КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Памятники истории первобытного строя на территории современной Беларуси.Самую большую группу археологических памятников составляют древние места людских захоронений – могильники. Могильники дают представление о былых религиозных верованиях и погребальных обрядах, о повседневном быте прошлого. Вера в загробную жизнь была причиной того, что вмогилу клали вещи, которые могли понадобиться покойнику и на «том свете». Воину в могилу клали оружие, ремесленнику - тесла, топор, литейные формы или готовые изделия, женщине — пряслица, иголки, украшения, глиняную посуду. По инвентарю могил можно выяснить детали быта, социального строя, экономической жизни. Могильники дают возможность реконструировать этнографический облик племен. Кроме того, они содержат антропологический материал, который позволяет представить себе, а с помощью новых открытий и восстановить физический облик населения в любую историческую эпоху. Могильники бывают · грунтовые (с погребениями в ямах, без насыпей) · курганные (с насыпями). В зависимости от обычая хоронили покойника, положив его в яму или прямо на землю, и насыпали над ним курган. Кроме трупоположения в курганах обнаруживают и следы обряда трупосожжения, когда покойника сжигали на костре, а пережженные кости высыпали в горшок-урну или в ямку. Курганы имеют разную форму. Длинные курганы имеют иногда протяженность 80—100 м, ширину 20 м, и более, высоту до 2 м (д. Янковичи, Россонского р-на). Встречаются насыпи удлиненные, четырехугольные, овальные, а чаще всего круглые. Высота их от 20— 30 см до 3—4 м. Чаще всего округлые курганы имеют высоту 1—1,5 м. Расположены они по одному, по два, но большинство находится на могильниках, где их насчитывают десятки и даже сотни. В Белоруссии обнаружено около 40 тысяч курганов. Особенно богата ими Витебщина. В отличие от курганов, которые высоко возвышаются над землей, грунтовые могильники не имеют никаких признаков на поверхности. Обнаруживаются они, как правило, при случайных земляных работах или специальных поисковых раскопках. Эти бескурганные могильники состоят главным образом из погребений с трупосожжением, хотя встречаются и трупоположения. Пережённые кости покойников высыпали в не глубокие ямы, в сосуды-урны или накрывали перевернутым горшком, В могилы клали глиняные сосуды с пищей, различные вещи: копья, ножи, украшения, пряслица. Наибольшее количество грунтовых могильников относится к железному веку. Большое количество погребений – по нескольку сот – дали название этому типу памятников «поля погребений». 282 погребения было раскопано на таких полях у д. Чаплин Лоевского района, более 100 – на могильнике Велемичи – 1 Столинского района К важным памятникам эпохи железа и раннеславянской культуры относятся языческие светилища. Древние храмы представляли собой культовые сооружения, где проходили языческие обряды и ритуальные жертвоприношения. Обычно это были круглые или овальные в плане прощадки размером от 7 до 50-60 м в диаметре, которые располагались на взгорках или на искусственных насыпях, временами на ровной поверхности, но в большинстве случаев в видных местах – на берегах рек, озёр, островах, на сухих местах среди болот, в лесах. Площадку светилищ на возвышениях окружали валом и рвом, в определённом порядке в них располагались скульптурные изображения языческих богов (возле д. Верховляны, Берестовицкий район). Другой вариант культового сооружения представляет собой святилище, найденное на берегу озера Святое, возле современной д. Ходасавичи Рогачёвский район. Оно находилось на восточной окраине селища, и представляла собой горизонтальную площадку диаметром 7 м с расположенным в центре столбом – идолом (как считают, Перуна), была окружена частоколом. На расстоянии 2 м от площадки, повторяя её черты находились 4 месецеподобные ямы, ориентированные по сторонам света. В них, вероятно, горели негасимые жертвенные костры. Выявлены остатки жилищных сооружений, которые, вероятно, были жилищами жрецов. Выдающимися примерами монументального искусства периода первобытного строя являются скульптуры языческих богов, каменных идолов и баб. В большинстве случаев скульптуры идолов изготавливались из дерева, поэтому они не сохранились до нашего времени. К тому же с принятием христианства все идолы были уничтожены. Сохранилось только несколько образцов из камня. 3 Восточные славяне были язычниками и обожествляли явления природы, солнце, луну, камни, реки, озёра, деревья. Богом грома и молнии был Перун, животных — Белес, солнечными божествами были Ярило, Купала, Дажбог, Хоре. В честь них воздвигали святилища, на которых поклонялись каменным изваяниям. Один из таких идолов найден в 1963 г. школьниками из Шклова в урочище Горы на берегу притока Днепра Серебрянки, Он представляет собой каменную скульптуру длиной 1 м 20 см , весом 250 кг. с почти цилиндрическим туловищем. Форма идола очень примитивная, главное внимание мастер уделил лицу. Отсутствует проработка деталей. Характер обработки материала ближе к резьбе по дереву, чем по камню. Что вполне объяснимо: для изготовления идолов дерево использовалось значительно шире. После принятия христианства население еще долго тайно поклонялось языческим богам. Возможно, что жители древнего Шклова спрятали идола, а не бросили его в речку. Голова идола из камня – ракушечника высотой 46 см. найдена во время земляных работ на окраине Слонима. Трактовка такая же примитивная, как и у Шкловского идола. Другим видом древних каменных скульптур являются каменные бабы. Их много было в степях Европы и Азии начиная с V—IV вв. до н. э. и вплоть до XIII—XIV вв. Возникновение их связано с культом предков. Каменные бабы иногда встречаются и в Белоруссии. Так, в 1970 г. в Жабинковском районе Брестской области у деревень Гробовцы и Залусье были найдены два каменных изваяния. Первое сделано из валуна красновато-пепельного цвета и представляет поясное изображение женщины. На голове - подобие капюшона, под подбородком выдолблен крест. Высота изваяния 79 см, ширина 50 см, толщина 47 см. Вторая каменная баба сделана из красно-серого валуна и представляет полуфигуру женщины. На продолговатом лице прочерчены удлиненные глаза и нос, в виде вогнутой черты рот. Почти от подбородка отходят две линии, изображающие руки. На груди прочерчен крест. Высота изваяния 87 см, толщина 30 см, размер самой широкой части 53 см. Видимо первоначально скульптуры были язычницкими фетишами, а кресты были высечены позней, после их освящения. Скульптуры имеют условную трактовку форм. Обе каменные бабы находятся в экспозиции Брестского областного краеведческого музея.
|