КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Готика. Усовершенствование отечественного замкового зодчества в XIV – XVI вв.Развитие материальной и духовной культуры в средневековой Европе привело к значительному усовершенствованию техники строительства и средств изобразительного искусства. Это позволило в XIX веке выделить два стилевых направления в истории средних веков. Первый из них характеризуется доминированием романского стиля, а второй известен под названием «готика». Этот термин происходит от итальянского слова «gotico», в употребление он был введён гуманистами эпохи Ренессанса. Таким образом, они хотели подчеркнуть архаичность и варварскую сущность средних веков. Ведь племена готов, населявшие Европу в первые столетия нашей эры, считались образцом дикости в сравнении с античным Римом. В Западной Европе готичный стиль начал формироваться в XII веке во Франции и достиг своего развития в XV - XVI веках, когда существовала так называемая «пламенная готика» с повышенной декоративностью. В Беларуси исследователи выделяют раннюю (конец XIII – первая половина XIV вв) и позднюю (середина XIV – первая половина XVI вв) готику. В целом готика, как и романский стиль, развивалась в рамках феодальной системы, где архитектура по-прежнему сохраняла преимущественно крепостной или культовый характер. Вместе с тем, появление нового стиля свидетельствовало о переменах в средневековом обществе. Всё большее влияние начинают играть светские круги общества, что привело к развитию жилищного и общественного строительства. Складывались целые городские ансамбли, в которых соединялись светские, культовые и оборонительные сооружения. Формировался новый городской центр – рыночная площадь, от которой расходились улицы, застроенные 2 и 3 этажными жилыми сооружениями с высокими фронтонами. Под влиянием готики усовершенствовались и фортификационные сооружения. Города обносились мощными стенами с высокими башнями Характерные черты готического стиля: · Формирование новой каркасной конструкции сооружений, которая позволяет преодолеть массивность и приземлённость романских строений, значительно облегчить стены и своды, а так же существенно увеличить объём. Так же широкое использование контрфорсов. В результате существенно изменился внешний вид зданий. Арки и завершения оконных и дверных проёмов получили стрельчатую форму. Храмы значительно увеличили свои размеры, стали более утончёнными и величественными, что отражало стремление души на небо с отрывом от её земных проблем. Большие соборы того времени рассматривались в качестве высшего образца соединения архитектуры и изобразительного искусства, что должно было оказывать эмоциональное воздействие на верующих через пространство храма, направленность до небес его башен и сводов, насыщенностью внутренней динамикой скульптур, ирреальными светотенями от витражей. · Значительные изменения в искусстве, где углубился и усложнился синтез разных его направлений, что способствовало расширению количества сюжетов. Здесь по-прежнему доминировала религиозная тематика с признанием господства в мире высших сил, но основным видом изобразительного искусства стала скульптура, которая вновь после античности появилась на фасадах и алтарях культовых сооружений. При этом застылость романских статуй сменилась динамичной подвижностью готических изображений, выразительностью их драпировок. Скульптурное украшение храмов включало сцены из Святого писания, изображения фантастических животных (химер), светские скульптурные композиции из жизни ремесленников и крестьян. Появились в храмах того времени и створчатые алтари, где позолоченные скульптуры располагались в центре, а подвижные боковые части13 14расписывались. При этом сохранялось нарушение пропорций человеческого тела с определённой вытянутостью форм. · Особенности готического стиля на Беларуси: · Широкое распространение готического стиля начинается в конце XIV в, в более ранних памятниках встречаются только особые черты стиля (стрельчатые арки и нервюрные украшения). · Готические храмы и замки имели оборонительный характер с лаконичным внешним декором, а единственным примером пылающей готики в ВКЛ стал костёл святой Анны в Вильно (конец XVI в). Причины: отсутствие непосредственных связей с Западной Европой, войны с крестоносцами, феодальная раздробленность. · Влияние на отечественное зодчество XIV - XVI вв. византийских, романских и местных архитектурных традиций. К тому же всё большее распространение с течением времени приобретали идеи Возрождения. В результате, когда в Западной Европе граница между романским стилем и готикой, готикой и ренессансом прослеживается достаточно точно, то в Беларуси даже в XVII веке все названные стили одновременно ощущались в архитектуре и искусстве. Благодаря этому, отечественные памятники готики приобрели неповторимый колорит и всемирную художественную ценность Наиболее ранним проявлением готики на Беларуси можно считать особые архитектурные элементы Каменецкой вежи. Так над верхним ярусом сохранились фрагменты купольного завершения каркасной конструкции, благодаря которой бойницы этого уровня имели стрельчатую форму (остальные – полуциркулярную). Однако, широкое распространение готического стиля началось только после возведения на Беларуси каменных замковых комплексов. Термин «замок» происходит от слова «закрывать» и под нм понимают хорошо укреплённый оборонительный комплекс, который выполнял функции резиденции феодала. Их появление на Беларуси связано с усложнением общественных отношений, когда старая планировка города с детинцем, окольным городом и пасадом перестала соответствовать изменившимся условиям. Появилась необходимость в небольших, но мощных каменных цитаделях, которые бы контролировали целые районы. Образцом для них стали замки крестоносцев в Прибалтике. По композиции они относились к типу «кастелей», что в переводе с французского языка означает – небольшой замковый комплекс. В Беларуси их возведение начинается по приказу великого князя Гедимина. В начале XIV века замок-кастель был возведён в д. Крево Сморгоньского района. Он был расположен на искусственно созданной насыпи в месте слияния рек Кревянка и Шляхтянка и в плане напоминал четырёхугольник (85-109-72-97). Его стены были 3 м толщиной и 13 м высотой, имели каменную основу и кирпичную боевую галерею в верхней части. Две башни были расположены по диагонали и были возведены поздней. Северная 5-ти пятиэтажная «Княжеская» вежа-донжон выступала за общий периметр и имела большие размеры (18, 7\17 м). Вход в неё был возможен только с боевой галереи. Верхние ярусы предназначались под княжеские покои и имели большие оконные проёмы со стрельчатыми завершениями. Вторая четырёхэтажная «Малая» вежа (11\10, 7) была пристроена к стенам изнутри. После Гедимина Кревский замок принадлежал Альгерду и Ягайло. В 1382 году по приказу последнего был убит великий князь Кейстут. В 1385 году в замке была заключена Кревская уния. В 1503 – 1506 гг. его осаждали крымские татары, а в 1519 г штурмом взяли московские войска. В дальнейшем замок утратил стратегическое значение и пришёл в упадок. В годы первой мировой войны линия фронта проходила через Крево и замок был разрушен русской артиллерией. Несмотря на это, ещё и теперь в Крево сохранились большие фрагменты стен и остатки башен. В 1320 г. Замок-кастель был возведён в Лиде. Он так же размещался на искусственной насыпи, был окружён болотистыми берегами рек Лидеи и Каменки, а в плане напоминал неправильный четырёхугольник (93, 5\83,5\80\84 м). Его стены, сложенные их валунов, имели высоту 12 м и толщину 2 м. В верхней их части находилась кирпичная боевая галерея с бойницами через каждые 2, 4 м.. Особенностью замка было то, 1что диагонально поставленные башни здесь не были вынесены за общий периметр. Юго-западная квадратная в плане башня (11, 3\11,3 м) строилась одновременно с замком, а северо-восточную построили только в конце XIV в. Она имела большие размеры (12\12,5 м) с толщиной стен 3 м и прикрывала главный вход в комплекс. Вход был сооружён в виде повседневной Малой Брамы шириной 2,5 м и высотой 3 м и парадной Большой Брамы, широта которой достигала 4,5 м, а высота – 6 м. Лидский замок прикрывал от крестоносцев Новогрудок и неоднократно штурмовался рыцарями. Уже в 1384 г они взяли его приступом, но следующие осады в 1392 г. и 1394 г. замок выдержал. В дальнейшем его несколько раз захватывали казаки и русские войска, а в начале XVII века шведы взорвали замковые башни. С 1982 года производится реставрация Лидского замка и большая часть работ уже завершена. Наличие на Беларуси ряда замков-кастелей всё же не могла сдержать постоянные вторжения крестоносцев, которые стали угрожать крупным городам региона. Это привело к усовершенствованию их оборонительных сооружений. Во время правления князя Витовта (1398-1402 гг.) готический замок был возведён в Гродно. В плане он повторял очертания детинца и имел форму неправильного треугольника (120-90-70). Замок имел 5 башен, среди которых были старая башня XIII века, башня-брама и ещё три квадратные в плане башни. Основательно были перестроены стены XII в. – их толщина достигла 3 м, а сверху появилась боевая галерея. Имелся в замке и двухэтажный каменный дворец (45-15), который был пристроен к крепостной стене. С внешней стороны стены и дворец были укреплены контрфорсами. От города замок отделялся 50-метровым рвом, через который был перекинут подъёмный мост. Перед ним на месте бывшего окольного города был построен Нижний замок. После победы над крестоносцами в XV в Гродно не утратил своего важного значения, что было связано с удачным географическим местоположением на середине пути из Кракова в Вильнюс. Благодаря этому Гродненский замок превратился в одну с великокняжеских резиденций, которая в XVI веке была перестроена в стиле ренессанса. До наших дней от замка Витовта сохранились фрагменты стен, остатки фундамента дворца и башня-брама. Ещё один знаменитый замок-детинец находился в Новогрудке. В 1394 году крестоносцы значительно разрушили местный деревянный замок с каменной башней. В результате этого до 1410 года здесь проходили значительные строительные работы, которые можно считать первым этапом возведения Новогрудского готического замка. За это время деревянные укрепления постепенно заменялись на каменные. Перестроенная Щитовка была квадратнай в плане 11,4\11,4, имела 5 этажей, высоту 25 метров с толщиной стен около 2,7 м. Её стены прорезали узкие бойницы, а внизу находились большие ворота. В восточном углу комплекса была возведена трёхэтажная Костельная башня (9\9). На противоположной стороне крепости появилась трёхэтажная Малая брама и Посадская башня. Между собой эти четыре башни были объединены кирпичной стеной общей протяжённостью 180 м. Кроме того, на восточном спуске пригорка над источником построили Колодежную башню, которая 21 метровой стеной была соединена с замком. Часть башен и стен была укреплена контрфорсами. В таком виде Новогрудский замок просуществовал до XV в. когда усилилась угроза нападения крымских татар. В связи с этим начинается второй этап его строительства. Вместо сохранившихся деревянных укреплений возвели 5 этажную башню Дозорца. С Щитовкой и Посадской башнями её связали каменные стены. А на склоне взгорка возле Колодежной башни появилась Брама, соединённая с ней и Малой Брамой толстыми стенами. Благодаря этому со стороны города был создан дополнительный нижний пояс обороны. В результате - Новогрудок в то время считался одним из самых укреплённых городов Беларуси, и татары во время осады 1505 – 1506 гг так и не смогли его захватить. Но в серединеXVII в. Замок дважды штурмом взяли русские войска, а в 1706 году взорвали шведы. Сегодня над Новогрудком возвышаются только остатки Щитовки и Костельной башни. Кроме великокняжеских замков, возводились на Беларуси и частные резиденции, которые служили усадьбами особых шляхецких родов. Долгое время они имели преимущественно деревянные укрепления, но постепенно накопленные богатства позволили наиболее богатым магнатам начать возведение крупных каменных замков. 15 Примером такого замка является оборонительный комплекс в Мире Кареличского района, который включен в список архитектурного наследия ЮНЕСКО. В 1506 г. татары опустошили Мир. По приказу его владельца Ю.Ильинича начались восстановительные работы, которые предусматривали создание цитодели на искусственном острове. В соответствие с планом замок представлял собой квадрат 75\75 м. По углам он имел 4 значительно выступающие за периметр стен пятиэтажные башни высотой 27 м. Ещё одна башня находилась в центре западной стены, имела 6 этажей и выполняла функцию ворот. Нижняя часть башен была квадратной в плане 10\10 м, а верхняя восьмигранной. Каждая из них была самостоятельным центром обороны с бойницами на каждом уровне и возможностью вести круговой обстрел. Стены замки имели 10-метровую высоту и три яруса бойниц, а также боевую галерею с парапетами и бойницами. Особенностью Мирского замка является его оригинальный внешний декор. Фасады башен были отделаны разными по форме и размеру плоскими нишами, а также кирпичными орнаментальными поясами. Замковые стены тоже имели отделку в виде двух орнаментальных поясов. Вместе с тем внешний декор пости не затронул нижний уровень стен и башен, оборонительный характер которых ещё больше подчёркивали вмурованные в фасады камни. Что же касается дворца, то при Ильиничах это было небольшое одноэтажное здание в юго-западном углу комплекса. В таком виде Мирский замок просуществовал недолго – уже во второй половине XVI века по инициативе новых хозяев Радзивиллов он был перестроен в стиле ренессанса. Ещё один частновладельческий готический замок был возведён А. Гаштольдом в д. Геранёны, Ивьевский р-н. В настоящий момент от него сохранились только фрагменты. Т. о. хотя развитие отечественных готических замков и прошло большой путь от обычных опорных пунктов до огромных магнатских резиденций последние пока ещё имели подчёркнуто оборонительный характер.16
7. Влияние готики на культовую архитектуру Беларуси (XIV – XVI вв.) Проникновение готики в отечественную культовую архитектуру началось ещё в XII веке, когда она, вместе с романским стилем, оказала определённое влияние на Полоцкую и Гродненскую архитектурные школы. Однако, распространение готика получила только в следующие столетия, что было вызвано распространением католицизма и частичным ослаблением византийских традиций Одним из первых проявлений нового направления в храмовом строительстве стало возведение на рубеже XIII – XIV вв. Гродненской Верхней церкви. Она нахлдилась на территории детинца на остатках Нижней церкви. Это был квадратный храм с полукруглой апсидой. Он имел готичный потолок и нервюрные выступления. Фасады церкви украшали плоские ниши и шлифованные камни. До наших дней дошли только фрагменты фундамента. Не сохранился и Гродненски Мариинский костёл, больше известный как «Фара Витовта», который был возведён в 1380 году на рыночной площади и представлял собой трёхнефовую базилику больших размеров с большой четырёхярусной башней-звонницей на главном фасаде. Несколько раз перестроенный, храм был взорван в 1961 году при реконструкции города. Два готичных храма имел и Новогрудок. Сохранилась Борисоглебская церковь, которая под влиянием готики была перестроена в XVII – XVIII вв. На её главном фасаде появились две башни, а стены храма были укреплены контрфорсами и украшены сложной системой стрельчатых арок. Среди сохранившихся храмов Троицкий костёл в д. Ишкольдь Барановичского р-на, построенный в 1470 г. По своей композиции это безбашенный, трёхнефовый храм. Его центральный неф и алтарная часть были перекрыты звёздчатыми нервюрными выступами, а узкие боковые нефы больше напоминали обходную галерею. Главный фасад храма завершался заострённым щитом с плоскими нишами. Стены храма были укреплены контрфорсами, которые на боковых фасадах чередовались со стрельчатым окнами. В середине XVI в. По приказу Радзивиллов он был приспособлен под кальвинский сбор, а позже принадлежал как православным, так и католикам. Готический костёл был построен в первой половине XV в в д. Вселюб под Новогрудком. В дальнейшем этот храм был значительно перестроен и до первоначального практически квадратного в плане молитвенного зала были добавлены гранённая апсида и трёхярусная башня – звонница. Вместе с тем все компоненты гармонично связаны между собой в едином стилевом направлении Красивый готичный костёл был возведён в начале XVI века в д. Гнёзно Волковыского р-на. В центре его главного фасада находилась восьмигранная четырёхярусная башня высотой 31 м. Размеры храма были относительно небольшими, а толщина стен составляла менее 1 м. Поздняя готика проявилась в наличие контрфорсов, стрельчатых завершений оконных проёмов и присутствием окна-розы над главным входом. Синтез готики с византийскими традициями привёл к появлению на Беларуси уникального для европейского зодчества типа церквей-крепостей. Четыре угловые башни и центральный башнеподобный купол приобрёл после реконструкции в 1494 – 1505 гг полоцкий Софийский собор. К сожалению, в таком виде он известен только по графюрам того времени, так как в начале XVIII веке его взорвали русские войска. В Зельвенском районе до нашего времени практически в неизменённом виде дошла церковь-крепость возле д. Сынковичи, которая включена в каталог памятников мировой культуры. Возведённая из кирпича в начале XVI века церковь выделяется монументальностью и относится к типу трёхнефовых базилик с тремя апсидами, над которыми для придания храму целостности была создана общая крыша. Церковь имела высоко распооженные стрельчатые окна и нервюрные выступления. По углам были возведены четыре оборонительные башни, которые являлись самостоятельными сооруженияим, присоединёнными к основному объёму. Укреплённые контрфорсами башни на парадном фасаде имели граненую форму, а со стороны апсид - круглую.17 Фасады храма украшали разнообразные ниши и аркатурный фриз. Бойницы ближнего и дальнего боя находились в башнях. Имелась и боевая галерея. Ещё одна очень похожая на предыдущий храм, по своей конструкции и размещению бойниц, церковь – крепость была построена в 1516 – 1542 гг возле д. Мурованка Щучинского района. Это так же трёхнефовая базилика, но с одной большой апсидой. Под влиянием ренессанса тут больше внимания было уделено внешнему декору в виде ниш разных форм и размеров, которые украшали стены, башни и апсиду. В центре главного фасада – окно-роза. Усовершенствование конструкции перекрытий позволило создать из нервюр декоративный звёздчатый потолок. Все четыре оборонительные башни имеют цилиндрическую форму и, в отличие от церкви д. Сынковичи, являются неотъемлемыми элементами композиции. Храм значительно пострадал от шведов в 1706 г и в 1870-я гг.. Его частично перестроили – перед входом появился бабинец с небольшими башенками, а в башнях главного фасада был надстроен ещё один этаж. В XVI в. готика постепенно уступает место ренессансу, а позднее и барокко. Несмотря на это её влияние, ощущается тут ещё долгое время. Так, в 1603 – 1606 гг в д. Камаи, Поставского р-на был возведён оборонительный храм с одной дольшой апсидой и крестовыми нервюрными выступлениями. Главный фасад храма обороняли две 16-метровые цилиндрические башни диаметром 5 м с бойницами, которые так же имелись и в ряде плоских ниш на парадном фронтоне. В 1778 году к храму со стороны была пристроена каплица, что нарушило симметрию сооружения, но придало храму оригинальный вид. Т.о. именно распространение готики способствовало подъёму каменного строительства храмов на Беларуси. При этом включение особых церквей в состав замковых комплексов, а так же синтез готического стиля с ренессансом и византийскими традициями стали характерными чертами отечественного культового зодчества того времени
8. Ренессанс в отечественном градостроении (XVI – середина XVII вв)
В XIV – XV веках в Европе происходил процесс зарождения капиталистических отношений и формирования нового буржуазного общества. Результатом этого стал отказ от культурного наследия средних веков и поиск новых путей дальнейшего усовершенствования архитектуры и искусства. Образцом стала античность, творческая переработка культурных традиций которой позволила преодолеть устаревшую схоластику и религиозный консерватизм. Эта особенность нового стиля определила и его название. Термин “ренессанс” происходит от французского “renaitre», что означает «возрождать». Это стилевое направление заложило основы такой культурной традиции, где господствовали светские начала и прогрессивное гуманистическое мировоззрение. Основой нового мировоззрения стала теория самоценности человеческой жизни: концентрирование внимания на проблемах земного назначения человека, признании существования абсолютной духовной свободы и неограниченных возможностей личности в самопознании и изучении мира. Ренессанс зародился в Италии. Его общеевропейская периодизация состоит из 3 этапов* проторенессанс (XIV – XV вв.) · высокое Возрождение (конец XV – середина XVI вв.) · позднее Возрождение (другая половина XVI – XVII вв.) Кризис ренессанса проявился в переходе к маньеризму, особенностью которого была чрезмерная декоративность. В отличие от предыдущих стилей идеи Возрождения творчески перерабатывались в разных странах с учётом местных традиций и особенностей. Широкую известность получило «Северное Возрождение», которое было вызвано Реформацией и буржуазной революцией в Нидерландах. На Беларуси Ренессанс ощущался на протяжении XVI – первой половины XVII вв. При этом его итальянское и нидерландское направление тесно переплетались с готикой, византийской традицией, а так же барокко.Характерные черты Возрождения: 1. Концепция «идеального города», когда все его элементы создавали гармоничный ансамбль с геометрической сеткой улиц, большой торговой площадью и наличием значительных общественных сооружений (ратуши, торговые ряды) 2. Постепенная перестройка замков в дворцово-парковые комплексы, которые частично утрачивали оборонительные черты. 3. Широкому распространению Ренессанса в культовом зодчестве способствовало протестантское движение. При этом храмы начали избавляться от оборонительных элементов, но ещё сохраняли достаточно скромный декор. 4. Творческий поиск и использование античных традиций в архитектуре, позволили ввести в использование такие декоративные элементы как: рустовка первых этажей, штукатурку и побелку фасадов, карнизы, полуоткрытые галереи, колонны и пилястры, которые существенно обогатили внешний вид и внутренние интерьеры сооружений 5. Искусство Ренессанса ориентировалось на чувственное восприятие с использованием перспективы и объёмного видения окружающего мира. Всё большую роль начинает играть субъективное восприятие творца, профессия которого приобретает самостоятельный вид деятельности. Объектом художественного изображения всё чаще становится реальность, а религиозные сюжеты секуляризуются, (образы святых становятся подобны простым людям) Таким образом, по ряду позиций Ренессанс отличается от предшествующей готики, что свидетельствует о начале новой буржуазной эпохи и о формировании светской культурной традиции.19 В XV- XVI вв. города Беларуси развивались ускоренными темпами, что было вызвано активизацией торговли и достаточно стабильным внутренним положением в стране. В результате этого значительно возросло количество населения, что привело к расширению площади городов. Рядом со старой частью города стали возникать новые кварталы. В Минске в это время появляются Раковское и Троицкое предместья, а так же начинает застраиваться Троицкая гора, где возникает Верхний рынок (современная площадь Свободы). В Гродно в середине XVI века заселялся противоположный берег Нёмана, где возник занёманский посад с новой рыночной площадью. Существенно изменили свой внешний вид некоторые из частновладельческих городов Беларуси, где концепция «идеального города» нашла наибольшее своё воплощение. Итальянские мастера осуществили широкомасштабное строительство в Несвиже, который получил регулярную планировку в виде квадрата с прямоугольными кварталами и торговой площадью в центре. По периметру он был обнесён земляными валами с бастионами. Вход в город обороняли каменные сооружения, из которых до наших дней сохранилась Слуцкая брама и одна из башен (конец XVI века). Так же значительно был перестроен Быхов, который стал пердставлять собой полукруг, поделённый пополам площадью. Слуцк в плане приблизили до круга. Каждый из вышеперечисленных городов дополнительно к городским укреплениям имел и замок – цитадель, где находилась резиденция феодала. Памятников ренессансансового жилищного сооружения для горожан, к сожалению, не сохранилось. Но из гравюр того времени известно, что были распространены преимущественно прямоугольные в плане однаэтажные и двухэтажные дома с мансардой под двухскатной крышей. В это время приобрели популярность сооружения, возведённые на основе конструкции “пруской кладки”. Когда две деревянные стойки и балки создавали каркас, промежутки между которыми заполнялись кирпичом или были глинобитными. Только уличный фасад был каменным, а остальная часть сооружения строилась из дерева. В Гродно на территории монастыря бригитак сохранился деревянный лямус (XVII в), который использовался как «общежитие» для монашек. Это двухэтажное здание из массивных брёвен с двухярусной арочной галереей на главном фасаде. Наиболее значительными общественными сооруженияим того времени были ратуши, которые возводились в городах с магдебургским правом. Именно здесь заседал магистрат (выборный орган самоуправления). Обычно они имели несколько этажей и оборонительную башню с дозорной площадкой наверху. В конце XVI века каменная двухэтажная ратуша была построена в Невиже. Она размещалась в центре рыночной площади. С трёх сторон ратушу окружали торговые ряды, сооружённые в виде ренессансовой арочной галереи с аттиком. Ратуша имела лаконичное архитектурное решение и была лишена внешнего декора. В центре её парадного фасада была возведена шестиярусная башня с часами и высоким сложным куполом, шпиль которого украшал герб города. Неотъемлимым элементом рыночной площади были торговые ряды, появление которых вызвала чрезвычайно плотная застройка городских центров. Наиболее древним является закрытый тип, когда они окружали площадь по периметру и имели несколько брам. Однако, в некоторых случаях, как отмечалось выше, торговый комплекс размещался в центре площади, причём каждая торговая точка выходила на неё торцом входа Кроме того, на Беларуси в это время строились корчмы, аустерии и гостиные дома, которые находились как в крупных населённых пунктах, так и на пересечении торговых путей или в особых деревнях. Они являлись не только своеобразными гостиницами, но и местом проведения торжеств, собраний и соймиков. Их прототипом является традиционное народное жильё с комплексом хозяйственных сооружений. Т.о. под влиянием ренессанса белорусские города стали постепенно изменять свой внешний вид на западноевропейский манер, что положило начало созданию новых городских ансамблей.20
9. Превращение белорусских замков в дворцово-парковые комплексы в период ренессанса (XVI – середина XVII вв) В XVI веке по причине развития артиллерии и фартификации укреплённые каменные замки уже не могли гарантировать своим хозяевам безопасность и покой. Ряд из них пришли в упадок (Лида, Крево), некоторые стали модернизироваться, а особые цитадели вообще утратили оборонительный характер и были перестроены во дворцы. Начало этой тенденции было положено Стефаном Баторием, который в 1580-е годы приказал преобразовать аскетичный Гродненский замок Витовта в крупный дворцовый комплекс в стиле ренессанс. Оборонительные башни были разрушены. Изменила свой вид и башня-брама, которую накрыли куполом, а на другом её этаже сделали большое помещение с тремя окнами, мраморным полом и камином. Одна из башен, расположенная над Неманом была приспособлена под баню. Значительно был расширен и дворец, который имел два основных этажа. Его фасады были украшены росписями, декоративным аттиком, эркерами с фигурными завершениями. Королевские помещения находились на втором этаже, и попасть туда можно было с внутренного дворика по лестнице с балюстрадой. Королевские покои имели лепные потолки, мраморные, паркетные или керамические полы, печи с полихромного кафеля и т.д. Крытая галерея вела из них в башню-браму и баню. К Новому замку, который тоже был перестроен, вёл мост с 16 башенками. Все сооружения Старого замка были отштукатурены и накрыты красной черепицей. Частнособственческие резеденции так же приобретаои дворцовые черты, но не утрачивали оборонительного характера. Это стало возможным благодаря распространению бастионного типа замков, когда в центре комплекса находился дворец, а по периметру его окружали земляные валы с площадками для пушек Т.о. в конце XVI – начале XVII в был перестроен Мирский замок. По приказу М. Радзивилла Сиротки к северной и восточной стенам был пристроен трёхэтажный Г-подобный корпус под высокой крышей, благодаря которому дворец практически не уступал по высоте башням. Он имел более 40 комнат, среди которых были парадные залы (Оружейная, Портретная Бильярдная и др.). При возведении дворца в стенах были замурованы бойницы, а на уровне второго и третьего этажей пробиты большие окна. Башня-брама была преобразована в каплицу с часами на фасаде. Ощущалось влияние ренссанса и во внешнем виде комплекса (рациональность и лаконизм выразительных средств, полуциркульное или арочное завершение ниш, побеленные стены дворца). Вся тяжесть обороны была переложена на внешние валы с бастионами, которые создавали прямоугольник. На севере от замка был заложен регулярный «итальянский парк», в который со второго этажа дворца вёл арочный мост. За годы своего существования Мирский замок неоднократно становился ареной боевых действий. В 1655 г. и 1705 г его дважды захватывали шведы. Летом 1812 года возле замковых стен произошла битва французских и русских войск. Была взорвана северо-восточная башня, где находился склад с порохом, дворец сгорел. Первые восстановительные работы были предприняты ещё в межвоенный период. А в 1969 году в Мирском замке началась крупномасштабная реставрация, которая сейчас практически закончена. В конце XVI века под влиянием ренессанса был возведён Несвижский замок итальянским архитектором Бернардони. В плане замок имел прямоугольную форму и был окружён рвом с водой. Укреплённые камнями бастионы замка являлись основными элементами его обороны. На территории замка находились три отдельно стоящие каменные корпуса, которые образовывали внутренний парадный двор. Центральное место занимал 3-х этажный дворец, построенный напротив ворот. Слева от него находилась трёхэтажная казарма с высокой башней, а справа двухэтажное хозяйственное сооружение. В 1654г. и 1659 г.Несвижский замок был взят штурмом и повреждён русскими войсками. В 1706 г. его захватили шведы, которые взорвали бастионы. В XVIII веке при восстановлении замок приобрёл барочные черты. 21 В 1560-е годы по инициативе виленского воеводы ренессансовый замок был возведён в д. Любча под Новогрудком, который имел форму прямоугольника и находился на возвышении над Нёманом. С трёх сторон его окружал ров шириной 30 м и глубиной 10 м. Оборонительными укреплениями замка были деревянные стены, а так же 4 или 5 башен, которые по конструкции напоминали Мирские (четырёхгранная основа и восьмигранный верхний ярус). До наших дней сохранились две башни. Их внешний декор был более скромным, чем в Мире. На территории замка был построен деревянный дворец под четырёхскатной крышей с мансардой в центре. Любчанский замок при Радзивиллах был перестроен под дворец для чего в башнях, на верхних ярусах, вместо бойниц сделали окна. В 1635 году Любчу сожгли казаки, и замок постепенно пришёл в упадок. В 1620-е годы канцлером Л. Сапегой в Быхове был построен замково-дворцовый комплекс, который возвышался над Днепром. От города его отделял ров шириной 27 метров. Г-подобный дворец был двухэтажным в плане и имел две дозорные башни. Жилые помещения и огромный парадный зал размещались на втором этаже, и попасть сюда можно было только с полуоткрытой ренессансовой галереи, пристроенной к дворовому фасаду. В 1654 году Быховский замок выдержал 11-месячную осаду казаков, а в 1657 году русские войска взяли его штурмом после 18-месячной осады. Позднее замок перестраивался и сохранился до наших дней На зодчество Беларуси оказало влияние и Северное Возрождение (влияние голландского маньеризма в первой половине XVII века). В Гольшанах Ошмянского района был построен замок для П Сапеги. В плане он имел вид прямоугольника, замкнутый двор создавался Г-подобным трёхэтажным дворцом и двухэтажными служебными корпусами. Стены были прорезаны большими оконными проёмами. По угам замка возвышались четыре башни, а ещё одна, самая высокая была покрыта шлемоподобным куполом и украшала собой центр главного фасада дворца. Замковый комплекс в стиле Северного Возрождения был создан в 1620-х годах в м. Смоляны Оршанского р-на по инициативе князя С. Сангушки. Он занимал площадку 100\200 ми имел вид замкнутого прямоугольника с четырьмя угловыми трёхярусными башнями и пятиярусной башней – Брамой. Между собой все башни были соединены трёхэтажным дворцом. Замак был полностью отштукатурен и побелён. При этом башни имели различный лепной декор, который украшал многочисленные плоские ниши и большие окна. К сожалению, этот комплекс был взорван в 1708 году по приказу Петра I. В XIX веке его останки хозяева местечка Семёновы разобрали на кирпичи. До наших дней здесь сохранился только франмент башни-брамы. Кроме дворцово-замковых комплексов на Беларуси возводились укреплённые усадьбы. Так в д. Гайтюнишки Вороновского района уцелел дом-крепость, построенный в 1613 году эмигрантом из Голландии Нохартом, который занимал должность управляющего королевскими сооружениями в Вильно. Компактное в плане двухэтажное здание имеет толстые стены (до 1,5 м) с цилиндрическими башнями по углам. В центре парадного фасада располагалась большая трёхэтажная прямоугольная в плане башня. Первый этаж предназначался для гарнизона, а верхние были отведены для хозяина. По периметру дом окружал вал с бастионами и ров. Т.о. под влиянием ренессанса резиденции отечественных магнатов постепенно утрачивают оборонительный характер и превращаются в дворцовые комплексы. Вместе с тем наличие здесь бастионной системы сохраняла за ними статус укреплённых частновладельческих крепостей. 22
|