершенствование своей профессионально-правовой культуры, глубокой внутренней убежденности в необходимости повседневного соблюдения и укрепления конституционных основ России, являющейся правовым и социальным государством – наиважнейшая задача, стоящая перед современной философией.

Данный учебник по философии издается для юридических вузов в четвертом издании. Его содержание соответствует требованиям «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Учебник, предназначенный для юридических вузов, нацеливает внимание авторского коллектива на то, что изучение философии - это школа усвоения определенной суммы знаний, позволяющая воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, выявлять и анализировать противоречия в окружающей действительности и видеть ее в изменении и развитии.

При этом разумное мышление для работников правоохранительной деятельности - это мышление строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее вместе с тем отстаивать свою правоту; мышление острое, свободное и творческое, несущее с собой философское понимание и постижение мира, обязательно предполагающее напряжение всех интеллектуальных способностей профессионально подготовленного специалиста, способного вырваться из плена обыденного здравого смысла и дойти до глубокого научно-теоретического осмысления рассматриваемых событий и процессов природы и общественной жизни.

Философия – единственная дисциплина, которая систематизирует и критически осмысливает мировоззренческие компоненты в различных областях гуманитарного знания и ориентирует людей к познавательной деятельности на необходимость оценивать происходящие события и социально-политические институты в перспективе всеобщих, объективных и необходимых параметров бытия.

Авторский коллектив важное внимание уделяет как специфике философского знания, так и особенностям профессиональной деятельности, необходимости формирования у них философского мировоззрения и методологической культуры как исходной предпосылки ответственной гражданской позиции, творческого мышления при анализе сложных проблем.

В учебнике, авторы которого заявляют о своей приверженности новым, современным требованиям преподавания философии, особое значение отводится историко-философской тематике, учитывая, что история философских идей является в определенных пределах органической составной частью философской теории. «История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего, которые силой этого разума проникли в сущность природы и духа и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного познания. События и деяния, составляющие предмет этой истории, поэтому суть такого рода, что в их содержание и состав входят не столько личность и индивидуальный характер этих героев, сколько то, что они создали».

Изучая историю философии, работники правоохраны смогут овладеть процессом освоения человеком природы, осмыслить попытки человека найти свое место и роль в мироздании, выявить многогранные стороны человеческой деятельности, а постигая различные стороны прошлого опыта, они могут извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок.

Наиболее глубоко в осмысленном виде сокровища исторического опыта выражены именно в философии. С этой точки зрения выдающиеся философы прошлого - это не только наши предшественники, но и современники, у которых можно многому научиться и с которыми можно вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие.

В этом смысле особенно поучительно, что многие выдающиеся философы, творческое наследие которых изучается в разделе истории философии, оставили после себя работы, которые восхищают до сих пор не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой, великолепным мастерством полемики.

Все это свидетельство того, что философия как наука, как форма общественного сознания, как методология научного постижения окружающего мира воздействует не только на интеллект будущих юристов, но и на их эмоции, на весь спектр их духовных способностей. Следовательно, чтобы в совершенстве овладеть философией как сокровищницей мудрости, которую накапливало человечество на протяжении тысячелетий, чтобы ближе соприкоснуться с ней, авторский коллектив данного учебника рекомендует настоятельно читать и размышлять над первоисточниками, предлагая в каждой главе богато подобранный справочный аппарат и основные ключевые понятия.

Вторая часть учебника - это ее теория, рассматривающая наиболее актуальные для данного профиля специалистов, обучаемых в университете, проблемы онтологии, гносеологии, диалектики и со­циальной философии.

В учебнике рассматриваются важные проблемы бытия и формы ее осуществления. Широко представлена проблема сознания, его истоки, эволюция, структура психики и сознания в диалектической взаимосвязи с формами отражения. Рассматриваются универсальные связи бытия; уровни освоения мира, формы и методы его познания, специфика социального познания; взаимодействие природы и общества, противоречия между развитием человечества и условиями его существования, обострения экологических проблем.

Наконец, авторский коллектив учебника особо выделил контуры истории социальной философии, предполагая наличие общего представления о том, что есть социальная философия как область обоснования философских проблем – от философии к обществу и от общества к философии для осмысления определенных тенденций исторического развития, философского рассмотрения человека (его происхождение и сущность, его отношение к обществу; общество как объект философского анализа; личность, ее свобода и ответственность; идея единства и многообразия мировой цивилизации; гуманизм как универсальная общесоциологическая категория и т.д.).

Вместе с тем, авторский коллектив в определенной степени учитывает, что такое деление философии условно. В силу специфики философии, ее историю невозможно изучать вне теорий и наоборот. Соединение историзма и многообразия мировоззренческих направлений философской теории позволяет обращаться как к истории, так и теории философии, что, несомненно, формирует специалиста любого профиля, в том числе и юриста, более гибким, помогая ему адаптироваться к радикальным изменениям в содержании практической деятельности и на этой основе осмысленнее формировать научное миропонимание и самопознание, гуманистическое мировоззрение, лежащее как основание в процессе развития творческого мышления и практической деятельности. А все это вместе взятое, как известно, позволяет осознанно понимать роль философии в развитии человека и общества, в процессе общения и активной творческой деятельности, формировании личности юриста, в частности. В этом смысле предназначение философской подготовки специалистов различного профиля дает ответы на мировоззренческие вопросы бытия, познание сущности природных явлений и общественных процессов, состояние самого человека и окружающего его мира, как материального, так и духовного.

Наконец, о возрастании воспитательной роли философии на рубеже нового тысячелетия в условиях глобальных мировых проблем подробно говорилось на XX Международном философском конгрессе (Бостон, 1998).Человечество в новом тысячелетии ищет иной доли, оно страстно мечтает не только об истине, оно стремится к счастью, благоденствию и красоте. Именно поэтому в современных условиях общественного развития в мировом масштабе велика роль философского анализа. Следовательно, пренебрежение философией, как в прошлом, так и сейчас, как правило, ведет к грубым ошибкам мировоззренческого и методологического характера. Ф.Энгельс в свое время справедливо отмечал, что философия мстит за себя тем естествоиспытателям, которые покинули ее. А величайшие ученые, такие как Гейзенберг, Планк, Эйнштейн, Борн, Менделеев, Вернадский всегда подчеркивали громадную роль философского мировоззрения в научном исследовании и общественной жизни.

В целом, несмотря на значительные сложности, авторский коллектив определенным образом придерживается основополагающих положений «государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», соответствующего требованиям федерального закона.

Любой учебник по философии имеет один существенный недостаток: в нем, как правило, излагаются итоги философствования того или иного мыслителя, его представления о мире. Тем не менее, философия не является только системой знания, но скорее это личный опыт, пройденный мыслителем путь испытаний, который он пережил, узнал и резюмировал в философских понятиях. Поэтому философское образование предполагает знакомство только с оригинальными текстами. Но если это так, то зачем нужен учебник по философии?

Философия не является самодостаточным занятием, ее «полем и обителью» является история и теория человеческой цивилизации и культуры. В этом плане учебник выступает в роли ориентира, посредством выделения тех фундаментальных философских абстракций, принципов и понятий, которые, исторически меняясь, «сопровождают» как общественную, так и индивидуальную жизнедеятельность. Отсюда содержание данного учебника, форма его изложения строились таким образом, чтобы разрушить восприятие философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые надлежит заучить, а затем некритически, стало быть, бездумно, воспроизвести.

С этой целью многие главы учебника написаны в жанре авторских размышлений, которые не всегда совпадают с традиционными точками зрения. В учебнике определены и такие проблемы, которые недостаточно освещаются в учебно-научной литературе, например, проблема аномалии личности в условиях реформ. Но это дает возможность читателю сомневаться, вступать в полемику и тем самым проявлять ту творческую активность, сопровождаемую самостоятельностью и индивидуальностью, развивать которую и призвана философия.


Кудин В.А. -генерал-лейтенант милиции, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ

Стрельченко В.И. –заведующий кафедрой философии Государственного педагогического университета им. А.И Герцена, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Петровской академии наук и искусств, доктор философских наук, профессор


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты