Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Эклектика и модерн в дворцово-парковом зодчестве Беларуси




Читайте также:
  1. FAQ ПО НЕЙРОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
  2. III. Современное общество в ситуации постмодерна
  3. Quot;Перемещенный предмет" постмодернизма
  4. Quot;Симулякры" постмодернизма
  5. АЛЬТЕРНАТИВЫ ТЕОРИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
  6. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М., 2000. – С. 7–8; 98.
  7. В чем заключались особенности развития философской мысли Беларуси?
  8. Влияние романтизма на дворцово-парковое зодчество Беларуси (начало XIX века)
  9. Внутри- и внешнеполитические условия реализации стратегической цели развития Беларуси.
  10. Вопрос 1. Петровские преобразования - начало модернизации и сближения России и Европы.

(II половина XIX - начало XX вв)

Влияние историзма и эклектики на эволюцию частных отечественных резиденций проявилось в ряде факторов, которые влияли на их внешний облик независимо от выбранного стилевого направления.

1 – уже не строились огромные дворцы, место их заняли уютные усадьбы относительно небольших размеров

2 – преимущество отдавалось ассиметрично-ступенчатой композиции, при которой примыкающие один к другому объёмы постепенно возрастали по высоте

3 – доминировала тенденция к стилевому единству в оформлении комплексов, однако каждая резиденция имела неповторимые индивидуальные черты

Неоготика по-прежнему занимала доминирующее место в дворцово-парковом зодчестве. Оригинальный дворец был возведён в д. Красный Берег, Жлобинского р-на (1890 – 1893). Его Г-подобная в плане композиция была дополнена террасой-балконом перед входом, а так же эркерами с контрфорсами под шатрами. Элементы декора из побеленного камня-песчанника удачно сочетались с красными кирпичными стенами и черепичной крышей. Близкая по духу усадьба была возведена в Галовачполье Щучинского р-на (1909). Тут так же имелись гранённые эркеры и отштукатуренный декор, а особенность её заключалась в высоких стрельчатых щитах на фасадах, вертикализм которых подчёркивался башенками – пирамидками. Так же в стиле неоготика были построены усадьбы в Россонах (конец XIX века), в д. Краски Волковысского р-на, д.Любча Новогрудского р-на (1864 – 1870)

Оригинальные сооружения в стиле итальянского «палаццо» возводились на Беларуси под влиянием неоренессанса. Обязательным тут было наличие башни-доминанты с большими арочными окнами, а так же разнообразным декором (руст, аттик, пилястры, ниши), создававшим так называемый «красивый беспорядок». Шикарные неоренессансовые усадьбы были возведены в Пружанах (конец XIX века), д. Лынтупы, Поставского р-на (1907), д. Тарново Лидского р-на (конец XIX века).

Консервативно настроенные круги шляхты стали главными инициаторами возведения в регионе неоклассических дворцов. Они считали, что только античный ордер может придать усадьбе гармоничную целостность , а так же идеальную точность образа и силуэта – Щучин (1890 – 1914), д. Каменполье Миорского р-на (1873), д. Стрелково Клецкого р-на (1909), д. Совейки Ляховичского р-на (1859). Влияние эклектики могло так же проявиться в использовании “ломанной крыши” – д. Опса Браславского р-на (1904), д. Порозово свислочскигшо р-на (конец XIX века).



Ряд неостилей в усадебном зодчестве Беларуси нашёл своё воплощение только в единичных комплексах. Одной из причин редкого обращения к необорокку и неорококо была их ассоциативность с периодом речи Посполитой. Они представлены только усадьбами в д. Желудок Щучинского р-на и в Крупках (обе начало XX века).

Псевдорусский стиль был популярен преимущественно, в проимперских кругах. Как древний терем был оформлен дворец в д. Демьянки Добрушского р-на. Свойственные стилю килеподобные арки могли использоваться как дополнение к другим стилям (д. Станьково, Дзержинского р-на).

Модерн так же довольно слабо представлен в усадебном зодчестве из-за непродолжительного времени своего существования. Для него характерны: ассиметричность, композиция из разновеликих объёмов под сложной крышей, отсутствие привычного декора, акцентрирование внимание на функциональном назначении сооружения. Дворцы в п. Староборисов, п. Свислочь Гродненского р-на (начало XX века). Поиск нового во внешнем оформлении проявился в Лошицкой усадьбе (1890) на окраине Минска, где деревянные элементы декора эффектно смотрелись на фоне отштукатуренных белых стен.49



Значительное влияние оказала эклектика на парковое искусство. Усложнилась структура парков с разделом их на пейзажные и регулярные зоны. При этом каждая из которых сохраняла собственный индивидуальный образ, чему способствовала удачное природное размещение и романтические сооружения. Среди последних выделялись въездные брамы – в д. Большая Липа Несвижского р-на-её центральный объём был прорезан стрельчатой аркой, а входы в крылья – конюшни украшали горельефы с изображением рыцарей (начало XX века). В д. Станьково уцелела «сокровищница» подобная на четырёхбашенный замок (1880). В д. Ворняны Островецкого р-на и д. Лынтупы Поставского р-на издалека были видны огромные башни-донжоны (начало XX века)

Современное состояние большинства из перечисленных памятников, к сожалению, далеко от идеального. Часть из них отведена под административные (Крупки, Лошица, Тарново) и учебные заведения (Каменполье, Любча, Красный Берег), санатории (Краски, Совейки), музеи (Пружаны), больницы (Порозово), а некоторые постепенно разрушаются (Лынтупы, Опса). Вместе с тем эклектичный оригинальный вид делает их ценными памятниками своей эпохи, интересными экскурсионными объектами50

 

 


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 10; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты