КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Романтизм. Влияние романтизма на общественное строительство в Беларуси(начало XIX века) Лаконизм изобразительных средств классицизма был не в состоянии полностью удовлетворить европейскую элиту. Так называемые «казармы с портиками», в которые преобразовывались дворцы, и даже храмы, вызвали протест в обществе. Естественное стремление человеческой цивилизации к разнообразию и оригинальности не находила своего выхода в строгом классическом ордере. К тому же в окружении аристократии всё более ярко стало проявляться негативное отношение к новому буржуазному строю. Утрата дворянством своих былых привилегий, а так же повсеместное проникновение духа предпринимательства делали очень привлекательной жизнь в былые «беззаботные» столетия, когда в мире господствовала «гармония в развитии личности и общества». В результате с конца XVIII века широкую популярность приобрели рыцарские романы, в которых воспевались быт и культура средневековья. При этом термин «роман» быстро вышел за границы обозначения только особого вида литературного произведения и стал характеризовать определённую идеализацию событий, поведения людей, их вкусов и окружающей обстановки, которые были «не как у людей, а как в книге». Дальнейшая разработка этой культурной тенденции привела к созданию нового идейно-художественного направления. Его название происходило от французского слова «romanesque», которое обозначает что-то фантастическое и удивительно-красочное, а позднее трансформировалось в обобщающее название «romantisme» Романтизм был распространён в большинстве стран мира до середины XIX века и нашёл своё отражение практически во всех видах архитектуры и искусства. Его главная особенность заключалась в признании полной свободы художественного творчества, которая была направлена не на отображение действительности, а на её переосмысление и приближение к идеалу. Отношение к средневековью как к «золотому прошлому» определило обращение к предшествующим стилям с творческой переработкой их достижений. В первую очередь это относилось к самому красивому средневековому стилю – готике. Её новое переосмысление привело к появлению неоготики, которая имела более совершенную конструкционную систему, а от первоосновы заимствовала эффектные элементы декора: утончённые башни с остроконечными шпилями, стрельчатые арки, оконные и дверные проёмы, витражи и контрфорсы. Неотъемлемым элементом стала имитация оборонительного характера сооружений (наличие узких бойниц, крепостных зубцов). Увлечение архаикой привело к тому, что элита США начала скупать и перевозить к себе европейские замки. На Беларуси быстрому распространению романтизма способствовала ассоциация классицизма с российским самодержавием, что делало борьбу с казарменным стилем своеобразной формой протеста против существующего строя. При этом усиливалась ностальгия по временам ВКЛ, где царили «золотые шляхетские вольности». При подобном подходе отношение правящих кругов империи к романтизму было неоднозначным. Полностью игнорировать новое направление, которое шло из передовых стран мира, было невозможно. Но вместе с тем Россия не имела собственной средневековой готической традиции, а копирование её в Европе и тем более на Беларуси противоречила теории «великой русской культуры». В результате романтизм в официальной архитектуре и искусстве проявился только в отдельных памятниках. Одновременно с этим активно стало пропагандироваться возвращение к древнерусским архитектурным традициям, заимствованным у Византии. Результатом этого стало формировани6е руссско-византийского (псевдорусского) стиля, который должен был защитить страну от возрастающего европейского влияния. При этом перед сказочно – былинной эстетикой патриархальной Руси была поставлена задача с течением времени40 вытеснить из империи неоготичную моду. Полное осуществление этой идеи было нереально, но противостояние неоготики и псевдорусского стиля значительно обогатило отечественное культурное наследие. Завершение эпохи романтизма на Беларуси пришлось на 1860-е годы. Этому содействовало: · подавление восстания 1863 г. И начало тотальной русификации региона; · осуществление в империи ряда буржуазных реформ, которые ускорили общественно-экономическое развитие и утверждение капиталистических отношений; В результате этого на смену романтизму пришли реализм и модерн, а неоготика и псевдорусский стиль стали лишь особыми направлениями в пёстром разнообразии творческих поисков периода эклектики.
Романтическое направление в отечественном градостроении предсавлено относительно небольшым количеством объектов. Объясняется это тем, что городские ансамбли того времени развивались в общеимперском архитектурном направлении, а значит имели преимущественно классическое оформление. Вместе с тем в некоторых случаях происходил отход от общей схемы, и ряд общественных зданий получал всё более оригинальной архитектурное решение. Наиболее ранним проявлением неоготики на Беларуси можно считать ратушу в Чечерске. По желанию З. Чернышёва это местечко было перестроено в классическом стиле. Главной же его доминатой стала каменная ратуша, построенная в 1770-е годы архитектором Д. Кварнеги. В плане она имела форму квадрата с цокальным и двумя основными этажами, первый из которых имел прямоугольные окна, а второй – стрельчатые. Над основным объёмам была размещена кубоподобная надстройка с полукруглыми оконными проёмами. Венчали ратушу четыре угловые и массивная центральная деревянная башня с крепосными зубцами и шпилями, придававшая ей подобие со сказочным замком. Так же романтизм ярко проявился в оформлении парадных входов в Брестскую и Бобруйскую крепости. Оказал романтизм влияние и на типовое строительство. Проект почтовых станций, разработанный в Петербурге в 1846 году, предусматривал оформление их парадного фасада в неоготическом духе – стрельчатые ниши, оконные и дверные проёмы. В середине XIX века возведение таких станций приняло массовый характер (Кричев, Славгород)41.
|