Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Храмовое зодчество эпохи Ренессанса (XVI – середина XVII вв) на Беларуси




Строительство храмов на Беларуси в XVI – середина XVII вв. преимущественно осуществлялось в смешенном готическо – ренессансовом стиле. Например, в церкве – крепости д. Мурованка влияние ренессанса проявилось в наличие ещё одной большой апсиды, цилиндрической форме башен и декоративной обработке фасадов.

Главной особенностью ренессанса в культовом зодчестве Беларуси стало появление во второй половине XVI – начале XVII вв. кальвинских сборов. Обычно их храмы имели планировку однонефового зального храма с многогранной апсидой и притвором с высокой башней. Связь с готикой прослеживалась в сохранении оборонительного характера сооружения (толстые стены, бойницы), а часто и контрфорсов. Ряд подобных храмов сохранились, но принадлежат они теперь католикам или православным. Можно назвать сборы в Заславле, Жодишках (Сморгонский р-н) (конец XVI – начало XVII) Композиция храмов соответствует аскетическим принципам кальвинистов: проста и сурова, а внешний декор ограничивается плоскими нишами и карнизом. Ряд сборов являлись своеобразными центрами обороны замковых комплексов. Заславский храм находился на территории местного бастионного замка.

Кальвинские храмы имели довольно оригинальные для Беларуси черты. В это время появились центричные храмы-ротонды. В 1610 – 1611 годах подобный сбор был возведён в Сморгони. Его основной объём имел восьмигранную форму с большим куполом, который по периметру окружал аттик с пилястрами и полуциркулярными арками. При входе размещалась двухярусная башня. Окна храма имели полуциркульное завершение и были расположены высоко над землёй

Восприняли традиции ренессанса и некоторые из возведённых в то время костёлов, для большинства из которых был характерен безбашенный тип храма. К ним можно отнести костёл в д.Черновчицах (1583 – 1595, Брестский р-н), д. Замостье (1610, Слуцкий р-н). В плане это прямоугольные храмы с одной большой апсидой, двухскатной крышей и довольно большими оконными проёмами с полукруглыми завершениями. Фасады украшены плоскими прямоугольными и круглыми нишами. Костёл с четырёхгранной башней над входом был возведён в Новом Свержене (1588, Столбцовский р-н)

Менее популярным ренессанс был в православной конфессии. Тут можно вспомнить только Успенскую церковь в Новом Свержене (1590, Столбцовский р-н), которая по своей композиции очень похожа на расположенный рядом костёл – однонефовая с массивной башней и полциркульными плоскими нишами на фасаде. Её особенностью стал небольшой фигурный барочный купол с головкой.

Наследием Возрождения являются каплицы, которые выполняли функцию родовых склепов. В 1633 году была построена каплица для Норхартов в Гайтюнишках. Стены этого храма были укреплены огромными контрфорсами.

Кроме христианских храмов в стиле ренессанса возводились и синагоги. Сохранилась синагога в Быхове (начало XVII века). Это центричное сооружение размерами 20\21 м, толщина стен достигает 2 м. Особенность её композиции – круглая угловая башня, значительно выступающая за границы стен и имеющая оборонительный характер. Кроме того в храме была создана боевая галерея с бойницами. Среди синагог, возведённых в этот период можно назвать храмы в Шклове, Пинске, Новогрудке и Слониме, которые имели так же и отдельные черты барокко.

Т.о. влияние ренессанса достаточно широко представлено в культовой отечественной архитектуре. Благодаря его синтезу с другими стилями, белорусские храмы XVI - начала XVII вв. приобрели оригинальные неповторимые черты 23

 

11. Барокко и рококо. Отечественное градостроение (XVI – XVIII вв)

Новый архитектурно – художественный стиль зародился в Италии во второй половине XVI века. В это время в культурной жизни Европы господствовал Ренессанс, который и стал основой для барокко. Ускорили этот процесс завершение первоначального накопления капитала новой элитой и кризис феодализма.

Обобщая версии происхождения термина «барокко» можно утверждать, что таким образом в Европе того времени обозначалось что-то очень странное, ненатуральное и запутанное. При этом пративники стиля вкладывали в подобное название негативный и уничтожительный смысл, а сторонники в слове «барокко» не видели ничего обидного и наоборот считали, что оно точно передаёт его пластично-образное своеобразие.

В периодизации стиля выделяется ранний этап (конец XVI - первая половина XVII вв), когда он сосуществовал с маньеризмом. С середины XVII в барокко вступает в зрелую форму, достигает своего развития и занимает господствующее положение в большинстве стран Европы. Во время позднего барокко XVIII в сформировались особые национально-архитектурные школы, где могли переплетаться разные культурные традиции.

Эстетическая суть барокко заключалась в признании наличия первопричины мира и существования относительно познавательной абсолютной истины. Приблизится к пониманию иреального можно через субъективно – творческое переосмысление его в конкретных художественных образах. Т.о. особенностью барокко является изображение мира не только через логически – интеллектуальное, а и через чувственное восприятие.

Характерные черты барокко:

1 – величие, пышность, масштабность

2 – эмоциональное напряжение тут достигалось благодаря повышенной экспрессии и сложности выразительных средств, а так же контрастности масштабов, материалов, света и тени

3 – подчёркнутая театральность стиля с объединением реального и иллюзорного способствовала преобразованию фасадов зданий в своеобразные кулисы, которые вместе создавали торжественный городской ансамбль

4 - потеря дворцами и храмами оборонительных черт привела к более богатому их декоративному убранству.

Результатом стало широкое взаимодействие разных видов искусства, которые получили в период барокко настоящий расцвет. При этом натуралистическая трактовка деталей переплеталась с абстрактной символикой, а опора на чувства делала произведения того времени всё более свободными от устаревших норм и кононов.

На Беларусь барокко распространился в конце XVI века непосредственно из Италии. Главными инициаторами его расширения в ВКЛ были магнаты, которые увидели в новом стиле возможность сравняться по величию с западноевропейской элитой. Вместе с тем на на белорусских землях барокко имело свои особенности. На протяжении XVII века этот стиль практически не затронул дворцово-усадебное зодчество, что объяснялось сильным влиянием ренессанса и многочисленными войнами. Только с 1720-х годов барокко получило широкое распространение во всех направлениях архитектуры и искусства Беларуси. Однако, в Европе всё сильнее ощущалось влияние рококо и классицизма, взаимодействие которых с барочными традициями придало отечественным памятникам уникальные черты.

Барокко в отечественном градостроении

Упадок городов Беларуси во время войн второй половины XVII - начала XVIII вв. негативным образом повлиял на их внешний облик, где черты барокко прослеживались только в отдельных сооружениях. В 1692 году в Полоцке был возведёно одноэтажное каменное здание на высоком цоколе, торцовые фасады которого завершались аттиком. Сейчас он известен как «Дом Петра I ». Русский император жил здесь в 1704 – 1705 гг.. Сохранился так же барочный «Дом на рынке» в Несвиже (1721), который имеет оригинальные криволинейные очертания каменного парадного фасада. В Минске до наших дней сохранилось здание бывшего Святодуховского монастыря базильянок (1650), торец юго-восточного крыла которого украшен фигурным щитом.

Постепенно, с оживлением экономической жизни, в отечественных городах восстановилось и общественное строительство. Наибольшим величием отличались ратуши, которые в XVIII веке приобретают пышные барочные черты. В центре Витебска в 1775 году была возведена ратуша, которая представляла собой двухэтажное здание с 24 высокой башней в центре. Архитектурный декор тут был сконцентрирован преимущественно на башне (пилястры, валюты и сложные карнизы). В XX веке её основной объём увеличили до трёх этажей, а в самом здании разместили краеведческий музей. Подобная ратуша была и в Могилёве (1773), но в 1957 году она была взорвана.

Со второй половины XVIII века на Беларуси появляются новые городские ансамбли, где барочные формы зданий сочетались с классическими принципами регулярности застройки. Наиболее известный из них – Городница, возведённый в 1760 -1780 гг архитектором И. Мёзером на окраине Гродно по инициативе А. Тызенгауза. Городница состояла из 85 сооружений разного назначения (дворцы, жилые дома, корчмы, школы). Центральной осью была современная улица Э. Ожешко, на которой сохранился жилой одноэтажный дом с мансардой и каменным фасадом. Среди сохранившихся общественных сооружений выделяются: театр (на первом этаже находился зрительный зал с балконом, на втором – артистические помещения), трёхэтажная медицинская академия (в угловых шестигранных башнях которой размещались большие аудитории), двухэтажная музыкальная школа (имеющая выгнутую композицию, которая подчёркивала овальные очертания центральной площади).

Кроме Гродно, масштабные градостроительные работы А. Тызенгауз проводил и в собственных Поставах. Их новая планировка предусматривала прямоугольную сетку улиц с торговой площадью в центре, возле которой возвели 22 административных и жилых сооружений (торговые ряды, школу, гостиницы, аустерию, суд, больницу), а так же несколько храмов. Основной акцент делался на каменные фасады с фигурными щитами разнообразной формы, которые придавали ансамблю торжественный вид

С середины XVIII века начал формироваться Ворнянский барочный ансамбль (Островецкий район). Сгруппирован он был вокруг большой площади, на противоположных концах которой находился Георгиевский костёл и дворец, а по бокам – десять деревянно – кирпичных зданий, соединённых между собой каменными арками.

Т.о. со второй половины XVIII века на Беларуси началась перестройка отечественных городов. Вместе с тем делалось это по инициативе частных особ, а поэтому данный процесс не получил значительного распространения 25

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты