КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классическое дворцово-усадебное зодчество Беларуси(конец XVIII – первая половина XIX вв) 34 Сосуществование барочных и классических традиций на белорусских землях во второй половине XVIII века способствовало переплетению отдельных элементов этих стилей при украшении отечественных двороцов. Классицизм проявлялся в многочисленных портиках и ризалитах на парадном фасаде, пилястрах, рустовки первого этажа, больших прямоугольных окнах, использовании атичных скульптур и ваз из лепнины (Гродно, Святск, Ружаны). Вместе с тем творческое сочетание стилей было необязательным. Некоторые из магнатов уже хотели иметь полностью классические резиденции. И. Хрептович, которому принадлежал барочно-классический комплекс в Щорсах около Новогрудка приказал возвести в середине 1770-х годов дворец в стиле классицизма в Бешенковичах. Он имел прямоугольный двухэтажный центральный корпус и одноэтажные боковые крылья, а центральный вход выделялся ризалитом с утончённым кованным балконом в стиле ампир. Главными особенностями здания были подчёркнутый лаконизм и рационализм с почти полным отсутствием внешнего декора. Значительную роль в распространении классицизма на Беларуси сыграл итальянский архитектор К. Спампани. В 1771 году под его руководством для А. Хмары была возведена уютная усадьба в д. Сёмково под Минском, а в 1780 – 1783 гг. построена летняя резиденция Радзивиллов в Радзивиллимонтах (Клецкий р-н). Классический ордер и декор здесь определяли характер здания, но присутствовали и элементы барокко (“ломанная крыша”, пышное украшение интерьеров). Т. о. , классицизм в дворцово-парковом зодчестве Беларуси периода Речи Посполитой распространялся постепенно и не не привёл к отказу от традиций барокко. Но ситуация изменилась после присоединения белорусских земель к Российской империи. По приказу Екатерины II новые хозяева белорусских городов и местечек из числа её фаворитов были обязаны возвести в полученных имениях классические резиденции. Результатом этого стало возведение значительных дворцово-парковых комплексов в Гомеле (1777 – 1796, П Румянцев), в д. Грудиновка (конец XVIII в, Д. Толтой) и Кричеве (1778 – 1787, Г. Потёмкин). Превые два копировали знаменитую ренессансовую виллу «Ротонда», созданную в конце XVI века архитектором Андреа Палладио возле Вичэнцы (Италия). Это были квадратные в плане двухэтажные здания со всем спектром классического декора и большым парадным залом в центре, увенченным куполом. В 1800 – 1805 годах гомельский дворец был расширен за счёт возведения двух боковых павильонов, соединённых с главным корпусом крытыми ионическими колоннадами. Кричевский дворец имел Е-подобную композицию, что подчёркивало чувства его хозяина к империатрице. На границе XVIII – XIX веков классицизм в дворцово-парковом зодчестве Беларуси занял господствующее положение. Возводимые в то время резиденции отличались размерами и композиционным решнием (П-подобные или с особо стоящими флигелями), но имели почти одинаковый внешний вид. Прямоугольные в плане дворцы, «одетые», в тот или иной архитектурный ордер строились в то время по всему региону: в Поставах – К. Тызенгаузом, в Большой Слепянке под Минском – В. Ваньковичем, В Высоком – Ф. Сапегой, в Воложине – И. Тышкевичем, в Альбертине под Слонимом – В. Пусловским и т. д. Только некоторые из представителей элиты стремились в то время внести определённое разнообразие во внешний вид своих усадеб. В 1802 – 1805 гг. для известного коапозитора М.К. Огинского была построена классическая резиденция в д. Залесье под Сморгонью. Оригинальный вид дворцу придавала башня с часами над главным объёмом, а так же его ассимитричность, вызванная пристройкой к западному крылу оранжереи с полуколоннами и арочными окнами. В д. Полонечка Барановичского р-на в начале XIX века главный фасад дворца Радзивилла был украшен изображениями голов античных героев и философов. А усадьба героя восстания 1894 года Т. Вавжавецкого в Видзах Ловчих (Брасловский р-н), возведённая в начале XIX века со стороны парка выделялась галереей-верандой с удвоенными пилястрами, арочными проёмами и аттиком наверху. Дальнейшее развитие классицизма привело к началу строительства на Беларуси новых значительных магнацких резиденций, впечатляющих как своими размерами, так и насыщенностью декора. В 1820-е годы в м. Снов (Несвижский р-н) был возведён великолепный дворец общей протяжённостью 140 м. Он имел около 100 комнат, среди которых выделялся зал площадью более чем 100 квадратных метров. В соответствии с композицией двухэтажные объёмы тут чередовались с одноэтажными и были украшены колоннами ионичного ордера и разнообразным декором. Практически одновременно с ним началось строительство крупного классического комплекса в. д. Жиличи (Кировский р-н). Этот дворец предназначался для местного поветового маршалка И. Булгака, но его возведение затянулось на десятилетия. В результате он представлял собой прямоугольник с просторным внутренним двором. Наиболее ранняя П-подобная часть выделялась тремя портиками коринфского ордера и массивной четырёхэтажной башней в центре. В боковых крыльях размещались оранжерея и фамильная каплица, а торцевой корпус был украшен открытой террасой с колоннами ионичного ордера. Этот дворец состоял из 100 комнат, имел зал для проведения балов 150 квадратных метров. Общей особенностью дворцов того времени была их обособленность от окружения. Достигалось это благодаря “упрятыванию” резиденций в глубине парков, которые переходили в нетронутые лесные мотивы. Эволюция паркового искусства под влиянием классицизма привела к отказу от регулярной схемы и переходу к пейзажной “английской” системе, где светлые пролески чередовались с лесными гаями, а аллеи имели таинственный и извилистый вид. Главным здесь было подчёркивание натуральной прелести природы. Обязательным стало создание больших искусственных водоёмов произвольных форм, в которых отражался дворец и окружающий его парк. Много внимания уделялось насыщению парков малыми архитектурными формами (античные скульптуры, “вечная” чугунная мебель). Кроме этого в них возводились библиотеки и “сокровищницы” с частными коллекциями. В Наровле уцелела утончённая беседка в стиле ампир, а в Щорсах –двухэтажное здание библиотеки конца XVIII века с широкой террасой на четырёх колоннах доричного ордера. В целом на Беларуси сохранилось до нашего времени около 50 дворцово-парковых комплексов в стиле класицизма. Большая часть из них сейчас находится в полуразрушенном состоянии (Залесье, Полонечка, Радзивиллимонты, Сёмково), а остальные приспособлены под административные сооружения (Воложин), школы (Бешенковичи, Видзы Ловчие), техникумы (Жиличи), больницы (Снов, Поставы), клуды и музеи (Альбертин, Гомель)35
|