Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия эллинистического и римского периодов. Закат философии античности




Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Античное общество переживало кризис. Философию характеризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие закономерностей, а скепсис, эклектика и мистика. Если Платоновская академия и Аристотелевский ликей пошли по пути угасания и вырождения, то приятным исключением была школа Эпикура (342-271 до н. э.).

Согласно Эпикуру, цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку обрести счастье. Поэтому «пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости». Чтобы обрести счастье, человек должен познать законы Природы. Подлинное наслаждение может дать знание, ибо только знание обеспечивает свободу.

Философия Эпикура включает учение о природе (физика), о нравственности (этика), о познании (каноника). Отвечая на вопросы, что есть мир и как его можно познать, мыслитель ориентирует человека на нравственное отношение к миру.

Философия учит благоразумию, а благоразумие является основанием всех добродетелей и счастья. Думающий о счастье не уклоняется ни от жизни, ни от смерти. Жизнь ему не мешает, а смерть не представляется злом. Помня о мере, человек стремится к удовольствию и избегает того, что производит в душе смятение.

Эпикур разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм, который проявляется в обществе как фатальная неизбежность. Допуская случайность (отклонение), Эпикур как бы открывает первую страницу в прочтении проблемы свободы и необходимости применительно к развитию общества.

В учении о душе Эпикур — материалист. Для него летальность тела одновременно обозначает и летальность души. Посему страх перед смертью не обоснован: «Пока мы живы — смерти нет, когда она придет — нас уже нет». В области религии Эпикур — атеист. По его мнению, «природа не нуждается в сверхъестественных силах». Она имеет свое основание в себе, и все в ней совершается в силу естественной закономерности. Источник религии — страх смерти и незнание законов природы.

В сфере познания Эпикур — один из основателей сенсуализма. Он полагает, что в основе познания лежат наши ощущения как предпосылки понятий (сгустков нашего чувственного опыта). В этике Эпикур ориентирован на достижение высшего блага. Последнее обеспечивает спокойствие души (атараксию) и счастье (эвдемонию). Источником страданий является отсутствие или недостаток знания. Снятие неопределенности обеспечивает спокойствие и счастье.

В области социальных отношений Эпикур предвосхищает теорию общественного договора, полагая, что справедливость между людьми должна носить договорной характер. Достоинства философии Эпикура не подлежат сомнению, и, тем не менее, эта философия лишена перспективы. Она без остатка «растворяется» в концепции космоцентризма, культивируя природную сущность человека, ориентированного исключительно на рациональное основание мира: «Здесь и только сейчас». И в этом смысле философия Эпикура уступает философии Платона, Аристотеля, где уже намечается поиск выхода за рамки космоцентризма. В конце IV века до н. э. оформляется стоицизм. Основатель этого направления — Зенон из Кития (336-264 до н. э.). В своем трактате «О человеческой природе» он формулирует основной тезис стоицизма «жить согласно с природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью», ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь.

Философия стоицизма носит системный характер. Она включает логику, этику и физику. Логика — это органон, инструмент познания; этика — философия человека, а физика — философия природы.

В онтологии стоики допускают дуализм материального и духовного. В гносеологии они ориентируются на чувственное познание. Общее познается через единичное и закрепляется в категориях количества и качества, отношения и сущности.

Отправной точкой отсчета этики является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Человек не может активно влиять на окружающий его мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и терпение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдержанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.

Наряду со стоицизмом оформляется скептицизм. Основатели этой школы Пиррон из Элиды (360-270 до н. э.), а также Тимон (320-230 до н. э.). Исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания.

Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ничего не знаем, посему должны воздерживаться от каких-либо суждений по этому поводу. И только так мы сможем обрести устойчивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире.

Римские завоевательские походы, устремленные во все стороны мира, создали особый менталитет, ориентированный на ассимиляцию чужого опыта. Этим объясняется своеобразный перенос на «римскую почву» идей эпикуреизма, стоицизма и скептицизма.

Эпикуреизм получил свое продолжение в философии Тита Лукреция Кара (99-55 до н. э.). Если судить по сохранившейся поэме «О природе вещей», то это был высший взлет материализма античного мира. По мнению Лукреция, «природа собственной силой богата и от нас не зависит». Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования. Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы.

Адептами стоицизма на римской почве были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни. Представители римского стоицизма разделяют тезис о том, что все в мире подчиняется власти строгой необходимости, посему вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с природой и подчиненности Судьбе. Ключевой ценностью является внутренний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть, надо жить своей жизнью», не забывая, что над человеком владычествует судьба. Она «ведет того, кто согласен с ней, и тащит того, кто ей сопротивляется…, ибо Закон судьбы совершает свое право…»[17] (Сенека. Нравственные письма. М., 1977. С. 28-35).

Изменить окружающий мир человек не в состоянии, а посему не следует к этому стремиться. «Не желай, чтобы все происходило, как ты хочешь, — отмечает Эпиктет, — но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и будет тебе хорошо в жизни». Еще более отчетливо позицию согласия с природой и подчиненности Судьбе сформулировал Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение». Линия греческого скептицизма наиболее ярко проявилась в учении Секст Эмпирика, о чем свидетельствует одна из основных его работ — «Основы пирронизма».[18] Скептицизм отрицает возможность и нужность всякого познания, ибо оно не только сомнительно, но и разрушительно. Знания приносят вред. Они нарушают душевный покой, выводят из равновесия. Нужно жить по обстоятельствам, ничего не доказывая и ничего не опровергая, достойно принимая свою Судьбу.

В содержании концепций отмеченных школ отразился кризис античного общества и беспомощность индивида каким-либо образом влиять на обстоятельства. Вероятно, этим объясняется появление на римской земле еще одного направления — эклектицизма.

Основоположник эклектицизма Марк Тулий Цицерон (106-45 до н. э.) отождествляет всю философию с этикой как наукой о регламенте общественных отношений. Поскольку каждая из известных философских школ дает свои рекомендации воспитания добродетели, то, стало быть, надо их соединить в единую систему.

По мере углубления кризиса античного общества место философии как рациональной формы освоения мира занимает иррационализм Аммония Саккаса и Плотина. Они полагали, что основой всего существующего является сверхъестественный и сверхразумный божественный принцип «Единое», обуславливающий содержание и существование души и природы. В своей эманации (истечение, нисхождение). Единое напоминает источник, питающий реки, но при этом ничего не теряющий. Единое рождает многообразие бытия в мире, оставаясь самим собой. Оно — потенция всех явлений и процессов мира, и в этом смысле Единое есть все и ничто.

Акцент на духовное выливается в проповедь аскетизма и добровольного отказа от разрешения противоречий бытия как мнимой реальности мира. Подлинной реальностью является Бог, познание которого возможно только в рамках чистого мышления. Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили средневековую философию, сблизили восточное не деяние и активность античного философствования, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.

Подводя итог, сформулируем основные философские проблемы античной философии и способы их решения:

Во-первых, античная философия по проблеме понимания природы и сущности мира выработала два основных подхода к ее решению – материалистический и идеалистический. Первый подход видит сущность мира в материальной субстанции, второй – в идеальной.

Во-вторых, по проблеме развития мира – два решения:

1) причина – это внешняя сила, воздействующая на мир и вызывающая его изменение и развитие;

2) причина развития мира заключена в нем самом (единство и борьба противоположностей).

В-третьих, по проблеме природы и сущности знания – два подхода:

а) знания – это знания о реально существующем мире, которые мы познаем с помощью чувств и разума;

б) знания – это знания о сверхчувственном, умопостигаемом мире, который недоступен чувствам и который познается с помощью интеллектуальной интуиции.

В-четвертых, по проблеме природы и сущности права и государства два подхода:

а) государство и право – средства подчинения одних людей другими;

б) государство и право – средства организации счастливой совместной жизни людей.

Таким образом, античную философию в целом можно охарактеризовать следующим образом:

1. Большинство философов античного периода основой всего сущего считали Космос, который вечен, абсолютен, одухотворен, его можно видеть, осязать, совершенен (божественен), кроме него ничего нет.

2. Многие античные философы искали единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса – это вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы и т.д.).

3. В античной философии были заложены основы диалектики: природа есть постоянное развитие, источником которого является единство и борьба противоположностей.

4. Античная философия раскрыла особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики: чувства не являются источником знания, их область – лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

5. В античной философии была выработана концепция ЧЕЛОВЕКА – он есть центр культуры, творец, его призвание – познавать и творить добро. Идеалом нравственного человека считался мудрец – умеренный, благоразумный, гармоничный.

6. Античная философия дала учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов, в котором богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Литература:

1. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976.

2. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х книгах. Кн.1. 0т Илиады до Парфенона. Кн.2. От Антигоны до Сократа. Кн.3. От Еврипида до Александра. М., 1990-91.

3. Вернан Ж. — П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.

5. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

6. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель (Жизнь замечательных людей). М.: Молодая гвардия, 1993.

7. Томсон Дж. Первые философы. М.,1959.

8. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

10. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996.


Федоров А.Б. – секретарь ученого совета Санкт- Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент полковник милиции;

Федоров В.П. - заслуженный работник высшей школы РФ, доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты