Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Изменения в отечественной архитектуре и искусстве в 1920 – 1930-е гг. Памятники общественного и жилищного строительства БССР.




54 Восстановление экономики БССР в 1920-е годы было преимущественно направлено на производственное и сельскохозяйственное строительство. При этом проблемы городской застройки долгое время считались второстепенными, решались более насущные проблемы – ремонтировались полуразрушенные здания и дороги, на пустырях разбивали скверы и парки, проводилось уличное освещение. Только в 1930-е годы были подготовлены генеральные планы реконструкции и развития отечественных городов. Составлялись они за пределами республики – генплан Минска разрабатывался в Ленинграде (1933 – 1938), Витебска – в Харькове (1932 – 1938), Гомеля – в Москве (1932 – 1936). С 1933 года а Минске работал институт Белгоспроета, который занимался разработкой более мелких населённых пунктов (Слуцк, Борисов, Речица). Однако, местные предложения в большинстве случаев не утверждались в Москве, где был взят курс на создание единого архитектурного облика СССР.

Ещё в 1920-х гг. в контексте модерна возникло новое направление – конструктивизм (от латинского «construction» - сооружение), сторонники которого с учётом изменений в технике строительства стремились к максимальной функциональной целесообразности планировочных и конструкционных решений. Его особенности: лаконизм выразительных средств, основанный при отсутствии внешнего декора только на контрасте больших заштукатуренных и застеклённых поверхностей. Так в 1930- е годы ему на смену пришёл так званный «пролетарский» неоклассицизм, главной задачей которого было подчеркнуть монументальность и представительность сооружения.

В соответствии с генпланом белорусские города должны были развиваться комплексно и с течением времени превратиться в значительные культурно-производственные объекты. Важная роль отводилась главной улице, вдоль которой планировалось дальнейшее развитие населённых пунктов. (в Минске – ул. Советская, в Могилёве – ул. Первомайская, в Гомеле – ул. Кирова). Общественно – административные сооружения размещались, как правило, в центре города, а жилищные кварталы и промышленные объекты на периферии. Особое внимание придавалось созданию просторных «парадных» площадей, около которых группировались наиболее значительные государственные учреждения. Большие зоны массового отдыха организовывались в городских парках и пригородной зоне (в Минске – район Комсомольского озера).

Историческая застройка городских центров, дореволюционное жилые и общественные сооружения переоборудовались для потребностей новой власти. Целые кварталы были уничтожены при создании новых городских площадей или возведении крупных общественно – административных объектов. В 1930-е годы были взорваны и некоторые шедевры культового зодчества Беларуси – Богоявленский собор в Могилёве, Казанский и Петропавловский соборы в Минске. Сносились и старые памятники (в Гомеле – фельдмаршалу И. Паскевичу, в Минске – Александру II).

В жилищном секторе с 1918 года создавались «бытовые коммуны» - большие квартиры в дореволюционных доходных домах заселялись сразу несколькими семьями. Первый их этаж отводился под учреждения соцкультбыта, а несколько комнат отдавались под общественные нужды (детские сады, красные уголки, читальни). Строительство нового каменного жилья активизировалось только с конца 1920-х годов, когда стали возводиться «дома – коммуны». Эти здания имели огромные размеры и предусматривали покомнатное размещение жильцов. Цокольный и первый этаж были в общественном пользовании (столовая, библиотека, прачечная, детский зад, актовый зал). Жилые комнаты объединялись в небольшие группы, которые имел общий холл, кухню и туалет. До сегодняшнего дня частично переоборудованные дома-коммуны сохранились в Витебске (1927 – 1929,) и Гомеле (1930 – 1934, архитектор С. Шабуневский).

В 1930-е годы развернулось массовое жилищное строительство. Значительная часть зданий возводилась по общим стандартам с минимумом декора. Одновременно с ними по индивидуальным проектам строились «дома специалистов», которые располагались на главных городских магистралях и имели более представительный вид (Минск, 1932 – 1936, архитектор М. Маклецова). От домов – коммун они отличались квартирной планировкой, а также богатым фасадом с неоклассическими ордерными элементами (колонны и пилястры, орнаментальные вставки). С конца 1930-х произошёл переход от строительства особых жилых домов к качественно новой застройке целых кварталов в едином неоклассическом стиле. В Минске оригинальный городской ансамбль многоквартирных домов с 1939 года начал создаваться в районе Круглой площади (арх. А. Брегман, Р. Столер).

Наиболее ярко новые подходы в градостроении проявились в общественной архитектуре. Эти здания должны были стать новыми доминатами, поэтому возводились по индивидуальным проектам. В сфере образования это в первую очередь касалось высших учебных заведений, большинство из которых размещалось в Минске. Строились университетский городок (1928 – 1931, арх. И. Запорожец, Г. Лавров), политехнический институт (1930-1936 , арх. Г.Лавров), институт физической культуры (1936 – 1939, арх. А. Брегман, А. Воинов). На первом этапе их возведения ещё ощущалось влияние конструктивизма, что проявилось в нетрадиционных очертаниях учебных корпусов и больших оконных проёмах. У неоклассицизма были заимствованы портики, резалиты, колонны и пилястры без ваз и капителей. Средние учебные заведения строились преимущественно по типовым проектам и только в особых случаях получали неоклассический декор – школа на улице Красноармейской в Минске имела полукруглую колоннаду над главным входом (1938 - 1939, арх. Г. Якушка).

В 1930-е гг. в Минске велось строительство Академгородка (арх. Г. Лавров, И. Лангбард). Уникальное решение получил главный корпус, который состоял из двух примыкающих один к другому под прямым углом объёмов, соединённых между собой парадной трёхмаршевой лестницей и центральным вестибюлем, над которым располагался большой зал заседаний. Для придания целостности всей композиции эти объёмы были объединены по внешнему периметру ещё и двухрядной массивной колоннадой, которая придавала комплексу величественный и монументальный вид.

По проекту Г. Лаврова в Минске была возведена библиотека им. Ленина (1930 – 1934). Именно здесь конструктивизм был воплощён наиболее полным образом – при проектировании, прежде всего, учитывалось функциональное предназначение помещения, а его планировка была основана на сочетании простых геометрических форм. Почти полностью отсутствовал внешний декор – только главный вход акцентировался опорными столбами, которые поддерживали нависающий над ними полукруглый объём.

Много внимания уделялось развитию сети объектов культурной сферы. Первоначально под них приспосабливали уже существующие сооружения – в Минской синагоге разместился еврейский театр, а в Красном костёле – театр юного зрителя. Позже повсеместно стали возводить дома культуры – сначала по индивидуальным проектам в стиле конструктивизм (Бобруйск, 1927 – 1930, арх. А. Оль; Витебск, 1932, арх. А. Васильев), а поздней и с учётом типовых разработок с использованием упрощённого неоклассицизма (1938, Чечерск, 1939, Слуцк). Особое место занимали Дома Красной Армии, которые выделялись большими размерами и представительным видом. Наиболее известный – Дом Красной Армии в Минске (1934 – 1939, арх. И. Лангбард), возведённый на месте бывшего архиерейского подворья. В этом монументальном П-подобном здании размещались многочисленные учебные и выставочные помещения, библиотека, два больших зала, спортивный комплекс с бассейном. Его фасады украшали колонны на ¾ выступающие о поверхности стен.

Крупнейшим культурным сооружением того времени в БССР был столичный Татр оперы и балета (1934 – 1938). Сначала его проектированием занимался Г. Лавров, и планировалось, что здесь будут организовываться сложные театральные зрелища с использованием кинематографа и механизмами для быстрой замены декораций. Зрительный зал в виде амфитеатра с двумя рядами балконов рассчитывался на 3 тысячи55 мест. Однако, на заключительной стадии проект передали И. Лангбарду, который сократил количество мест в два раза и значительно упростил внешний декор.

С административных сооружений того времени особое место занимали Дом правительства в Минске (1929 – 1934) и Дом Советов в Могилёве (1937 – 1939), которые были построены практически по одинаковым проектам (арх. И. Лангбард). Оба эти здания имели сильно выступающие боковые крылья, что позволило создать полуоткрытый парадный двор. Для придания им динамичности и определённого вертикализма использовалась ступенчатая композиция. Прослеживалась здесь и связь с конструктивизмом – точная функциональная организация внутреннего пространства, лаконизм внешнего декора. В 1939 году в Минске началось возведение здания ЦК КПБ (арх. В. Вараксин, А. Воинов), где впервые использовались сборные железобетонные конструкции и башенные краны. Однако, завершить эту стройку до войны так и не успели.

В целом, в архитектуре БССР межвоенного периода хорошо прослеживается тенденция к созданию качественно нового стилевого направления и отрицание значительной части накопленного в прошедшие столетия строительного опыта. Так, единственным проявлением неоготики стал вокзал в д. Бигосово Верхнедвинского района, где главный вход украшали две массивные башни с имитацией бойниц и зубчатого парапета наверху (1926). Во всех остальных случаях доминировал конструктивизм или упрощённый неоклассицизм.

При этом необходимо отметить, что подавляющее большинство новых сооружений возводилось в крупных городах, среди которых лидирующее место занимала столица БССР. Именно здесь концентрировались государственные и культурно – просветительные учреждения, работали самые известные архитекторы. Среди сохранившихся до наших дней значительных архитектурных памятников также необходимо назвать – гостиница Беларусь (1934 – 1938, арх. А. Воинов), гидрометеорологическую обсерваторию (1934, арх. И. Володько), отдельные корпуса 1-й и 2-й клинических больниц (начало 1930-х), Дом печати (1931); в Могилёве – гостиница «Днепровская» (1938 – 1940, арх. А. Брегман, А. Воинов) и кинотеатр «Красная звезда» (1930 – 1931, арх. Э. Лосер).56

 

30. Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: Софийский собор г. Полоцк

Дата строительства и оновления: между 1044—66 гг., 1738—50 гг


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2025 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты